Стиль
ㅤㅤㅤㅤㅤ «Мы вообще-то — центр мира»: как социальный бизнес изменил деревню на 50 жителей
Стиль
ㅤㅤㅤㅤㅤ «Мы вообще-то — центр мира»: как социальный бизнес изменил деревню на 50 жителей
РБК Визионеры

«Мы вообще-то — центр мира»: как социальный бизнес изменил деревню на 50 жителей

Гузель Санжапова (справа) в студии РБК

Гузель Санжапова (справа) в студии РБК

Эта история стала манифестом для тысяч предпринимателей по всей стране и доказала: настоящий импакт начинается с простого вопроса «Чем я могу помочь?»

12 лет назад Гузель Санжапова, основательница проекта «Малый Турыш» оставила работу в IT и приехала в маленькую деревню в Свердловской области, чтобы помочь отцу с пасекой. Тогда мед продавался плохо, деревня была в запустении и вообще мало кто верил в то, что там можно построить бизнес.

Интервью с Гузель Санжаповой, основательницей проекта «Малый Турыш», для проекта «РБК Визионеры»

Рост вместе с проектом

Свердловская область, деревня Малый Турыш. 50 жителей. 12 лет назад будущее деревни виделось однозначно: «Мы тут помирать будем», — говорили местные. А совсем недавно они уже попросили построить клуб — теперь хотят танцевать. Эта трансформация, конечно, потребовала немало времени и усилий. Благодаря проекту Санжаповой постепенно появилось производство, затем новые рабочие места, а вместе с ними и инфраструктура.

«Все предприниматели растут вместе со своим проектом. Так и я, — говорит она. — Когда-то я хотела помочь папе, потом хотела помочь бабушке, потом помочь всей деревне. А потом я вдруг осознала, что помогаю себе в первую очередь». Проект перестал быть про сохранение и стал про развитие. Особенно ярко это проявилось после утраты: в 2018 году не стало любимой бабушки Гузели. Она была не просто одной из женщин на производстве. Ее долгое время считали сердцем — той, ради кого Гузель в принципе организовала свое дело. Но после ее ухода возник вопрос: про что будет проект, когда стариков не станет? Это событие развернуло «Малый Турыш» от истории про бабушек к проекту про будущее: про детей, подростков и деревья, которые обязательно вырастут.

Пожар, который сплотил

Испытания в проекте «Малый Турыш» всегда были точками роста. Самое драматичное из них — пожар два года назад. На производстве сгорел гараж, вся техника, автомобили, даже молотка не осталось. Решение было неожиданным: не скрывать катастрофу, а сказать о ней вслух, запустив краудфандинг. «Нас поддержали 5 тыс. человек. В деревне живет 50. Ты, живя в деревне, даже представить не можешь, сколько это людей», — делится Гузель. Эта поддержка стала для нее главной метрикой доверия и неравнодушия. Пожар превратился из трагедии в пример, который дал надежду другим. «Много людей, которые увидели эту историю, поняли: ты можешь быть не один, когда случается беда. Просто скажи об этом вслух», — уверена она.

Говоря о метриках измерения импакта, Гузель рассуждает, что в социальном бизнесе ключевыми оказываются не цифры, а скорее ощущения. Конечно, можно посчитать количество сборщиков ягод и объемы варенья. Но главный показатель эффективности — как изменилось мироощущение людей в конкретной деревне. Теперь они знают, что к ним может приехать актриса первой величины или известная группа может дать концерт прямо в поле. Знают, что клуб, который они загадали, обязательно построится. У детей, которые растут в деревне, будут отличные возможности для образования.

Когда-то я хотела помочь папе, потом хотела помочь бабушке, потом помочь всей деревне.

«Мне кажется, за 12 лет изменилось ощущение того, что мы здесь никому не нужны. До Бога высоко, до царя далеко. Теперь же люди в деревне Малый Турыш очень хорошо понимают, что завтра может быть что угодно, но мы вообще-то — центр мира», — это главный эффект, который Гузель видит от своего дела.

Баланс бизнеса и ценностей

Логика бизнеса в «Малом Турыше» — с ног на голову с точки зрения классического предпринимательства. Вместо того чтобы проводить маркетинговые исследования и оценивать потенциальную выгоду от того или иного обновления, команда чаще работает с тем, что дает природа и местные жители. «Идет заготовка летом, и тебе приносят 300 кг земляники. Вопрос: что делать? И так бегом, на ходу мы придумываем новый продукт», — рассказывает Санжапова. В приемке сырья никому никогда не отказывают. Здесь всегда в приоритете ответ на запрос деревни, а не прогноз рынка.

Та же логика с фестивалем «Посреди нигде» (12+), который в 2026 году состоится уже в третий раз. Если бы речь шла о прибыли, его не стоило бы даже начинать. Но социальный бизнес закладывает в первую очередь ценности, которые, впрочем, при большом горизонте планирования могут вывести на хороший доход.

Люди в деревне Малый Турыш очень хорошо понимают, что завтра может быть что угодно, но мы вообще-то — центр мира.

Разговор о ценностях неизбежно приходит к вопросу, может ли социальный бизнес успешно функционировать без глубокой вовлеченности основателя. И здесь нет однозначного ответа. Конечно, подобное дело всегда начинается с личной боли. И жизнь основателя зачастую оказывается полностью связана с проектом. Гузель же считает, что временами очень важно поставить работу на паузу и жить обычной жизнью: разжечь камин, посмотреть на звезды или последить за поплавком, когда ловишь рыбу. Ее наполняют такие базовые радости, помогают впитывать каждое мгновение и знать, что у всего этого есть смысл.

Главный импакт проекта

Если бы вы приехали в Малый Турыш 13–15 лет назад, никто не стал бы с вами говорить, ведь это татарская деревня, где настороженно относились к чужим. Но если вы окажетесь здесь в будущем августе на фестивале, каждый охотно поведает, что изменилось за эти годы.

Сегодня Гузель Санжапова не просто продает мед или варенье, а продвигает идею вклада в деревню. Ее история — доказательство, что одна девчонка «из ниоткуда» может все. Главный импакт Гузель видит в том, что другие предприниматели рассказывают о своих социальных бизнесах и благодарят ее за пример и смелость. В этом и есть ее задача сейчас — вдохновить и убедить: «У тебя тоже получится!»

На вопрос о личном «зачем» на ближайшие десять лет она отвечает просто: «Мне бы очень хотелось, чтобы в каждой маленькой деревне, в каждом маленьком городе было таких девчонок не один десяток». Ее импакт уже давно вышел за пределы Малого Турыша. Он в каждом, кто, услышав ее историю, поверил, что может изменить свою территорию, просто начав с малого и не боясь сказать вслух, когда трудно.

Читайте больше про импакт в проекте «Импакт-бизнес» РБК Визионеры × СберПро

Реклама, ПАО Сбербанк, 12+, erid: 2SDnjcnHcDv 

Авторы
Теги
Александра Алфимова