5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

FOBO: мы гонимся за недосягаемым
Аббревиатура FOBO расшифровывается как Fear Of Better Options — страх упустить лучший вариант. В отличие от людей с FOMO (страхом пропустить что-то интересное), те, кто сталкивается с FOBO, постоянно откладывают решения — им кажется, что где-то есть вариант получше. Причем тревога может возникнуть даже при выборе десерта в ресторане: не говоря уже о таких масштабных решениях, как свадьба или переезд.

Юлия Манукова, психоаналитический психолог, психолог сервиса «Ясно»
«В основе FOBO лежит нарциссическая иллюзия выбора, будто у человека есть бесконечное количество возможностей и благ. Фрейд писал, что мы склонны строить иллюзорные миры, где ограничений не существует. Мы создаем идеальные версии себя, в которые тайно верим, но затем понимаем, что эти желания иллюзорны. Поэтому возникает тревога, что идеальный вариант будет упущен.
В основе FOBO лежит именно отрицание своих ограничений. Кажется, что лучший вариант должен появиться, а проигрыш будет означать столкновение с реальностью и выход из нарциссической вселенной. К сожалению, роль нашей психики — обеспечение поиска удовольствия путем избегания неудовольствия. Иногда это может принимать патологические формы».
FOBO делает человека менее счастливым — постоянные сомнения вызывают стресс. Как рекомендуют бороться с этим синдромом:
- Ограничить число вариантов. Например, сразу выбирать из трех опций, а не из десяти.
- Задавать себе дедлайны. Можно договориться с собой, что на решение есть только десять минут, чтобы не растягивать процесс.
- Делать «достаточно хороший» выбор. Вместо поиска идеала спрашивать себя, все ли нормально с текущим вариантом, и если да — принимать решение.
По словам Мануковой, мы можем разочароваться в выборе. «В этом нет ничего критичного для взрослого человека со зрелой психикой. Другое дело, что сильные разочарования могут говорить о том, что вы много идеализируете. Формируется ненасытность, в результате которой истинного удовлетворения будет невозможно достичь. Важно осознать, что идеальных решений не существует. Иногда выбор — это просто выбор, просто покупка, просто сиюминутное удовольствие», — успокаивает психолог.
Flaking: мы саботируем встречи
Феномен Flaking (англ. «отслаивание») стали активно обсуждать в англоязычном сегменте интернета в начале 2025 года, когда в The Guardian вышла статья с разбором этого явления. Оно означает отмену встречи или договоренности в последний момент без веской причины. Оказалось, что в последние годы люди массово саботируют собеседования, выход на новую работу, дни рождения, встречи с друзьями и походы к врачу, объясняя это заботой о себе.
По мнению Галины Лайшевой, клинического психолога и куратора сервиса «Ясно», одна из причин Flaking — развитие технологий: сегодня для отмены встречи достаточно написать короткое сообщение в мессенджере. Из других причин — тот самый FOBO и чувствительность к теме личных границ и ментального здоровья.
Впрочем, люди считают такое поведение нормальным, учитывая современный ритм жизни. «Когда встреча отменяется, я чувствую облегчение от того, что у меня есть предлог, чтобы не выходить из дома. Я всегда хотел быть интровертом, но общество не позволяло. Теперь я отпустил себя», — говорит один из респондентов The Guardian. Пользователи LinkedIn, напротив, жалуются на безответственных коллег, расценивая привычку отменять встречи или пропадать без объяснений как признак ненадежности.

Галина Лайшева, клинический психолог, куратор сервиса «Ясно»
«Flaking может маскироваться под заботу о себе, особенно если человек формулирует отказ как «мне сейчас тяжело», «села социальная батарейка». В психотерапии часто акцентируют право человека на отказ (есть даже специальный навык говорить «нет»), но терапевтический подход также подразумевает осознанность и ответственность — в том числе за влияние своих решений на других. Частые и непредсказуемые отказы могут восприниматься как отвержение или неприязнь, накапливать ощущение недоверия. Если вы действительно устали и нуждаетесь в отдыхе, стоит спланировать время для расслабления и подзарядки и не ставить встречи».
По мнению Галины Лайшевой, если отмены стали систематическими, стоит мягко и честно обозначить, как это влияет на вас. Например: «Я понимаю, что у тебя могут быть причины, но мне важно чувствовать надежность в отношениях. Частые отмены делают мне больно/создают ощущение, что я не важен (не важна)». Если в ответ человек проявляет готовность к изменениям или объясняет происходящее — это хороший знак. Если же поведение не меняется, а потребности игнорируются, это может быть сигналом, что инвестиции в отношения неравны, и стоит переоценить, нужно ли вам это взаимодействие.
Little Treats: мы заедаем стресс
Термин «Little Treats» родился в англоязычном TikTok и Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в России) — его стали использовать зумеры, которые, чтобы справляться с рутиной, привыкли радовать себя чем-то маленьким и приятным. В английском языке слово «treat» означает «угощение», «подарок» или «приятную мелочь» — то, что приносит удовольствие. В западном интернете Little Treats чаще всего связаны с едой: пользователи рассказывают, как ежедневно тратят по $20 на айс-матчу или булочку, чтобы поднять себе настроение по пути с работы.
В России явление приобрело больший размах: отечественные Little Treats не ограничиваются матчей или малиновым коином из «Самоката». Маркетплейсы позволяют зумерам скупать сотни приятных безделушек по низкой цене — чехлы для телефонов, свечки с ароматом кофе, помады или смешные футболки. Все привезут за день, не нужно даже выходить из дома. Настоящий рай для человека, который хочет почувствовать удовлетворение здесь и сейчас.
«Наша проблема в том, что мы слишком много всего видим, — говорит Анна Ягода, бренд-директор Trend Surfers. — Я сейчас живу за границей, недавно приехала в Россию и заметила, как резко вырос уровень моих желаний. Просто потому, что здесь я все время вижу, что можно купить. Заказываешь такси — «Яндекс Маркет» тут же показывает бокалы: «Смотри, какие классные!» И я думаю: «Блин, я хотела такие бокалы!» Но в нормальной ситуации я вообще не должна была их видеть. Когда я заказываю такси, я не должна хотеть приобрести что-то еще. Маркетплейсы очень сильно на нас влияют. Они усиливают наше FOMO, подогревают искусственные желания, делают их уровнем нормы. А ведь мы не должны столько видеть и столько хотеть. Кажется, важно хотя бы видеть проблему: понимать, что если без маленьких радостей, вроде доставки с «Озона», нам сложно выдерживать реальность, это тревожный звоночек. Это не делает нас счастливее, наоборот, — делает более тревожными. Мы все время думаем, как бы еще себя приободрить. А чем больше мы себя подкармливаем, тем сложнее нам будет выдерживать любые жизненные обстоятельства — даже просто день без маленьких штучек для поощрения».
AI Fatigue: мы устали от нейросетей
Этот термин, который буквально переводится с английского как «усталость от искусственного интеллекта», появился на фоне активного внедрения нейросетей в привычные сферы жизни. Первоначальная эйфория сменилась усталостью и даже страхом: теперь эйчары боятся, что на собеседование вместо реального человека придет дипфейк. А редакторов и маркетологов воротит от парцелляции в текстах — характерного приема, который уж больно полюбился ChatGPT.
«Меня пугает, что люди всерьез общаются с ChatGPT, рассказывают ему о своих проблемах и используют его как психолога или друга», — пишет пользовательница социальной сети Х. Ей отвечают: «Лучше всего в момент болезни меня поддержал ChatGPT, а у меня есть подруги, живая мать, брат и пять врачей, которых я обошла». Кто-то кидает в комментарии скриншот из «Бегущего по лезвию 2049», где главный герой стоит на фоне огромного неонового изображения женщины с фиолетовыми волосами — это искусственный интеллект, созданный для обслуживания эмоциональных потребностей людей.
По сути, AI Fatigue — это часть одной большой психологической проблемы: усталости от цифрового мира в целом. Только в случае с ИИ человек чувствует не просто цифровой перегруз, а потерю контроля над происходящим.
Наверное, острее всего AI Fatigue ощущается в сфере найма и HR: процесс трудоустройства и раньше выглядел как квест, сейчас ситуация и вовсе дошла до абсурда. Кандидаты устают от автогенерируемых откликов и собеседований с ИИ, а рекрутеры — от потоков однотипных резюме, написанных ChatGPT.

Евгений Вольнов, автор канала The Future of Work, руководитель корпоративного венчурного фонда HeadHunter
«Рекрутмент — сложный и очень ресурсоемкий процесс. Так что компании охотно готовы становиться участниками движения под лозунгом «AI решит любые ваши проблемы». В HR вообще много операций, которые, и правда, как будто бы поддаются автоматизации. Объективно — искусственный интеллект действительно может упростить огромное количество процессов. Но когда вокруг определенной темы столько внимания, мы перестаем задаваться вопросами о границах разумного.
И вот мы оказываемся в ситуации, когда AI пишет резюме, подсказывает правильные ответы на собеседованиях, откликается на тысячи вакансий, а еще проводит собеседования и оценку кандидатов. Это превращается в одну большую симуляцию.
Но есть и повод для оптимизма: проблема становится слишком заметной, чтобы ее игнорировать. Возникают дискуссии об уместности и экологичности этих процессов. Рано или поздно это осознание приведет к поиску более сбалансированных решений».
Floodlighting: мы овершерим
Наверное, у всех были странные ситуации, когда человек через пять минут после первой встречи начинал делиться самыми личными подробностями своей жизни. Floodlighting — это ситуация, когда (едва) знакомый пытается быстро создать доверительные отношения, выливая на собеседника весь багаж страхов, проблем и тревоги.
Проблема Floodlighting в том, что собеседник, который находится на стороне слушателя, ощущает себя не готовым к такой неожиданной эмоциональной интимности: вроде бы хочется поддержать человека, но внутри зреет чувство дискомфорта (да что там, иногда и кринжа).
По мнению американского психолога Сары Ходжес, в основе Floodlighting лежит тревожный тип привязанности — стремление как можно скорее понять, примут ли тебя целиком, со всеми недостатками. «Иногда это способ проверить эмоциональную доступность нового партнера — затронуть тему детских травм или глубинных комплексов уже на первом или втором свидании в надежде получить поддержку», — сказала она в комментарии для Today.
Бороться с флудлайтингом можно открыто — попросить поговорить о чем-нибудь полегче или самостоятельно перевести тему. Главное не брать на себя роль спасателя: чужая откровенность не означает, что вы кому-то должны.
Читайте все материалы проекта «РБК Wellbeing» здесь.