Стиль
Впечатления Лучший на «Оскаре»: о чем фильм «CODA: Ребенок глухих родителей»
Стиль
Впечатления Лучший на «Оскаре»: о чем фильм «CODA: Ребенок глухих родителей»
Впечатления

Лучший на «Оскаре»: о чем фильм «CODA: Ребенок глухих родителей»

Фото: kinopoisk
Фильм о том, как живется единственному слышащему человеку в семье глухих, победил на 94-м «Оскаре». Рассказываем, почему именно эту, на первый взгляд, частную тему Американская киноакадемия сочла важнейшей

Старшеклассница Руби живет в семействе рыболовов, где единственная может слышать. Мать, отец и старший брат — глухие с рождения. С раннего возраста Руби помогает им общаться с миром, а они не представляют себе жизни без нее. Поэтому, когда она откроет в себе талант к пению и соберется построить с его помощью свое будущее, ей придется заставить родных «услышать», насколько ее намерения серьезны. Парадокс, но в глазах родителей она остается ребенком, несмотря на то что очень рано повзрослела, оказавшись единственной возможностью для своей семьи наладить контакт с миром, который этому взаимодействию сопротивляется.

Начав со статуса «летний фильм для хорошего настроения», лента Шан Хейдер пришла к главной награде Американской киноакадемии — «Оскару» за лучший фильм. Премьера «CODA» (расшифровывается как child of deaf adult — ребенок глухих взрослых), ремейка французской музыкальной драмы «Семейство Белье» о фермерах-сыроварах, состоялась на фестивале «Сандэнс» зимой 2021 года, через пару дней стриминг Apple TV+ выкупил права на дистрибуцию за $25 млн и после короткого кинотеатрального проката выпустил фильм онлайн.

Еще до «Оскара» картина собирала награды: Gotham Awards, премию Гильдии киноактеров, премии Ассоциации критиков Голливуда, BAFTA, Critics' Choice и другие, неизменно отмечавшие вклад глухих артистов Троя Коцура и Марли Мэтлин в создание фильма. Отец и мать Руби показаны как страстно влюбленная пара, брат — как ответственный и способный принимать большие решения юноша.

Фото: Kinopoisk

Все три актера — глухие, но сцены с их участием язык не повернется назвать такими же. Трой Коцур, сыгравший отца семейства Фрэнка Росси и получивший «Оскар» за эту роль, порой звучит громче и ярче всех, изъясняясь на языке жестов. А их перепалки друг с другом каждый раз проходят на пике эмоциональной амплитуды: когда Джеки (Марли Мэтлин) говорит дочери, что молилась, чтобы она была глухой от рождения, иначе боялась не найти с ней общий язык, у зрителя сердце рвется на части. «CODA» балансирует на извилистой линии жизни, в которой родственные отношения далеко не всегда строятся на понятии «справедливость», а близкие люди часто рискуют присвоить привычное удобство. В такой ситуации главное — не сорваться в пучину жадного желания обладать, безраздельно владеть вниманием своего ребенка, мужа, брата. Единственный способ избежать этого — услышать друг друга, даже когда это физически невозможно.

Когда она откроет в себе талант к пению и соберется построить с его помощью свое будущее, ей придется заставить родных «услышать», насколько ее намерения серьезны.

Работу Шан Хейдер, награжденную «Оскаром» также за лучший адаптированный сценарий, никак не назовешь масштабной большой картиной, вроде «Унесенных ветром», «Повелителя бури», «Касабланки» или «Крестного отца». Кто бы мог подумать, что именно эта история поможет Apple TV+ получить статус первого стриминга с «Оскаром», к которому из года в год стремится Netflix, вкладываясь в продвижение концептуальных долгостроев вроде «Манка» или «Ирландца».

Драма «CODA» — это пример независимого кинематографа, чья награда в категории «Лучший фильм» исключение из правил. Первым подобным фильмом, отмеченным Академией в этой номинации, был «Марти» 1955 года — история о мяснике из Бронкса, который влюбился в простушку Клэр. В 1990-м премию присудили драмеди «Шофер мисс Дейзи», а в 2019-м — «Зеленой книге». Тоже исключения — частные истории, не претендующие на масштаб, но оказавшиеся глубже и пронзительнее многих эпиков и пеплумов, заставлявших замирать переполненные залы кинотеатров.

Фото: Kinopoisk

Встроенная в формат музыкальной драматической истории «CODA» показывает глухих и слабослышащих как людей, живущих полноценной жизнью и старающихся интегрироваться в общество и экономику. Именно этот факт выделяет фильм Хейдер среди других картин, посвященных проблемам меньшинств, вытолкнутых обществом за пределы «нормы», и обозначает, что разнообразие в кинематографе может быть не только гендерным или расовым.

«Дядя Ваня» по-японски: зачем смотреть фильм «Сядь за руль моей машины».