Стиль
Впечатления Юность, любовь, девятый вал: каким получился фильм «Море волнуется раз»
Стиль
Впечатления Юность, любовь, девятый вал: каким получился фильм «Море волнуется раз»
Впечатления

Юность, любовь, девятый вал: каким получился фильм «Море волнуется раз»

Кадр из фильма «Море волнуется раз»
Кадр из фильма «Море волнуется раз»
Главный приз 32-го «Кинотавра» достался фильму «Море волнуется раз» Николая Хомерики. Это тихая картина о любви, ставки на которую делали не все. Победа удивила и самого режиссера — это первое, что он сказал, выйдя на сцену

«Море волнуется раз» начинается с бодростью «Шапито-шоу»: где-то на южном курорте подростки горячо спорят с занудой-вожатым, решившим объяснить им, что такое любовь, и убегают в лес, чтобы постичь ее самостоятельно в старом доме — без электричества, стекол и дурацких подсказок. Но стоит беглецам отдалиться от реальности, как исчезает и бойкость фильма: он превращается в медленную (дипломатичные критики скажут: «медитативную») разговорную драму. Девочка и мальчик любят друг друга, но у них ничего не выходит — ни поссориться, ни помириться, ни заняться сексом. Невинность превращается в проклятье: герои не знают, как говорить о своих чувствах, не раня друг друга, а нежность и хрупкость превращаются в стыд и вину: неопытный парень чувствует себя слабым, напуганная девушка — жестокой. Потом вселенная вдруг делает героям сказочный подарок, которого в реальности не дождешься ни от одного терапевта. Рядом с хижиной молодых героев обнаруживается лачуга взрослой пары (их играют Юлия Ауг и Андрей Смоляков). Они не назовут своих имен, но зритель сразу поймет: это настоящее и будущее поселились по соседству и сейчас начнут борьбу за границы дачных участков. Кажется, это не спойлер: молодые актеры Ольга Бодрова (дочь Сергея Бодрова, которую «Кинотавр» наградил призом за лучшую женскую роль) и Валерий Степанов очень похожи на Юлию Ауг и Андрея Смолякова. Да и не появится в кадре других героев, которые могли бы поставить под сомнение глубокую связь двух рыжеволосых пар. Так что молодые влюбленные смогут всмотреться в свое будущее и поучиться на собственных ошибках еще до того, как их совершат.

Кадр из фильма «Море волнуется раз»
Кадр из фильма «Море волнуется раз»

Эту сюжетную конструкцию — в чем-то бесхитростную и даже ленивую — усложняет важный рефрен: юная героиня постоянно видит сны, в которых и на ее панельную многоэтажку, и на весь мир скоро обрушится волна высотой в небо. И этот образ не только превращает наивную и солнечную «Голубую лагуну» в пред-апокалиптическую «Меланхолию», но и заставляет видеть в «Море волнуется раз» смыслы, которых там, возможно, и нет. Теперь это не просто кино о хрупкости любви — теперь это кино о любви накануне конца света. И о расстановке приоритетов. Иосиф Бродский говорил, что личные чувства двух людей важнее любой борьбы за общее благо. Герои фильма Хомерики тоже предпочитают жить в провинции у моря. Там же, если вдуматься, живет и фестиваль «Кинотавр» — жемчужина, которой иногда лучше прятаться в своей ракушке.

В фильме Хомерики беспечную любовь и полную надежд жизнь пионеров вот-вот размажет стена дождя. На 32-м «Кинотавре» тоже было самое пасмурное и облачное небо за все фестивальные годы — и в прямом (метеорологическом), и в переносном (драматургическом) смыслах. На открытии фестиваля советник президента Владимир Толстой вдруг пошутил, что «Кинотавр» скоро ждет возраст Христа — и эта шутка нечаянно стала зловещей. В конкурсные программы — полнометражную и короткометражную — вошли фильмы о самом злободневном и самом страшном: например, большой «Капитан Волконогов бежал» про 1938-й год и маленькие «Почти весна» и «Марш» про фальсификации на выборах и акции протеста. Во внеконкурсном сериале «Товарищ майор» Бориса Хлебникова сотрудники ФСБ прослушивают оппозиционеров и олигархов — и хотя миролюбивая мораль этой комедии состоит в том, что все мы, если присмотреться (и прислушаться) друг к другу, родные люди, проект, возможно, не выйдет даже на стриминге. Потому что стриминги с их смелыми концепциями и творческой вольницей — это тоже свобода, которую очень легко отнять.

А в ночь перед награждением сон из фильма «Море волнуется раз» чуть было не стал явью: на Сочи обрушились гром, молнии и разве что не библейский потоп. Председатель жюри Чулпан Хаматова сказала, что итоговое судейское совещание закончилось еще вечером, так что природа и непогода на призы, конечно же, не повлияли. Но фейсбук теперь все равно мрачно шутит, что победи на фестивале откровенно политический фильм «Капитан Волконогов бежал» — и на город бы обрушились не только дожди, но и какие-нибудь египетские казни. Оба жюри — и «большое», и «коротышек» — упрекают в трусости и конформизме.

Кадр из фильма «Море волнуется раз»
Кадр из фильма «Море волнуется раз»

И самыми беспомощными в этой атмосфере чувствуют себя критики, которые, вообще-то, тоже являются частью вселенной. Журналисты вроде бы должны делать так, чтобы о фестивальном кино узнал зритель — но иногда мы ловим себя на глупой (или нет?) мысли, что к происходящему на «Кинотавре» лучше не привлекать внимание извне. Стоит ли хвалить авторов и отборщиков за показ фильмов с гражданской позицией? Считать ли упоминание Минкульта в титрах достаточным оберегом для таких фильмов? Цитировать ли артистов, сделавших очередное политическое заявление со сцены? Или, как пишут в таких случаях в пабликах «ВКонтакте», счастье все-таки любит тишину?

Зинаида Пронченко — о российских кинофестивалях и ожиданиях от «Кинотавра»

А комментировать решение жюри хоть и неэтично, но необходимо. Потому что само жюри всегда дает обет молчания (и даже подписывает соответствующие бумаги) и просто не имеет права отвечать, даже когда его обвиняют в слабости. «Море волнуется раз» — фильм, который мог победить по многим причинам. Во-первых, он цельный и неповторимый. Во-вторых, за ним стоит большое чувство, которое легко считывается не только близкими коллегами, но и любым, кто видел режиссера и его жену на сцене. В-третьих, всем просто радостно за то, что Николай Хомерики вырвался из индустрии неповоротливых блокбастеров («Девятая», «Ледокол», «Селфи» и «Белый снег» — фильмы-катастрофы) и снова занят авторским кино. Причем в этот раз блудный сын, кажется, сумел не только разбогатеть в странствиях, но и сохранить свою душу. В-четвертых, иногда так бывает, что жюри просто влюбляется в одни фильмы больше, чем в другие. Или видит в них меньше недостатков.

А еще на церемонии закрытия «Кинотавра» члены жюри фантазировали о том, каким мог бы быть фильм о самом фестивале. Чулпан Хаматова придумала комедийный сюжет в духе «Четырех комнат» — с горничной, которую втягивают в свои гостиничные приключения звезды. Сценарист Олег Маловичко задумал снять драму о соперничестве двух режиссеров — зрелого и юного, учителя и ученика, до кучи влюбленных в одну актрису. А Петр Федоров, связав цунами из «Море волнуется раз» и петроглифы из «Купе номер шесть», придумал фильм-катастрофу с великим потопом. Потом на сцену вышел продюсер Роднянский и сказал, что все это мило, но все равно сначала надо спросить у него. Так что каким будет фильм о «Кинотавре», пока неизвестно.

Кадр из фильма «Море волнуется раз»
Кадр из фильма «Море волнуется раз»

Зато на вечеринке закрытия сама собой родилась трогательнейшая сцена после титров. Уже под утро Николай Хомерики тихо и растерянно пел в караоке песню про седую ночь, разыскивая глазами жену. Для всех, кто стал свидетелем этой теплой сцены, фильм «Море волнуется раз» тут же стал еще более грустным, красивым и мудрым. А выбор жюри в этот момент вдруг обрел смысл: есть ли истории важнее, чем история влюбленных, укрывшихся в шалаше от девятибалльного шторма? Кино либо поощряет эскапизм, либо насильно возвращает к реальности, но на «Кинотавре» в этом году собрали фильмы, способные и на то, и на другое. Почти в каждом из них герои от чего-то бежали. Капитан Волкогонов бежал от участи палача. Герой «Молока птицы» — от непризнанной жизни в непризнанной республике. Герой «Портрета незнакомца» — от творческой цензуры. Героиня «Дуная» — от предсказуемого, мутного течения Москвы-реки. Герои «Общаги» — от насилия как нормы сосуществования. Героини «Оторви и выбрось» — от родных, которые хуже чужих. В общем, почти все фильмы в этом году напоминали, что нам есть, от чего бежать. Но только фильм «Море волнуется раз» подсказал, куда.

«Кинотавр — 2021». Дневники фестиваля