Стиль
Впечатления Машина времени: где и как снимали фильм «Ирландец»
Стиль
Впечатления Машина времени: где и как снимали фильм «Ирландец»
Впечатления
Машина времени: где и как снимали фильм «Ирландец»
© Niko Tavernise / Netflix
Художник-постановщик Боб Шоу, работавший над фильмом Мартина Скорсезе «Ирландец», рассказал, как ему удалось воссоздать атмосферу 70-х годов прошлого века и превратить современный Нью-Йорк в Филадельфию эпохи Фрэнка Ширана.

27 ноября на Netflix вышел новый фильм Мартина Скорсезе «Ирландец», снятый по роману адвоката-писателя Чарльза Брандта «Я слышал, ты красишь дома?». Свое произведение Брандт представил миру в 2004-м, собрав воспоминания своего клиента — Фрэнка «Ирландца» Ширана — о гангстерском прошлом Америки, в котором нашлось место не только делам мафии и профсоюзов, но и конспирологической версии убийства Кеннеди. Название романа отсылает к криминальному эвфемизму: малярами называли киллеров.

Фильм с участием Роберта Де Ниро, Аль Пачино, Джо Пеши, Харви Кейтеля и других выдающихся артистов снимали 106 дней. Драматическая история киллера Ширана, исправно работавшего на профсоюз Джимми Хоффа и мафиозную семью Буфалино, охватывает три десятилетия — от 50-х до 80-х. Сценарий Стивена Зеллиана отправляет зрителя в прошлое и возвращает в настоящее в диапазоне с 1949 по 2000 годы.

Художник-постановщик «Ирландца» Боб Шоу в интервью Deadline раскрыл подробности подготовки к съемкам картины, требующей тщательной реконструкции обстановки середины XX века. Ему пришлось организовать на площадке машину времени для репрезентации 50 лет американской истории — непростая задача для художника. Хотя Шоу профессионал. В его резюме сияет 10-летний опыт работы над сериалом «Клан Сопрано», благодаря которому Боб основательно набил руку в гангстерском декоре. Дополняет достижения драматическое шоу «Безумцы» с фетишистским подходом к воссозданию 60-х и сериал «Винил», действие которого разворачивается в 70-х.

Со Скорсезе постановщик познакомился во время работы над «Волком с Уолл-Стрит», в команду «Ирландца» попал за два с половиной года до начала съемок.

«Сценарий тронул меня. Моя семья из южной Филадельфии, я сам родился там. Мои близкие жили там, где жил Фрэнк, — вспоминает Шоу. — В сценарии магазинчик штор, принадлежавший Расселу Буфалино, базировался в Уилкс-Барре в Пенсильвании. Это напомнило мне, что у братьев моей бабули, по странному совпадению, был магазинчик нижнего белья, который в действительности не торговлей занимался. Бабушка однажды там работала, но на деле оказалось, что магазин маскируется под букмекерскую контору. Не уверен, что схема была такой же продуманной, как у Рассела Буфалино (Джо Пеши), но в сценарии я нашел много вещей, которые меня взбодрили».

Родство со сценарием «Ирландца» помогло Шоу быстро сориентироваться и понять, что фильму действительно будет нужно. Постановщик наделил визуальную составляющую «Ирландца» деталями вроде названий магазинов, забегаловок и ресторанов Филадельфии той эпохи. «Марти всегда получал удовольствие от этих деталей», — добавляет Шоу.

Процесс подготовки к съемкам начался с подсчета локаций и составления топ-листа мест, которые идеально подходят сеттингу, — с этим помогал менеджер по локациям и продюсер Ричард Бэррат. С самого начала было понятно, что запечатлеть все места в существующем виде не получится: например, несколько заправок, упомянутых в воспоминаниях Фрэнка, давно стали чем-то иным — магазинами, закусочными, автомойками. Так что для фильма часть объектов пришлось отстраивать с нуля по фотографиям.

Один из важнейших для сюжета ресторанов Villa di Roma, бывший популярным местом в Филадельфии, снимали в Нью-Йорке, в интерьерах католической церкви святого Матфея в районе Квинс. Ради нескольких сцен Скорсезе заглянул вглубь Лонг-Айленда. Здание Teamsters Local 299 в Детройте снимали в городке Минеола, там же нашли аналог чикагской закусочной. Сцену с Джимми Хоффой (Аль Пачино) на озере Орион сняли в округе Патнам на Гудзоне. Детройтский дом, где предположительно убили Хоффу, изображал коттедж в нью-йоркском районе Уайт-Плейнс. Это позволило сэкономить время на съемки.

К эпизоду, где Рассел и Фрэнк наслаждаются хлебом и вином в процессе беседы, приложил руку Де Ниро: он попросил, чтобы винные бокалы на ножках заменили стеклянными стаканами, потому что в итальянских тратториях прошлого века вино подавали иначе.

Чествование Ширана профсоюзным сообществом проходило в знаменитом Latin Casino в Пенсильвании, закрытом с 80-х. В фильме им выступил заброшенный гарлемский клуб Alhambra Ballroom — изнутри, а снаружи под развлекательное заведение замаскировали супермаркет Pathmark. Настоящий Latin Casino определенно отличался от представленного в «Ирландце», например, его потолки были ниже и скромнее в отличие от гарлемской недвижимости с круглым сводчатым куполом.

Несмотря на то что большая часть истории Ширана разворачивается в Пенсильвании и Огайо, Скорсезе предпочел не отдаляться от знакомого Нью-Йорка и Восточного побережья, но сумел благодаря участию Боба Шоу создать кинематографическую иллюзию перемещения в противоположные концы Америки. Так городок Патерсон в Нью-Джерси послужил местом съемок автомобильного путешествия Ширана и Буфалино на свадьбу в Огайо.

Отдельные сцены были сняты в городке Сафферн в округе Роклэнд. В частности, в ресторане da Nina на проспекте Лафайет и в пиццерии Forgia Brick Oven. По словам менеджера локаций Кипа Майерса, Сафферн выбрали за холмистые дороги, ретро-фасады и близость к Нью-Йорку.

Всего для съемок «Ирландца» Шоу задействовал 295 локаций.