Пионеры модерна, ведьмы и Берлин в «Суспирии» Луки Гуаданьино
В картине, номинированной на «Золотого льва», режиссер Лука Гуаданьино решил обратиться к эстетике мастеров модерна — Ле Корбюзье и Адольфа Лоза. Основным его помощником по творческому процессу выступила дизайнер Инбал Вейнберг. Среди прочих ее работ можно отметить сотрудничество с Мартином Макдоной в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и с Кэри Фукунагой в картине «Безродные звери».
Действие «Суспирии» разворачивается в вымышленной академии танцев в 1970-х годах в Берлине, в разгар холодной войны. По словам Вейнберг, она обратилась к раннему модернизму, чтобы сформировать «минималистичную институционную» эстетику фильма. В частности, она ссылалась на архитектуру, возникшую в стенах школы Баухаус, а также на проекты австрийских архитекторов Иозефа Хоффмана и Адольфа Лоза.
«Мы собирались сосредоточиться на пионерах модерна, особенно на австрийской архитектуре начала XX века, — сказала Вейнберг. — Лоз и Хоффман были важны, поскольку они выступают своеобразным мостом между концом XIX века и тем, что в итоге стало баухаусом. Так что вы можете почувствовать и дух классицизма».
По сюжету «Суспирии» молодая американка Сьюзи Баннион (Дакота Джонсон) присоединяется к труппе престижной Академии танцев в Берлине. Позднее выясняется, что академией управляют ведьмы, совершающие жуткие ритуалы за закрытыми дверьми.
«Действие двухслойное: первое очень аутентичное, связанное с местом и временем — 1997 год, Берлин; второе — это ведьмовской мир, где случается странное. Когда мы создавали слой реальности, нашей целью была подлинность. Поэтому мы углубились в исследование прошлого. Смотрели фильмы, снятые в Берлине в те годы. Мы действительно хотели удержаться за эту реальность», — объяснила Вейнберг.
По ее словам, Берлин был мрачным местом и многие революционные решения в искусстве происходили в андеграунде. Но архитектура города была достаточно серой: «Берлин был разделен стеной на две части, походил на заброшенную землю».
«Необходимо было передать, что студия существует давно, непонятно, с каких конкретно времен, так что мы постарались дать ей исторический флер, который тянется сквозь разные эпохи, — рассказала Вейнберг. — Когда-то эта студия была грандиозной, но теперь мы видим ее угасающую версию, потому что она застряла между различными эпохами: здесь присутствуют и ар-деко, и немного модернизма. И она все равно производит потрясающее впечатление».
Сама танцевальная академия находилась прямо напротив Берлинской стены. Для съемок фильма была выбрана локация в Италии — заброшенный Гранд-отель Кампо-деи-Фиори в Варезе, который Вейнберг вместе с командой перестроили так, как требовал фильм.
Команда дизайнеров и художников трансформировала изначальный интерьер отеля, оформив его декоративной мозаикой с цветочными мотивами. «Я сомневаюсь, что мы достигли элегантной простоты Ле Корбюзье, но мы определенно сделали нечто похожее на ранний модернизм».
Результат, по словам Вейнберг, очень напоминает работы Адольфа Лоза, поскольку сочетает декоративные элементы архитектуры XIX века с модернизмом XX века.
«Дизайн существует в этой красивой промежуточной части. Мы использовали много мрамора, в котором есть и движение, и цвет», — отмечает художник.
Кухня танцевальной академии спроектирована в утилитарной эстетике, близкой к «революционной» франкфуртской кухне, созданной австрийским архитектором Маргарете Шютте-Лихоцки в 1926 году и послужившей прототипом встраиваемой кухонной мебели.
«Хотя действие фильма происходит в 1970-х, мы нашли элементы, созданные в начале 1900-х годов. Кроме того, академия пережила две войны, и это должно было повлиять на интерьеры», — добавила Вейнберг. Также художники обратились к интерьеру кухни в доме-музее семьи Сонневельд в Роттердаме, одном из наиболее сохранившихся модернистских объектов в Нидерландах, и кухонным комнатам в домах, спроектированных Ле Корбюзье.
Главный танцевальный зал академии Вейнберг оформляла, консультируясь со специалистами австрийского бренда J. & L. Lobmeyr, которые занимались установкой люстр в стиле 1960-х, первоначально предназначавшихся для здания Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.
В квартире Мадам Блан (Тильда Суинтон) можно увидеть наиболее старательную работу художников. Здесь обращают на себя внимание выдержанная в черных оттенках танцевальная студия и комната с узорной мебелью и обоями в технике муар от миланской мануфактуры Dedar. Квартира декорирована геометрическими узорами баухауса, выполняющими в фильме роль ведьминской символики.
Фильм «Суспирия» был представлен на Венецианском кинофестивале и получил награду за саундтрек, написанный музыкантом и лидером группы Radiohead Томом Йорком. Мировая премьера картины состоялась 2 ноября.