Удар от Уилла Смита и победа Apple TV+: как прошла церемония «Оскар»
94-я церемония вручения премии Американской киноакадемии прошла в театре «Долби»: в этом году академики решили вернуться к традиционному формату торжества, оставив в прошлом пандемийный эксперимент с организацией красной дорожки на вокзале Union Station.
Сцену театра «Долби» украсил лауреат премии «Эмми» художник-постановщик Дэвид Коринс, задумав ее как «волшебный портал в будущее». Войти в него удалось Apple TV+ — впервые в категории «Лучший фильм» «Оскар» получила стриминговая картина. «CODA: Ребенок глухих родителей» также взяла награды в категориях «Лучшая мужская роль второго плана» (Трой Коцур — первый глухой актер с «Оскаром») и «Лучший адаптированный сценарий» (Шан Хейдер).
«Власть пса» — вязкая драма Джейн Кэмпион, автора «Пианино» и лауреатки сценарного «Оскара» к нему, — претендовала на 12 наград, но взяла только одну, зато знаковую. Академия присудила Кэмпион статуэтку за лучшую режиссуру, благодаря чему она стала третьей в истории премии женщиной-режиссером, получившей награду. До Кэмпион «Оскаром» награждали Хлою Чжао («Земля кочевников», 2021) и Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», 2010).
Азиатский кинематограф вновь укрепился в Голливуде: размеренная драма «Сядь за руль моей машины» японца Рюсукэ Хамагути взяла награду как лучший фильм на иностранном языке.
Актеры Джессика Честейн и Уилл Смит удостоились первых в своей карьере наград Академии. Честейн вместе с Эндрю Гарфилдом снялась в биографической драме «Глаза Тэмми Фэй» о телеевангелистах Тэмми Фэй Беккер и Джиме Беккере и получила премию Гильдии актеров, после чего букмекеры сделали на нее ставки в оскаровских прогнозах и не прогадали.
А вот победа Уилла Смита, сыгравшего в байопике «Король Ричард» отца Серены и Винус Уильямс, удивила многих. Во-первых, конкуренты у него были сильные: «соревноваться» пришлось с Бенедиктом Камбербэтчем, чей перформанс во «Власти пса» номинировался на «Золотой глобус» и BAFTA (без наград); Хавьером Бардемом, сыгравшим суперзвезду американского телевидения Дэзи Арназа, мужа и бизнес-партнера Люсиль Болл; Эндрю Гарфилдом из музыкальной драмы «Тик-так… БУМ!», показавшим выдающуюся игру; и наконец, Дензелом Вашингтоном из «Трагедии Макбета», трагично выступившим в черно-белом эксперименте Джоэла Коэна.
Каждая роль и картина по-своему примечательные, объединенные, правда, постпандемийной судьбой: стриминговым «прокатом». Преступно было бы не отметить, что в этом году «стриминговое кино» победило «большое кино» с показами в кинотеатрах. Без наград остались «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона и «Аллея кошмаров» Гильермо Дель Торо. Хотя масштабная фантастика «Дюна» Дени Вильнева взяла шесть статуэток, но не актерских, а технических — за звук, саундтрек (второй «Оскар» в карьере Ханса Циммера), операторскую работу, монтаж, визуальные эффекты и работу художника-постановщика.
Плюс ко всему результаты зрительского «Оскара», впервые проведенного с голосованием в Twitter, продемонстрировали еще один триумф стримингов: зомби-боевик «Армия мертвецов» Зака Снайдера, показанный на Netflix, был признан лучшим фильмом (вопреки всем трем Питерам Паркерам из кассового хита «Человек-паук: Нет пути домой»).
Но вернемся к Уиллу Смиту и его награде, потому что без него 94-я церемония не была бы хоть сколько-нибудь примечательной. Удивление вызвала не только конкуренция, но и произошедший во время церемонии инцидент. Актер отвесил пощечину комику Крису Року, выступавшему на сцене. Так Смит вступился за свою жену Джаду Пинкетт-Смит, возмущенный шуткой в ее адрес о том, что ей стоит сняться во второй части «Солдата Джейн» (Джада присутствовала на церемонии с обритой головой из-за алопеции, с которой актриса решила смириться).
Выходка Смита не сорвала церемонию — напротив, ему выдали запланированный «Оскар», забирая который актер плакал и говорил о своем герое Ричарде Уильямсе, яром защитнике своей семьи.
Крис Рок не заявил в полицию, зато «роковая» пощечина вывела этот «Оскар» в топы обсуждений в соцсетях и в прессе. А вот триумф фильма «CODA» о вечных семейных ценностях и репрезентации сообщества глухих людей потерял возможность окрасить финал церемонии в радикально позитивные тона: Уилл Смит забрал все внимание.
Лауреаты премии «Оскар-2022»
Лучший фильм
• «CODA: Ребенок глухих родителей»
Лучший актер
• Уилл Смит, «Король Ричард»
Лучшая актриса
• Джессика Честейн, «Глаза Тэмми Фэй»
Лучший режиссер
• Джейн Кэмпион, «Власть пса»
Лучшая актриса второго плана
• Ариана ДеБос, «Вестсайдская история»
Лучший актер второго плана
• Трой Коцур, «CODA: Ребенок глухих родителей»
Лучший адаптированный сценарий
• Шан Хейдер, «CODA: Ребенок глухих родителей»
Лучший оригинальный сценарий
• Кеннетт Брана, «Белфаст»
Лучший иностранный фильм
• «Сядь за руль моей машины» (Япония)
Лучший анимационный фильм
• «Энканто»
Лучший документальный фильм
• «Лето соула»
Лучший оператор
• Грег Фрейзер, «Дюна»
Лучшие визуальные эффекты
• «Дюна»
Лучшая песня
• «No Time To Die» из фильма «Не время умирать», музыка и текст Билли Айлиш и Финнеас О'Коннелл
Лучшие костюмы
• «Круэлла»
Лучший монтаж
• «Дюна»
Лучший звук
• «Дюна»
Лучший оригинальный саундтрек
• «Дюна»
Лучшая работа художника-постановщика
• «Дюна»
Лучший короткометражный анимационный фильм
• «Стеклоочиститель»
Лучший короткометражный фильм
• «Долгое прощание»
Лучший короткометражный документальный фильм
• «Королева баскетбола»
Лучший грим и прически
• «Глаза Тэмми Фэй»