Квентину Тарантино — 55. Что мы знаем о режиссере
Что мы знаем о Тарантино
— 1 —
В юности будущий «наследный принц постмодернизма» подрабатывал билетером в порнокинотеатре с игривым названием Pussycat Theatre, а затем четыре года провел в пункте проката фильмов, где целыми днями смотрел кино и обсуждал его с посетителями. Через много лет он скажет: «Я не ходил в киношколу, я ходил в кино».
— 2 —
В начале 1990-х Квентин снял дебютную картину — «Бешеные псы». Сценарий он написал в рекордно короткий срок (21 день) и готов был отснять фильм на минимальные средства. Однако материал привлек внимание Харви Кейтеля. Актер стал для Тарантино «зеленым светом» в кино и не раз появлялся в других его фильмах. Благодаря Кейтелю «Бешеные псы» получили финансовую поддержку студии Live Entertainment.
— 3 —
Мать Тарантино — Конни Макхью — поощряла интерес сына к кинематографу. Порой даже слишком. Они часто ходили на самые разные фильмы. Так, в восемь лет Тарантино посмотрел «Познание плоти» и «Освобождение» — картины, которым сейчас предписывают возрастное ограничение 16+.
— 4 —
Тарантино отрицает «морализаторство» в своих лентах и утверждает, что выступает лишь рассказчиком. Такой подход придает ценность его картинам, каждая из которых представляет собой жанровый эксперимент, изобилующий детализацией и отсылками к любимым фильмам режиссера.
— 5 —
Режиссер никогда не был женат и не имеет детей. «Я не говорю, что никогда не женюсь и не заведу детей, до 60 лет. Но я сделал выбор, так что пока иду по дороге жизни в одиночестве, потому что это мое время делать кино», — рассказывал он.
— 6 —
После успеха «Бешеных псов» Тарантино вплотную подошел к Голливуду: ему предлагали участие во множестве проектов, в том числе в фильмах «Скорость» и «Люди в черном». Однако молодой режиссер отказался, отправился в Амстердам и начал работать над сценарием «Криминального чтива».
— 7 —
Знаменитый стиль Тарантино, с нелинейным повествованием и делением на главы, получил известность благодаря успеху «Криминального чтива». Фильм завоевал множество престижных наград и стал классикой. Кроме того, он вернул из «небытия» 1980-х Джона Траволту и доказал, что согласие суперзвезды вроде Брюса Уиллиса на роль второго плана может быть выигрышным, хотя и рискованным.
— 8 —
Неискушенный зритель может легко принять фильм Тарантино за картину Роберта Родригеса и наоборот — слишком лихо оба режиссера размазывают по экрану бутафорскую кровавую кашу под аккомпанемент черного юмора. Кроме того, фильм «Четыре комнаты» стал совместным проектом Тарантино и Родригеса, в котором также поучаствовали режиссеры Эллисон Андерс и Александр Рокуэлл.
— 9 —
Тарантино однажды посмотрел советский хит — фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Картина ему понравилась. Больше всего Тарантино запомнился эпизод встречи Катерины и Гоши в пригородной электричке: «Помню того парня в поезде, его грязные туфли, как он заигрывает с девушкой и то, как в конце концов он изменил ее жизнь!».
— 10 —
Еще в 1990-х Тарантино окружил себя любимыми актерами, и с тех пор приглашает их в свои картины. В круг избранных входят Харви Кейтель, Кристоф Вальц, Самюэль Л. Джексон, Тим Рот и Майкл Мэдсен. Вместе с актрисой Умой Турман режиссер придумал историю Невесты из трилогии «Убить Билла».
Что вы могли не знать о Тарантино
— 1 —
Тарантино номинировался на премию «Эмми» как лучший режиссер за участие в съемке двух эпизодов популярного американского сериала «CSI: Место преступления».
— 2 —
В своем огромном лос-анджелесском особняке Тарантино коллекционирует пластинки, видеокассеты и DVD. «Если ты фанат кино, то собирать видео — это как курить марихуану. Лазерные диски — это кокаин, однозначно. Прокатные копии — это героин, понимаешь? Когда начинаешь собирать прокатные копии, ты все время будто под кайфом».
— 3 —
Снятая Квентином новелла для фильма «Четыре комнаты» была вольной интерпретацией эпизода из сериала «Альфред Хичкок представляет», который является экранизацией произведения британского писателя Роальда Даля. Однако Тарантино снял все предельно «антихичкоковски» и саспенс заменил диалогом.
— 4 —
В 2004 году Тарантино посетил в Переделкине могилу своего литературного кумира — Бориса Пастернака, оказавшего влияние на творчество режиссера.
— 5 —
Эннио Морриконе, автор музыки к вестернам Серджо Леоне, поработал над лентой Тарантино «Омерзительная восьмерка». Это было первым участием Морриконе в фильме Тарантино и первой за 40 лет работой над вестерном. В 2016 году «Омерзительную восьмерку» наградили «Оскаром» за лучший саундтрек.
— 6 —
Фильм «Грайндхаус» — дилогия из лент Родригеса «Планета страха» и тарантиновского «Доказательства смерти» — шел в кинотеатрах сдвоенным сеансом. Замысел двух режиссеров-хулиганов — дань уважения 1970-м годам, когда в грайндхаусах практиковался показ сдвоенных сеансов. В первые дни премьеры зрители покидали зал после просмотра первого фильма, забывая о второй ленте. Работникам кинотеатров приходилось напоминать, что шоу продолжается, и приглашать зрителей на просмотр второй картины.
— 7 —
Тарантино занялся продюсированием в 2000-х, открыв Голливуду проекты китайских режиссеров. Так, он привез из Китая фильм «Герой» Чжана Имоу и обеспечил картине многомиллионные сборы. В 2006 году Тарантино спродюсировал хоррор «Хостел», а спустя два года приложил руку к фильму о байкерах «Адская поездка».
— 8 —
Из-за фильма «Джанго освобожденный» Тарантино пришлось ругаться с журналистами и коллегами-режиссерами. Им не понравилось, что герои фильма часто произносят неполиткорректное слово «ниггер». Режиссер Спайк Ли в интервью журналу Vibe заявил, что не намерен смотреть «Джанго» из-за «неуважительного отношения к предкам»: «Американское рабство — это не спагетти-вестерны Серджо Леоне, это холокост». Тарантино бурно объяснял, что главное преимущество «Джанго освобожденного» в том, что картина побудила общественность к диалогу, которого не было «вот уже 30 лет».
— 9 —
Тарантино был председателем жюри Каннского фестиваля в 2004 году, когда главный приз забрала лента «Фаренгейт 9/11» документалиста Майкла Мура. Режиссер объяснил, что решение присудить победу фильму, критикующему решения американского президента, принято не из политических соображений, а продиктовано исключительно художественными достоинствами картины.
— 10 —
На шоу Говарда Стерна в 2003 году Тарантино выступил на стороне режиссера Романа Полански, обвиненного в изнасиловании. Через 15 лет Тарантино принес публичные извинения за свою позицию. Кроме того, он объявил о планах снять картину о преступлениях Чарльза Мэнсона. В январе выяснились подробности сюжета: в центре повествования окажется история жертвы банды Мэнсона — Шерон Тейт. Ленту планируется снять к 9 августа 2019 года. Кто знает, возможно, режиссер сможет вновь запустить важный общественный диалог.