Лунная долина смерти: как снимали погоню на роверах для фильма «К звездам»
«К звездам» рассказывает об астронавте Рое Макбрайде, который отправляется в далекое и одинокое путешествие к Нептуну в поисках своего пропавшего отца. Мировая премьера фильма состоялась на Венецианском фестивале, в российский прокат фильм вышел 26 сентября.
Режиссера Джеймса Грэя — автора поэтического произведения «Затерянный город Z» об исследователе амазонских джунглей — трудно назвать экспертом в области экшена. Однако в философско-терапевтический сюжет фильма «К звездам», который он называет космическим «Апокалипсисом сегодня», постановщик добавил необычайно яркую сцену на поверхности Луны. В этом эпизоде герой Брэда Питта в составе кавалькады на лунных роверах пытается отразить атаку пиратов. Зрелищностью, динамичностью и напряженностью сцена ничем не уступает дорожным погоням из «Безумного Макса» Джорджа Миллера.
Лунные просторы в фильме Грэя изображала калифорнийская Долина смерти, пейзажи которой засняли на 35-миллиметровую пленку в инфракрасном диапазоне. Оператор Хойте Ван Хойтема («Интерстеллар», «Дюнкерк») применил специальную 3D-установку с инфракрасными камерами Alexa 35 для съемок в пустыне с дублерами на роверах. «В сущности, это создало очищенный, жесткий солнечный свет, который будто врезается в безатмосферное пространство, — рассказал Ван Хойтема IndieWire, добавив, что замедлил изображение, чтобы создать эффект пониженной лунной гравитации. — Напряжение не обязательно искать в скорости, можно "хакнуть" физику и само повествование».
Специалисты по визуальным эффектам из студии Method, работавшие над фильмом, заменили поверхность Долины смерти анимированной лунной, а затем добавили крупные планы Питта, снятые Ван Хойтемой в лос-анджелесском павильоне. «Была интересная комбинация подходов. Чистое голубое небо над пустыней в инфракрасном диапазоне почернело, и мы получили изображение с высокой контрастностью, а местность с желтовато-красным песком стала серебристо-белой. Это был отличный базовый слой, — считает Аллен Марис, руководитель команды специалистов по визуальным эффектам. — Но рельеф был полностью заменен — на Луне нет песчаных дюн и холмов. Зато нам не пришлось обрабатывать большую часть неба, за исключением тех случаев, когда нам попадались облака».
Когда фон и поверхность были готовы, в кадр добавили симуляцию Луны в вакууме, чтобы создать пылевые потоки и следы от колес роверов. Рельеф рисовали по многочисленным фотографиям земного спутника с высоким разрешением и по кадрам документального фильма «Ради всего человечества» 1989 года. Там Method обнаружил уникальные визуальные подсказки. «Небольшие кратеры и другие особенности текстуры местности сильно отличаются от земной поверхности, — объяснил Джед Смит из Method. — Мы заменили большую часть ландшафта Долины смерти, потому что ее дюны — это следы воздушных потоков в плотной атмосфере. И они исключают наше восприятие расстояния, потому что на Земле есть атмосферная перспектива, которая размывает расположенные вдали объекты, а на Луне этого не бывает».
После к новообретенному пейзажу добавили еще несколько роверов в CG и объединили все с кадрами из павильонов. С помощью компьютерной графики на шлемы астронавтов нанесли блики и отражения, а также добавили несколько панорамных сцен, показывающих положение роверов относительно друг друга в тот момент, когда они приближались к темной стороне Луны.
«Это была возможность продемонстрировать новую систему визуализации для рендеринга лунной поверхности, — добавил Смит. Один из моих любимых кадров — когда к солнечным панелям приближается пиратский ровер. Здесь каждый кадр строится в новой позиции, в новом фоне, и мы должны были сделать эти перемены непрерывными».
Другой составляющей сцены погони по Луне стали взрывы и стрельба. Пираты обстреливали кортеж с Брэдом Питтом из специального оружия под названием Stilettos с трассирующими пулями. Команде по спецэффектам нужно было придумать, как такие снаряды могли бы оставлять световой след в вакууме. Оказалось, что это возможно в случае, если рельсовые пушки будут стрелять расплавленным металлом. Так получились красноватые трассирующие пули и снаряды, которые снимали на натуре, но раскрашивали на компьютере. Для огневой поддержки с базы — три ярко-оранжевых снаряда — смоделировали симуляцию, которая демонстрировала удар астероида о поверхность Луны. Получившийся результат повторили в кадре.