Стиль
Жизнь Мультимодальное обучение, рейтинги и концепции: как выбрать школу своему ребенку
Стиль
Жизнь Мультимодальное обучение, рейтинги и концепции: как выбрать школу своему ребенку
Жизнь

Мультимодальное обучение, рейтинги и концепции: как выбрать школу своему ребенку

Фото: Pexels
Разбираемся, что может упростить поиск школы и какие вопросы нужно задавать, выбирая учебное заведение

Сегодня поиск идеальной школы становится задачей со звездочкой. Родители блуждают в лабиринте рейтингов, скрупулезно изучают образовательные сайты, школьные базы данных, группы в соцсетях в поисках той самой школы, которая дала бы их ребёнку блестящий старт. Обилие информации становится одновременно плюсом и минусом: бесконечное множество вариантов, многообразие стилей учебных программ, внеклассных занятий и философий преподавания. Не утешают и разговоры с другими родителями, которые уже прошли этот путь и готовы поделиться своими рекомендациями. Каждый клик, каждая консультация вселяют надежду на то, что идеальный вариант уже близко. Но вот он вновь как будто ускользает.

Дело в том, что универсальной формулы «идеальной школы» нет: у каждого ребенка свои потребности, таланты, а у родителей — свои требования и представления о лучшем. Тем не менее процесс поиска школы можно упростить, если ориентироваться на определенные критерии. О них и расскажем.

Рейтинги

Самый быстрый и удобный способ оценить и сравнить школы — изучить рейтинги. Несмотря на то что рейтинги не дают полного представления о школах (не учитывают все факторы обучения), они ориентированы на ключевые показатели эффективности (KPI) и могут служить маркерами соответствия стандартам качества. Как правило, у школ с высоким рейтингом хорошая репутация и больше образовательных возможностей. Больше того, в некоторых рейтингах могут учитываться отзывы учащихся, родителей, учителей, что может дать представление об атмосфере в школе.

Фото: Pexels

Рейтинговое агентство RAEX, например, ежегодно публикует рейтинги лучших школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Так, согласно исследованию, в топ-5 школ Москвы в 2023 году вошли:

  1. Лицей НИУ ВШЭ
  2. Бауманская инженерная школа № 1580
  3. Общеобразовательная школа Центра педагогического мастерства
  4. Предуниверситарий МИФИ
  5. Школа № 1502 «Энергия»

RAEX также составляет рейтинги лучших школ России по конкурентоспособности выпускников, в том числе и в определенных сферах, например, «Экономика и управление», «Социальные и гуманитарные направления», «Медицина», «Информационные технологии».

Собственный рейтинг составляет департамент образования Москвы. При оценке школ учитываются результаты ГИА, участие в олимпиадах, внедрение инклюзивного образования, профилактика правонарушений среди учеников, динамика результатов:

  1. Школа № 1502 «Энергия»
  2. Школа № 444
  3. Технологический колледж № 21
  4. Школа № 1329
  5. Школа «Летово»

Тренды и инновации

Приступая к поиску школы, важно подготовиться и изучить актуальные мировые тренды в области образования. Знание современных педагогических подходов и методов поможет критически оценить школы. Из исследования поколения альфа нам известно, что современным детям потребуется совершенно новый набор навыков и компетенций: адаптивность, способность принимать решения, 4К (критическое мышление, креативность, коммуникация, координация). Когда в ближайшее десятилетие они вступят на рынок труда, многие профессии уже исчезнут и появятся новые — школа должна их к этому подготовить. Узнать, какой подход использует школа, можно обратившись туда напрямую. Все контакты столичных школ содержатся в едином реестре образовательных учреждений правительства Москвы.

Изучением мировых трендов в обучении и их актуальности в российском образовательном контексте занимается лаборатория инноваций образования НИУ ВШЭ. «В этом году мировые эксперты назвали два тренда, связанных с экосистемой, — мультимодальная педагогика и искусственный интеллект», — рассказывает заведующая лабораторией Диана Королева.

Мультимодальное обучение — это «глубокое» обучение, сочетающее форматы взаимодействия с контентом на основе стратегий обучения VARK: V — визуальный (картинки, видео, инфографики), A — аудиальный (подкасты, лекции), R — чтение и письмо (reading, writing), K — кинестетический (практические задания). Совмещение стратегий призвано сделать обучение интерактивным и увлекательным, помочь детям дольше удерживать внимание и лучше запоминать информацию. «Российские педагоги и инноваторы считают тренд на мультимодальное обучение актуальным для российского образования», — подчеркивает Королева. Значит, на этот критерий можно ориентироваться при выборе школы.

Фото: Shutterstock

«Любопытно, что российские педагоги и инноваторы также считают внедрение искусственного интеллекта в процесс обучения актуальным. Как эксперт я пока не видела много практик с использованием ИИ в образовании, особенно в школах или в университетах. Тем не менее факт, что российские педагоги считают это важным, указывает на их технологическую готовность внедрять цифровые технологии в образовательный процесс», — продолжает Диана Королева.

Если использование искусственного интеллекта в обучении нам предстоит увидеть в будущем, то оценить технологическую готовность школ мы можем уже сейчас. В школе должно быть современное оборудование, электронные ресурсы, уроки по информатике и цифровой грамотности.

«Еще один мировой тренд, который попал в список — это предпринимательское образование, когда школьников учат запускать стартапы, развивать бизнес. Подход не новый, но, судя по всему, эксперты считают, что это восходящая практика, не набравшая еще большого числа последователей», — говорит исследователь. Другие мировые тренды, которые называет эксперт — персонализированное обучение и «обучение через вызов» (обучение через ошибки). Эти подходы пока не получили отклик у российских учителей и инноваторов.

Стремление к развитию и модернизации

Управленческий состав готов к адаптации и внедрению инноваций, заинтересован в совершенствовании и работе над недостатками? Значит, учебное заведение хочет развиваться. Модернизация также означает, что школа предоставляет ученикам необходимые современные инструменты и ресурсы.

«Трансформация возникает, когда текущая управленческая и содержательная модель организации перестают отвечать ситуации и не способствуют решению задач и вызовов, стоящих перед ней. Также она рождается из амбиции управленческой команды или лидера школы быть чем-то иным, не упускать возможностей рынка и среды», — рассказывает Ольга Немирович, руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования Школы управления «Сколково». При этом эксперт подчеркивает важность вовлечения в процесс трансформации школы всех участников образовательного процесса: учеников, педагогов, родителей и администрации школы. «Центральным элементом здесь становится конструирование образовательной модели и ее элементов. Выстраивая образовательную модель школы, необходимо в первую очередь ответить на вопросы, в чем уникальность школы, в чем ее замысел», — объясняет Немирович.

Об активном развитии говорит, например, улучшение инфраструктуры, проведение курсов повышения квалификации для педагогов, запуск инновационных проектов, участие в конкурсах, сотрудничество с вузами.

Фото: Pexels

Концепция

Понимание концепции школы поможет выяснить, соответствует ли она определенным ценностям, ожиданиям и целям. Это можно понять через следующие вопросы: «Какие цели ставит школа и как она обустраивает все процессы вокруг в поддержку этих целей?» — говорит Ольга Немирович.

Примеры школ с ясной моделью и концепцией:

  • Новая школа модель школы как центра социального и культурного развития района. Школа становится хабом социокультурных инноваций, интегратором сообществ и образовательных сетей вокруг себя, точкой притяжения горожан. Школа представляет программы дополнительного образования, времяпровождения не только для детей, но и их семей, жителей района.
  • Университетский лицей № 1523 (Предуниверситарий МИФИ) — пример модели школы новой инженерии, нацеленной на подготовку будущих инженеров через освоение методик проектного обучения и формирования инженерного отношения к окружающему.
  • Киноколледж № 40 — модель школы для креативной экономики. В киноколледже гуманитарное обучение совмещено с практикой в мастерских. На факультетах обучающиеся создают фильмы, ставят спектакли. Мастер-классы проводят режиссеры, актеры, мультипликаторы и писатели.