Стиль
Жизнь «Не слишком усердствуйте»: 6 принципов тайм-менеджмента для родителей
Стиль
Жизнь «Не слишком усердствуйте»: 6 принципов тайм-менеджмента для родителей
Жизнь

«Не слишком усердствуйте»: 6 принципов тайм-менеджмента для родителей

Фото: Freepik
С появлением детей поиск ответа на вопрос, как успеть сделать все, становится задачей со звездочкой. Чтобы помочь родителям, собрали самое главное о семейном тайм-менеджменте: исследования ученых, облегчающие жизнь приложения и лайфхаки экспертов

Управление семейным расписанием может быть задачей даже более сложной, чем создание рабочих графиков: спланировать выполнение длинного списка дел, учесть интересы и желания всех членов семьи, справиться с форс-мажорами — такой тайм-менеджмент требует и крепких нервов, и пристального внимания. Собрали основные принципы управления временем для семьи: эти советы облегчат жизнь родителям.

Совет 1: планируйте заранее

Планирование детских расписаний осенью — привычная рутинная обязанность для многих родителей. Однако формируя детский график распланированным, многие при этом оставляют расписание взрослых на откуп устным договоренностям. Избежать конфликтов из-за забывчивости поможет точное расписание важных дел, составленное на неделю или даже на месяц вперед. Такой подход позволяет членам семьи заранее знать и учитывать расписание друг друга. Попробуйте, например, договориться планировать все дела в совместном онлайн-календаре: простой доступ с любого устройства позволяет мгновенно понять, у кого какие планы в нужный день.

Приложения для эффективного семейного тайм-менеджмента

  • Cozi. Платформа, называющая себя семейным органайзером, существует с 2006 года. В формате приложения сервис в удобном виде структурирует расписание всех членов семьи, позволяя таким образом в любой момент посмотреть, кто чем занят, создать списки дел и ответственных за их выполнение, а также вести список покупок. В платной подписке Cozi Family Organizer избавляет от мелькающего рекламного баннера — если он не раздражает, приложением можно пользоваться и в бесплатной версии.
  • FamCal. Семейный календарь позволяет каждому вести свой собственный график, объединяя его с расписанием других членов семьи в случае необходимости. За маленьких детей планы придется заполнять взрослым — впрочем, это актуально для всех сервисов из списка. Тем не менее приложение будет интересно скорее семьям с маленькими детьми: если внести названия всех уроков в течение школьных дней, расписание рискует стать слишком загруженным — в таком легко пропустить что-то важное. Отслеживать важные задачи и заметки в FamCal можно с любых устройств.
  • Time Tree. Это один из самых долго существующих совместных календарей: в 2015 году Time Tree получило награду как лучшее приложение года, с тех пор его успели скачать 43 млн пользователей. Надежность, а также простой интерфейс делают его похожим на предустановленное приложение айфона. При этом все данные легко синхронизируются с другими календарями (Google Календарь, Outlook и другие), а механика приложения позволяет создавать события не только с семьей, но и друзьями и коллегами (если верить отзывам, некоторые используют его и для бизнес-задач внутри команды). Еще один плюс: под каждым событием можно вести переписку: участники могут общаться как в мессенджере. Минус тоже есть — приложение недоступно на русском.

Совет 2: составляя список дел, не слишком усердствуйте

Пожалуй, каждому родителю знакома ситуация: тщательно распланированный день «благодаря» детям рушится, и сделать с этим, кажется, невозможно решительно ничего. Причин может быть множество: слезы, простуды, капризы, однако и отказ от прогулки из-за криков младенца, и отмена рабочей встречи из-за внезапной болезни школьника могут сильно фрустрировать родителей.

Универсального решения этой проблемы, к сожалению, нет — однако существует надежный способ минимизации урона: нужно составлять не слишком плотный график дня. Желание все успеть чревато выгоранием и даже депрессией. Согласно исследованию ученых из Вашингтонского университета в Сент-Луисе, скрупулезное планирование приводит к ухудшению настроения и потере энтузиазма. Дело в том, что отклонение от намеченного распорядка воспринимается нашим подсознанием как неудача и значительно демотивирует — особенно если причиной неуспеха раз за разом становятся внешние неподконтрольные обстоятельства, например дети.

В таких условиях особенно нелегко приходится молодым родителям, не представляющим свою жизнь без прописанного в ежедневнике расписания. Чтобы не оказаться на их месте, при составлении планов стоит помнить: чем младше ребенок, тем более просторным и гибким стоит делать свое расписание — так получится минимизировать стресс.

Составляйте не слишком плотный график. Чем младше ребенок, тем более просторным и гибким стоит делать свое расписание

Составляйте не слишком плотный график. Чем младше ребенок, тем более просторным и гибким стоит делать свое расписание

Совет 3: приоритезируйте

Составить список дел и чувствовать, что он пугает количеством пунктов, — с таким сталкивался каждый. «Большой to do list может фрустрировать — поэтому важно выделять приоритетные задачи, сделав которые вы уже будете чувствовать себя отлично», — говорит доктор Рупа Вонг в выпуске «5 причин почему список дел не работает» своего подкаста для работающих мам «It’s good to see you». Она же рекомендует родителям внедрить в ежедневную жизнь практику составления планов по матрице Эйзенхауэра. Метод позволяет классифицировать задачи по двум основным критериям: важность и срочность. В итоге получаются четыре категории: важные и срочные (эти задачи стоит делать самостоятельно), а также важные, но не срочные, несрочные, но важные, неважные и несрочные — все их можно попробовать делегировать при возможности.

Если вам не близка эта популярная система планирования, не расстраивайтесь: это далеко не единственный метод выделения приоритетов в списке задач. Возможно, вам больше подойдет адаптация принципа Парето, согласно которому 80% результатов обычно достигается благодаря 20% усилий. В контексте семейного тайм-менеджмента это означает, что вам следует идентифицировать те задачи и активности, которые приносят наибольший результат — и уделить им наибольшее внимание, избегая таким образом перерасхода времени на менее важные задачи.

Еще один вариант приоритизации в ежедневном семейном расписании — применение «принципа девяти дел». Согласно ему, каждому стоит выстраивать иерархию задач: «закрывать» ежедневно одно крупное дело, три дела средней сложности и пять простых. Это удобная система для того, чтобы фиксировать сколько сил и времени тратится на бытовые задачи: несмотря на то что они кажутся несложными, они также занимают ресурс.

Выделите те задачи и активности, которые приносят наибольший результат, и уделите им наибольшее внимание, избегая таким образом перерасхода времени на менее важные задачи

Выделите те задачи и активности, которые приносят наибольший результат, и уделите им наибольшее внимание, избегая таким образом перерасхода времени на менее важные задачи

Совет 4: делегируйте

Составив список приоритетов, подумайте над тем, чтобы часть задач отдать на аутсорс. Понять, насколько вам это нужно, поможет так называемый закон Миллера. В своей статье «The Magical Number Seven, Plus or Minus Two» американский психолог Джордж Миллер писал, что человек способен запомнить и удерживать в кратковременной памяти около семи элементов (и плюс-минус еще два). Когда количество задач или информации, которую нужно помнить в течение дня, приближается к этой границе или даже превышает ее, это служит сигналом о необходимости пересмотра своего расписания. Закон Миллера хорошо сочетается с описанным выше принципом девяти дел — если в вашем to-do-списке больше девяти пунктов, стоит подумать про аутсорс задач.

Перераспределить нагрузку можно для начала в рамках семьи. Чтобы понять, сколько домашних дел выполняет каждый, можно попробовать выписывать выполненные задачи в течение недели. Это поможет посмотреть на ситуацию объективно: чаще всего перекосы в семейном расписании связаны с тем, что женщины тратят значительно больше времени на домашние дела. Такая ситуация актуальна для многих стран: в 2016 году Национальная статистическая служба Великобритании (Office for National Statistics, ONS) опубликовала данные о том, что женщины в стране в среднем затрачивают 26 часов в неделю на неоплачиваемую работу по дому, такую как приготовление пищи, стирка, уборка, уход за детьми и другие домашние обязанности. При этом мужчины в среднем уделяли этой работе только 16 часов в неделю.

В России разрыв еще больше: согласно исследованию, проведенному к.н.э. доцентом НИУ ВШЭ Еленой Мезенцевой, женщины в среднем уделяют домашним обязанностям в 2,3 раза больше времени, чем мужчины. Если перекос в домашней нагрузке не компенсируется меньшим числом рабочих дел, это явный сигнал к пересмотру расписания.

В семье задачи не должны распределяться сверху вниз: никого не наняли на основе деловых качеств или специализаций, в семейной системе каждый человек ценен. Именно поэтому распределять дела лучше из общей стратегической цели, которая соответствует личным интересам каждого. Это актуально даже для детей: они, например, могут убирать игрушки не только чтобы порадовать родителей или из страха наказания, а потому, что они хотят, чтобы их игрушки не потерялись или не сломались. Формулируя такие цели, важно учитывать возраст детей — это сэкономит силы и избавит от попыток совершить невозможное. Помните: идея наведения порядка ради чистоты в доме точно не найдет в душе трехлетки никакого отклика.

Понять, какие из дел отдать на аутсорс, поможет матрица Эйзенхауэра: критично просмотрев еженедельный список несрочных и неважных задач, можно увидеть, что часть бытовых задач легко делегируема. Что это будет: приготовление еды, уборка, присмотр за детьми или что-то другое — решать только вам.

Пересмотрите свое расписание, если количество задач в течение дня приближается к семи

Пересмотрите свое расписание, если количество задач в течение дня приближается к семи

Совет 5: продумывайте план Б

В семейном тайм-менеджменте не избежать внезапных изменений, накладок и отмен. Чтобы проще принимать и адаптироваться к этому, заранее продумывайте — совместно с партнером или самостоятельно — запасной вариант решения ситуации на случай важных событий. Что вы будете делать, если в назначенный день ребенок проснется с простудой? Кто сможет посетить родительское собрание, если вы все-таки не успеете на него, — или как вы узнаете всю информацию, рассказанную учителем на встрече?

Конечно, бесполезно прорабатывать запасные варианты на каждый пункт из списка ежедневных дел — однако в случае важных событий такой подход позволяет реагировать на непредвиденные ситуации без паники и чувствовать себя уверенно и спокойно, даже если что-то идет не так, как хотелось бы.

Заранее продумывайте запасной вариант решения ситуации на случай важных событий

Заранее продумывайте запасной вариант решения ситуации на случай важных событий

Совет 6: выделяйте в расписании «me time» и «we time»

Родительство может быть выматывающим — особенно с маленькими детьми. Согласно исследованию, проведенному в 2018 году американским сервисом по доставке еды Munchery среди двух тысяч мам и пап, в среднем у взрослых остается на себя всего 32 минуты в день после того, как они завершили рабочие и родительские обязанности. Такой дефицит свободного времени приводит к тому, что родители в среднем четыре раза в неделю специально прячутся от своих детей, чтобы найти хоть немного личного пространства.

При этом время на себя важно и для собственного состояния, и для отношений внутри семьи: исследование с участием двух тысяч взрослых показало, что 41% опрошенных готовы расстаться с партнером, если не будет возможности проводить хоть немного времени в одиночестве. И наоборот: 82% респондентов сказали, что их время на себя идет на пользу их отношениям. Согласно результатам этого опроса, идеальное время на себя составляет 51 минуту в день — или около шести часов в неделю.

Планируя время «на себя», или «me time», не забывайте и о времени «на нас», оно же «we time». И хотя нет никаких универсальных цифр о том, сколько времени нужно проводить вместе, стоит помнить: проведенное совместное время и новые впечатления укрепляют отношения, делают всех членов семьи счастливее — и что, если не это, и есть в общем-то конечная цель семейного тайм-менеджмента.

Планируйте время «на себя» и не забывайте и о времени «на нас»

Планируйте время «на себя» и не забывайте и о времени «на нас»