Стиль
Душа 5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык
Стиль
Душа 5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык
Wellbeing

5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Фото: Flordaliso / Getty Images
Соцсети, технологии и современный ритм жизни меняют нас быстрее, чем успевает язык. Рассказываем про пять психологических терминов из англоязычного интернета, которые объясняют, что с нами происходит в новой реальности

FOBO: мы гонимся за недосягаемым

Аббревиатура FOBO расшифровывается как Fear Of Better Options — страх упустить лучший вариант. В отличие от людей с FOMO (страхом пропустить что-то интересное), те, кто сталкивается с FOBO, постоянно откладывают решения — им кажется, что где-то есть вариант получше. Причем тревога может возникнуть даже при выборе десерта в ресторане: не говоря уже о таких масштабных решениях, как свадьба или переезд.

5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Юлия Манукова, психоаналитический психолог, психолог сервиса «Ясно»

«В основе FOBO лежит нарциссическая иллюзия выбора, будто у человека есть бесконечное количество возможностей и благ. Фрейд писал, что мы склонны строить иллюзорные миры, где ограничений не существует. Мы создаем идеальные версии себя, в которые тайно верим, но затем понимаем, что эти желания иллюзорны. Поэтому возникает тревога, что идеальный вариант будет упущен.

В основе FOBO лежит именно отрицание своих ограничений. Кажется, что лучший вариант должен появиться, а проигрыш будет означать столкновение с реальностью и выход из нарциссической вселенной. К сожалению, роль нашей психики — обеспечение поиска удовольствия путем избегания неудовольствия. Иногда это может принимать патологические формы».

FOBO делает человека менее счастливым — постоянные сомнения вызывают стресс. Как рекомендуют бороться с этим синдромом:

  • Ограничить число вариантов. Например, сразу выбирать из трех опций, а не из десяти.
  • Задавать себе дедлайны. Можно договориться с собой, что на решение есть только десять минут, чтобы не растягивать процесс.
  • Делать «достаточно хороший» выбор. Вместо поиска идеала спрашивать себя, все ли нормально с текущим вариантом, и если да — принимать решение.

По словам Мануковой, мы можем разочароваться в выборе. «В этом нет ничего критичного для взрослого человека со зрелой психикой. Другое дело, что сильные разочарования могут говорить о том, что вы много идеализируете. Формируется ненасытность, в результате которой истинного удовлетворения будет невозможно достичь. Важно осознать, что идеальных решений не существует. Иногда выбор — это просто выбор, просто покупка, просто сиюминутное удовольствие», — успокаивает психолог.

Flaking: мы саботируем встречи

Феномен Flaking (англ. «отслаивание») стали активно обсуждать в англоязычном сегменте интернета в начале 2025 года, когда в The Guardian вышла статья с разбором этого явления. Оно означает отмену встречи или договоренности в последний момент без веской причины. Оказалось, что в последние годы люди массово саботируют собеседования, выход на новую работу, дни рождения, встречи с друзьями и походы к врачу, объясняя это заботой о себе.

По мнению Галины Лайшевой, клинического психолога и куратора сервиса «Ясно», одна из причин Flaking — развитие технологий: сегодня для отмены встречи достаточно написать короткое сообщение в мессенджере. Из других причин — тот самый FOBO и чувствительность к теме личных границ и ментального здоровья.

Впрочем, люди считают такое поведение нормальным, учитывая современный ритм жизни. «Когда встреча отменяется, я чувствую облегчение от того, что у меня есть предлог, чтобы не выходить из дома. Я всегда хотел быть интровертом, но общество не позволяло. Теперь я отпустил себя», — говорит один из респондентов The Guardian. Пользователи LinkedIn, напротив, жалуются на безответственных коллег, расценивая привычку отменять встречи или пропадать без объяснений как признак ненадежности.

5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Галина Лайшева, клинический психолог, куратор сервиса «Ясно»

«Flaking может маскироваться под заботу о себе, особенно если человек формулирует отказ как «мне сейчас тяжело», «села социальная батарейка». В психотерапии часто акцентируют право человека на отказ (есть даже специальный навык говорить «нет»), но терапевтический подход также подразумевает осознанность и ответственность — в том числе за влияние своих решений на других. Частые и непредсказуемые отказы могут восприниматься как отвержение или неприязнь, накапливать ощущение недоверия. Если вы действительно устали и нуждаетесь в отдыхе, стоит спланировать время для расслабления и подзарядки и не ставить встречи».

По мнению Галины Лайшевой, если отмены стали систематическими, стоит мягко и честно обозначить, как это влияет на вас. Например: «Я понимаю, что у тебя могут быть причины, но мне важно чувствовать надежность в отношениях. Частые отмены делают мне больно/создают ощущение, что я не важен (не важна)». Если в ответ человек проявляет готовность к изменениям или объясняет происходящее — это хороший знак. Если же поведение не меняется, а потребности игнорируются, это может быть сигналом, что инвестиции в отношения неравны, и стоит переоценить, нужно ли вам это взаимодействие.

Little Treats: мы заедаем стресс

Термин «Little Treats» родился в англоязычном TikTok и Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в России) — его стали использовать зумеры, которые, чтобы справляться с рутиной, привыкли радовать себя чем-то маленьким и приятным. В английском языке слово «treat» означает «угощение», «подарок» или «приятную мелочь» — то, что приносит удовольствие. В западном интернете Little Treats чаще всего связаны с едой: пользователи рассказывают, как ежедневно тратят по $20 на айс-матчу или булочку, чтобы поднять себе настроение по пути с работы.

В России явление приобрело больший размах: отечественные Little Treats не ограничиваются матчей или малиновым коином из «Самоката». Маркетплейсы позволяют зумерам скупать сотни приятных безделушек по низкой цене — чехлы для телефонов, свечки с ароматом кофе, помады или смешные футболки. Все привезут за день, не нужно даже выходить из дома. Настоящий рай для человека, который хочет почувствовать удовлетворение здесь и сейчас.

«Наша проблема в том, что мы слишком много всего видим, — говорит Анна Ягода, бренд-директор Trend Surfers. — Я сейчас живу за границей, недавно приехала в Россию и заметила, как резко вырос уровень моих желаний. Просто потому, что здесь я все время вижу, что можно купить. Заказываешь такси — «Яндекс Маркет» тут же показывает бокалы: «Смотри, какие классные!» И я думаю: «Блин, я хотела такие бокалы!» Но в нормальной ситуации я вообще не должна была их видеть. Когда я заказываю такси, я не должна хотеть приобрести что-то еще. Маркетплейсы очень сильно на нас влияют. Они усиливают наше FOMO, подогревают искусственные желания, делают их уровнем нормы. А ведь мы не должны столько видеть и столько хотеть. Кажется, важно хотя бы видеть проблему: понимать, что если без маленьких радостей, вроде доставки с «Озона», нам сложно выдерживать реальность, это тревожный звоночек. Это не делает нас счастливее, наоборот, — делает более тревожными. Мы все время думаем, как бы еще себя приободрить. А чем больше мы себя подкармливаем, тем сложнее нам будет выдерживать любые жизненные обстоятельства — даже просто день без маленьких штучек для поощрения».

AI Fatigue: мы устали от нейросетей

Этот термин, который буквально переводится с английского как «усталость от искусственного интеллекта», появился на фоне активного внедрения нейросетей в привычные сферы жизни. Первоначальная эйфория сменилась усталостью и даже страхом: теперь эйчары боятся, что на собеседование вместо реального человека придет дипфейк. А редакторов и маркетологов воротит от парцелляции в текстах — характерного приема, который уж больно полюбился ChatGPT.

«Меня пугает, что люди всерьез общаются с ChatGPT, рассказывают ему о своих проблемах и используют его как психолога или друга», — пишет пользовательница социальной сети Х. Ей отвечают: «Лучше всего в момент болезни меня поддержал ChatGPT, а у меня есть подруги, живая мать, брат и пять врачей, которых я обошла». Кто-то кидает в комментарии скриншот из «Бегущего по лезвию 2049», где главный герой стоит на фоне огромного неонового изображения женщины с фиолетовыми волосами — это искусственный интеллект, созданный для обслуживания эмоциональных потребностей людей.

По сути, AI Fatigue — это часть одной большой психологической проблемы: усталости от цифрового мира в целом. Только в случае с ИИ человек чувствует не просто цифровой перегруз, а потерю контроля над происходящим.

Наверное, острее всего AI Fatigue ощущается в сфере найма и HR: процесс трудоустройства и раньше выглядел как квест, сейчас ситуация и вовсе дошла до абсурда. Кандидаты устают от автогенерируемых откликов и собеседований с ИИ, а рекрутеры — от потоков однотипных резюме, написанных ChatGPT.

5 психологических терминов, которые пока не перевели на русский язык

Евгений Вольнов, автор канала The Future of Work, руководитель корпоративного венчурного фонда HeadHunter

«Рекрутмент — сложный и очень ресурсоемкий процесс. Так что компании охотно готовы становиться участниками движения под лозунгом «AI решит любые ваши проблемы». В HR вообще много операций, которые, и правда, как будто бы поддаются автоматизации. Объективно — искусственный интеллект действительно может упростить огромное количество процессов. Но когда вокруг определенной темы столько внимания, мы перестаем задаваться вопросами о границах разумного.

И вот мы оказываемся в ситуации, когда AI пишет резюме, подсказывает правильные ответы на собеседованиях, откликается на тысячи вакансий, а еще проводит собеседования и оценку кандидатов. Это превращается в одну большую симуляцию.

Но есть и повод для оптимизма: проблема становится слишком заметной, чтобы ее игнорировать. Возникают дискуссии об уместности и экологичности этих процессов. Рано или поздно это осознание приведет к поиску более сбалансированных решений».

Floodlighting: мы овершерим

Наверное, у всех были странные ситуации, когда человек через пять минут после первой встречи начинал делиться самыми личными подробностями своей жизни. Floodlighting — это ситуация, когда (едва) знакомый пытается быстро создать доверительные отношения, выливая на собеседника весь багаж страхов, проблем и тревоги.

Проблема Floodlighting в том, что собеседник, который находится на стороне слушателя, ощущает себя не готовым к такой неожиданной эмоциональной интимности: вроде бы хочется поддержать человека, но внутри зреет чувство дискомфорта (да что там, иногда и кринжа).

По мнению американского психолога Сары Ходжес, в основе Floodlighting лежит тревожный тип привязанности — стремление как можно скорее понять, примут ли тебя целиком, со всеми недостатками. «Иногда это способ проверить эмоциональную доступность нового партнера — затронуть тему детских травм или глубинных комплексов уже на первом или втором свидании в надежде получить поддержку», — сказала она в комментарии для Today.

Бороться с флудлайтингом можно открыто — попросить поговорить о чем-нибудь полегче или самостоятельно перевести тему. Главное не брать на себя роль спасателя: чужая откровенность не означает, что вы кому-то должны.

Читайте все материалы проекта «РБК Wellbeing» здесь.

Авторы
Теги