Стиль
Впечатления 6 номинаций на «Оскар», которых больше нет
Впечатления

6 номинаций на «Оскар», которых больше нет

Фото: Yang Lei/Global Look Press
Кому помешал детский «Оскар»? Как кинематографистов могла оскорбить премия за лучшие титры и какого сценариста внесли в черный список и посадили в тюрьму из-за симпатий коммунистам? Разбираемся, от каких номинаций киноакадемики решили отказаться и почему.

Впервые Академия кинематографических искусств и наук провела церемонию награждения в 1929 году. Предусматривалось 12 номинаций и две специальные награды. Одну из них получил Чарли Чаплин за фильм «Цирк», вторую — компания Warner Brothers за создание первой звуковой картины «Певец джаза». За 90 лет существования премии список номинаций несколько раз менялся. Часть категорий переименовали или объединили — например, за музыкальное сопровождение и эффекты, другие номинации по разным причинам перестали существовать.

Кадр из фильма ​«Цирк»
Кадр из фильма ​«Цирк»
 

«Лучшие титры»

Премия за титры вручалась только один раз — в 1929 году, на первой церемонии. Речь идет о субтитрах для немого кино — тексте, который сопровождал действие на экране. Лауреатом стал один из основателей Академии, драматург и сценарист Джозеф Уайт Фарнем. Он получил статуэтку за работы 1927–1928 года — в номинации не был указан конкретный фильм. Кроме Уайта Фарнема на награду претендовал сценарист Джордж Марион, также без указания картины, и лента «Частная жизнь Елены Троянской» Александра Корды, где в номинации не был заявлен автор титров. Новая премия возмутила кинематографистов, поскольку в их глазах низвела творчество сценаристов до работы редакторов, и награду отменили. Несколько лет спустя Академия собирала выставку «Оскаров», врученных на дебютной церемонии, но статуэтку, принадлежавшую Фарнему, найти не смогли.

«Лучший оригинальный литературный первоисточник»

Премию присуждали автору литературного произведения, на основе которого создавался сценарий. Номинация существовала почти 30 лет, до 1957 года. В 1954-м награду за работу над «Римскими каникулами» выиграл несуществующий автор. На самом деле сценариста Яна Маклеллана Хантера звали Далтон Трамбо. В эпоху маккартизма его осудили за симпатии к коммунистам, на год заключили под стражу и внесли в черный список Голливуда. Кинематографисты, попавшие в этот список за политические убеждения, теряли возможность работать в индустрии. Поэтому Трамбо вынужден был взять псевдоним. Свою статуэтку сценарист так и не получил. Он умер в 1976 году, а «Оскар» был передан его супруге 17 лет спустя. В 2011 году Гильдия сценаристов США приняла решение внести имя Трамбо в титры фильма.

Кадр из фильма «Римские каникулы»
Кадр из фильма «Римские каникулы»

Премии для короткого метра

С 1932 по 1936 год существовали три премии для короткого метра — за лучший новаторский, мультипликационный и комедийный фильм. В 1932 году во время голосования за лучшую комедию лента-номинант «Отважные сердца и золотые руки» была дисквалифицирована. Причина такого решения жюри неизвестна, по официальному заявлению Академии, документов о случившемся в архивах не сохранилось. В 1937 году список номинаций изменился — премии за новаторские и комедийные фильмы упразднили. Вместо этого появились категория «Лучший цветной короткометражной фильм», которую отменили через год, а также номинации за лучшие короткометражки, снятые на одну и две бобины.

Список современных номинаций для короткого метра сформировался к 1970 году. В 1957 году «Оскар» за картины, снятые на одну и две бобины, стал премией за лучший игровой короткометражный фильм. В 1970-м награда за мультипликационные ленты была переименована в премию за лучший анимационный короткий метр.

«Лучший помощник режиссера»

Заслуги тех, кто помогает режиссерам снимать кино, отмечали с 1934 по 1938 год. В первый раз победителей было сразу семеро. Статуэтки вручали за работу в течение года на определенной киностудии — без указания фильмов. В 1935–1938 годах «Оскар» присуждали за конкретную ленту и только одному номинанту. Последний фильм-победитель в этой категории — «В старом Чикаго» Генри Кинга — считается одной из самых дорогостоящих и зрелищных картин 1930-х годов. Историческая драма номинировалась в шести категориях, включая «Лучший фильм», но статуэтки получили лучшая актриса второго плана Элис Брейди и помощник режиссера Роберт Д. Уэбб.

Кадр из фильма «В старом Чикаго»
Кадр из фильма «В старом Чикаго»

Молодежная награда

Номинация для юных актеров существовала меньше трех десятилетий, с 1935 по 1961 год. История появления детского «Оскара» связана с тем, что в 1931 году среди взрослых номинантов в категории «Лучший актер» оказался девятилетний Джеки Купер, исполнитель главной роли в фильме «Скиппи». Однако жюри присудило награду Лайонелу Барримору за работу в картине «Вольная душа». Сложившаяся ситуация вызвала неловкость у основателей Академии и актеров, поскольку в соревновании взрослых с детьми невозможно объективно определить победителя.

Три года спустя номинанткой на лучшую женскую роль стала шестилетняя Ширли Темпл, сыгравшая в 1934 году в десяти популярных фильмах. На этот раз правление учредило специальную награду для актеров младше 18 лет. Юным звездам предназначалась статуэтка меньшего размера, чем оригинальный «Оскар». В феврале 1935 года Ширли Темпл стала первой и самой молодой обладательницей новой премии. Кроме нее молодежную награду получили 11 актеров, в том числе будущая знаменитость Джуди Гарленд. Последнюю «детскую» статуэтку присудили британской актрисе Хейли Миллс. Награду пятнадцатилетней Миллс вручила Ширли Темпл.

Кадр из фильма «Кудряшка»
Кадр из фильма «Кудряшка»

«Лучшая хореография»

В 1930-е годы в США были популярны фильмы с музыкально-танцевальными номерами. Поэтому в 1936 году появилась награда за лучшую хореографию. Премия вручалась трижды. Первым победителем стал американо-венгерский хореограф Дэйв Гулд, получивший «Оскар» за танцевальные номера в фильмах «Мелодия Бродвея 1936 года» и «Фоли Бержер». На следующий год статуэтка ушла к бродвейскому постановщику танцев Сеймуру Феликсу. Награда хореографа стала одним из трех «Оскаров», которые Академия присудила картине «Великий Зигфилд», включая главную премию лучшему фильму. Последним номинантом, в 1938 году, стал танцор Гермес Пан, известный работой с Фредом Астером. Пан отличился номером к музыкальной комедии «Девичьи страдания».

Кадр из фильма ​«Мелодия Бродвея 1936 года»
Кадр из фильма ​«Мелодия Бродвея 1936 года»