Стиль
Впечатления На небе дождик, тучи: как прошел и чем завершился 32-й «Кинотавр»
Стиль
Впечатления На небе дождик, тучи: как прошел и чем завершился 32-й «Кинотавр»
Впечатления

На небе дождик, тучи: как прошел и чем завершился 32-й «Кинотавр»

Валерий Степанов, Николай Хомерики и Стася Гранковская
Валерий Степанов, Николай Хомерики и Стася Гранковская
В субботу город-курорт Сочи смывал ливень, а совсем не летний дождь из песни Леонида Агутина. Море продолжало волноваться, а награды были вручены

Отсмотрев 15 конкурсных фильмов, не пропустив ни специальных показов, ни программы короткого метра, ни других мероприятий фестиваля, члены жюри и гости «Кинотавра» субботним утром смотрели в окно, за которым бесновался дождь. И хоть счастливые, как известно, часов не наблюдают, время подводить итоги и вручать призы все-таки приближалось. Море продолжало волноваться, видимо, чувствуя внутреннее родство с фильмом Николая Хомерики «Море волнуется раз», и демонстрировало свои артистические таланты и способности: никакой халтуры, одна штормовая почти волна совсем не была похожа на другую.

Эта авторская история Хомерики и сценариста Александра Родионова о влюбленности и любви в итоге забрала гран-при фестиваля, а сыгравшая мучимую сновидениями юную Сашу Ольга Бодрова получила приз за лучшую женскую роль. 24 года назад, в 1997-м, в аналогичной мужской номинации со сцены «Кинотавра» прозвучало имя ее отца, Сергея Бодрова-младшего, Данилы Багрова из фильма Алексея Балабанова «Брат». В 2021-м с его имени фестиваль, напротив, начинался. «Нас других не будет» Петра Шепотинника ловил улыбку своего героя, рассказывал фестивальные истории и напоминал: влюбленность зрителей в Бодрова-младшего была пронзительно-стремительной, а любовь оказалась крепкой. Артистка Мастерской Петра Фоменко Ольга Бодрова фестивальную публику тоже покорила быстро.

В общем-то, «Кинотавр» продолжает оставаться фестивалем поэтичных параллелей и контекстов, а заодно территорией, на которой ностальгическое соединяется с настоящим.

Определение «настоящее российского кино», сформулированное президентом «Кинотавра» Александром Роднянским, намекает пусть на участливую, но отстраненность. Фестиваль — место и время для показов и встреч, а какими окажутся итоги и выводы из них, решать уже не ему, а жюри, критикам, зрителям. Часто настоящее обращено к прошлому. Многие из конкурсных и внеконкурсных сюжетов смотрели назад так рьяно, что в кадре появлялись и конец XIX века («Нуучча», приз за лучшую режиссуру), и страшные 30-е («Капитан Волконогов бежал», приз за лучший сценарий), и по-босяцки неуемные 80-е («Общага», приз за лучший дебют).

Лауреаты фестиваля «Кинотавр — 2021»

Что же касается наших дней, часто в них можно обнаружить приметы античных трагедий. Как, допустим, в «Медее» Александра Зельдовича, получившей награду за лучшую оригинальную музыку к фильму. Сочинения Алексея Ретинского действительно напоминают о том, как часто традиции и века (не только, заметим в скобках, музыкальные) сплетаются в сюжетный водоворот. Музыку, добавляющую «Медее» смысловых и художественных акцентов, композитор писал и записывал в петербургском Доме Радио, резиденции оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Именно их инструменты и голоса звучат за кадром, пока несется к развязке сюжет.

Закрывал «Кинотавр» в этом году фильм «Разжимая кулаки» режиссера Киры Коваленко, за пару месяцев до того вернувшийся не без наград с другого фестивального побережья (главный приз программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля). В нем настоящее и прошлое образуют саднящую рану, которая зарасти не может никак.

Уже второй год подряд «Кинотавр» проходит в формате делового кинофорума, что значит почти полное отсутствие официальной развлекательно-светской программы. Но никакие правила не работают без исключений и никакой «Кинотавр» — не «Кинотавр» без танцев на пляже отеля «Жемчужина». В числе отступлений от примет нового времени оказались концерт актрисы Ирины Горбачевой (им отметили завершение конкурса короткого метра) и выступление Леонида Агутина. В танцах кинематографисты оказались усердны и хороши, луна пусть не сиреневая, но светила, а фестиваль закончился не точкой, а восклицательным знаком и криками «еще!».

Дневники «Кинотавра», день шестой: время садиться в поезд