На небе дождик, тучи: как прошел и чем завершился 32-й «Кинотавр»
![Валерий Степанов, Николай Хомерики и Стася Гранковская](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/23/756327270681235.jpg)
Отсмотрев 15 конкурсных фильмов, не пропустив ни специальных показов, ни программы короткого метра, ни других мероприятий фестиваля, члены жюри и гости «Кинотавра» субботним утром смотрели в окно, за которым бесновался дождь. И хоть счастливые, как известно, часов не наблюдают, время подводить итоги и вручать призы все-таки приближалось. Море продолжало волноваться, видимо, чувствуя внутреннее родство с фильмом Николая Хомерики «Море волнуется раз», и демонстрировало свои артистические таланты и способности: никакой халтуры, одна штормовая почти волна совсем не была похожа на другую.
Эта авторская история Хомерики и сценариста Александра Родионова о влюбленности и любви в итоге забрала гран-при фестиваля, а сыгравшая мучимую сновидениями юную Сашу Ольга Бодрова получила приз за лучшую женскую роль. 24 года назад, в 1997-м, в аналогичной мужской номинации со сцены «Кинотавра» прозвучало имя ее отца, Сергея Бодрова-младшего, Данилы Багрова из фильма Алексея Балабанова «Брат». В 2021-м с его имени фестиваль, напротив, начинался. «Нас других не будет» Петра Шепотинника ловил улыбку своего героя, рассказывал фестивальные истории и напоминал: влюбленность зрителей в Бодрова-младшего была пронзительно-стремительной, а любовь оказалась крепкой. Артистка Мастерской Петра Фоменко Ольга Бодрова фестивальную публику тоже покорила быстро.
В общем-то, «Кинотавр» продолжает оставаться фестивалем поэтичных параллелей и контекстов, а заодно территорией, на которой ностальгическое соединяется с настоящим.
![Виктория Толстоганова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/73/756326449010730.jpg)
![Сабина Ахмедова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/66/756326447982669.jpg)
![Александр Цыпкин и Варвара Шмыкова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/62/756326448312626.jpg)
![Алена Свиридова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/95/756326449199959.jpg)
![Алиса Гребенщикова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/73/756326448638730.jpg)
![Олеся Судзиловская](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/27/756326448824270.jpg)
![Чулпан Хаматова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/66/756326448471667.jpg)
![Александр Роднянский](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/70/756326449371709.jpg)
![Ирина Розанова](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/67/756326448118672.jpg)
![Лена Тронина и Владлена Санду](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/10/756326449825108.jpg)
![Паулина Андреева и Федор Бондарчук](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/87/756326450380874.jpg)
![Жюри «Кинотавра»: Петр Ануров, Юрий Никогосов, Чулпан Хаматова, Петр Буслов, Лилия Немченко, Олег Маловичко, Петр Федоров](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/37/756326450139377.jpg)
![Команда фильма «Нуучча»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/20/756326449559201.jpg)
Определение «настоящее российского кино», сформулированное президентом «Кинотавра» Александром Роднянским, намекает пусть на участливую, но отстраненность. Фестиваль — место и время для показов и встреч, а какими окажутся итоги и выводы из них, решать уже не ему, а жюри, критикам, зрителям. Часто настоящее обращено к прошлому. Многие из конкурсных и внеконкурсных сюжетов смотрели назад так рьяно, что в кадре появлялись и конец XIX века («Нуучча», приз за лучшую режиссуру), и страшные 30-е («Капитан Волконогов бежал», приз за лучший сценарий), и по-босяцки неуемные 80-е («Общага», приз за лучший дебют).
![Николай Хомерики, режиссер «Море волнуется раз» («Лучший фильм»)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/92/756326458210926.jpg)
![Валерий Степанов, Николай Хомерики и Стася Гранковская](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/05/756326458134051.jpg)
![Евгений Григорьев, режиссер фильма «Подельники», с Призом им. Олега Янковского за лучшую мужскую роль (Павел Деревянко, «Подельники»)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/40/756326457815406.jpg)
![Александр Ретинский с Призом имени Микаэла Таривердиева автору оригинальной музыки к фильму («Медея»)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/64/756326457912646.jpg)
![Владимир Мункуев с Призом за лучшую режиссуру («Нуучча»)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/42/756326458349425.jpg)
![Артем Васильев, Геннадий Вырыпаев и Игорь Мишин с Призом имени Даниила Дондурея за лучший дебют («Общага», режиссер Роман Васьянов)](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/92/756326457984926.jpg)
Что же касается наших дней, часто в них можно обнаружить приметы античных трагедий. Как, допустим, в «Медее» Александра Зельдовича, получившей награду за лучшую оригинальную музыку к фильму. Сочинения Алексея Ретинского действительно напоминают о том, как часто традиции и века (не только, заметим в скобках, музыкальные) сплетаются в сюжетный водоворот. Музыку, добавляющую «Медее» смысловых и художественных акцентов, композитор писал и записывал в петербургском Доме Радио, резиденции оркестра и хора musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Именно их инструменты и голоса звучат за кадром, пока несется к развязке сюжет.
Закрывал «Кинотавр» в этом году фильм «Разжимая кулаки» режиссера Киры Коваленко, за пару месяцев до того вернувшийся не без наград с другого фестивального побережья (главный приз программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля). В нем настоящее и прошлое образуют саднящую рану, которая зарасти не может никак.
Уже второй год подряд «Кинотавр» проходит в формате делового кинофорума, что значит почти полное отсутствие официальной развлекательно-светской программы. Но никакие правила не работают без исключений и никакой «Кинотавр» — не «Кинотавр» без танцев на пляже отеля «Жемчужина». В числе отступлений от примет нового времени оказались концерт актрисы Ирины Горбачевой (им отметили завершение конкурса короткого метра) и выступление Леонида Агутина. В танцах кинематографисты оказались усердны и хороши, луна пусть не сиреневая, но светила, а фестиваль закончился не точкой, а восклицательным знаком и криками «еще!».