Стиль
Жизнь Карманные деньги: почему полезно давать детям и как это правильно делать
Стиль
Жизнь Карманные деньги: почему полезно давать детям и как это правильно делать
Жизнь

Карманные деньги: почему полезно давать детям и как это правильно делать

Фото: Pixabay
Карманные деньги не замена заботы и внимания, а способ научить детей финансовой грамотности: умению зарабатывать, копить и расходовать средства. Разбираемся в нюансах вместе с экспертами

Сколько карманных денег давать детям в зависимости от возраста и каких ошибок важно избегать?

Материал прокомментировали:

Александра Бугаева, детский психолог, специалист психологической платформы Alter;

Александра Меньшикова, клинический психолог;

Кирилл Савин, директор по правовым вопросам «СберНПФ».

Карманные деньги: за и против

Некоторые родители не считают нужным давать детям карманные деньги, аргументируя это тем, что ребенок не осознает, как их зарабатывать

Некоторые родители не считают нужным давать детям карманные деньги, аргументируя это тем, что ребенок не осознает, как их зарабатывать

По мере взросления ребенок берет на себя больше ответственности за решения и действия. Если дошкольник заходит в магазины только со взрослыми, то подростку уже хочется самостоятельно делать покупки, а не просить мелкие суммы, объясняя, на что он собирается их потратить.

Некоторые родители не считают нужным давать детям карманные деньги, аргументируя это тем, что ребенок не осознает, как их зарабатывать. Взрослые предполагают, что он потратит деньги на ненужные, а порой и вредные покупки — чипсы, сладости. Сторонники выдачи карманных денег как «заработка» за выполненную работу переживают, что таким образом приучат ребенка требовать оплату за обычные домашние обязанности вроде уборки своей комнаты или выгула собаки. Отдельный момент — гиперконтроль со стороны родителей, которые хотят знать о каждом шаге своего чада, поэтому предпочитают выполнять его запросы самостоятельно.

Эти и многие другие переживания могут быть естественными ввиду тревожности родителей, желания оградить ребенка от проблем. Но важно помнить, что дети вырастут, и им придется самостоятельно жить в этом мире, распоряжаясь личным временем, своей безопасностью и финансами. Можно до совершеннолетия водить ребенка за руку и выбирать ему друзей, но потом ему будет сложнее самостоятельно передвигаться и взаимодействовать с социумом. То же — с деньгами.

Сторонники карманных денег аргументируют свою точку зрения желанием научить ребенка ставить цели. Чем раньше он начнет изучать финансы, тем проще будет понять цену деньгам, копить и тратить их с умом. Школьнику нужны средства на ежедневные бытовые расходы: питание, проезд, канцелярию, а запросы подростка еще шире — сходить в кино или купить подарок другу на день рождения. При грамотном подходе ребенок сможет планировать бюджет, приобретать нужные вещи и ставить более глобальные цели без инфантильного «мама, купи!».

Сколько денег давать на карманные расходы

Это сугубо индивидуальный вопрос, который зависит от дохода семьи, окружения и даже места жительства. Поговорите с ребенком о его желаниях и потребностях, учтите обязательные ежедневные траты. Одно дело, если это школьник, которого вы отводите на занятия и забираете домой, другое — когда ребенок старшего возраста самостоятельно ездит на курсы в другой конец города. Узнайте, на что ему хотелось бы тратить деньги. Например, если это ежедневный перекус по дороге, то сколько он будет стоить.

Кирилл Савин, директор по правовым вопросам «СберНПФ», уточняет, что, согласно российскому законодательству, родители не обязаны давать детям карманные деньги: «Если они все-таки решат это делать, то сумму и частоту пополнения детского бюджета могут устанавливать по своему усмотрению. Однако с точки зрения освоения базовых финансовых навыков опыт обращения с карманными деньгами, безусловно, очень полезен».

Начать следует с небольшой суммы, например, от 100 руб. в неделю, а по прошествии времени обсудить и решить, стоит ли ее увеличить. Конечно, это работает, когда вы учите финансовой грамотности с младшего возраста; для подростка с активной социальной жизнью эта сумма должна быть больше.

Просто о сложном: 20+ детских книг на взрослые темы

Со скольки лет давать карманные деньги ребенку

Финансовая грамотность — еще и неотъемлемая часть сепарации, выстраивания своей жизни без контроля родителей

Финансовая грамотность — еще и неотъемлемая часть сепарации, выстраивания своей жизни без контроля родителей

Согласно ст. 28 Гражданского кодекса РФ, дети с шести лет могут совершать мелкие сделки, например, купить мороженое или хлеб по поручению родителей [1]. Но помимо юридической стороны, чрезвычайно важна психологическая. Финансовая грамотность — еще и неотъемлемая часть сепарации, выстраивания своей жизни без контроля родителей. В идеале этот процесс проходит постепенно: от фразы ребенка «я сам» до совершеннолетия и возможности жить самостоятельно.

Карманные деньги: почему полезно давать детям и как это правильно делать

Александра Бугаева, детский психолог, специалист психологической платформы Alter

«Самостоятельность сопровождает процесс сепарации в любом возрасте. Сепарация — это стремление отделиться от родителей.

  1. При рождении человек становится отдельным в биологическом смысле. На данном этапе младенцу нужно удовлетворить жизненно важные потребности, быть в безопасности.
  2. В возрасте от года до трех лет ребенку важно чувствовать, что он что-то умеет делать сам: ходить, есть, одеваться. Здесь проявляется потребность ребенка — быть уверенным в своих силах. Когда он начинает ходить, то отделяется от родителей физически, в три года — сепарируется эмоционально и чувствует себя отдельной личностью. Ощущение уверенности он получает через родителей. Если мама с папой не дают и шагу ступить, то ребенок начинает чувствовать себя неприспособленным, у него появляются сомнения в себе и патологический стыд.
  3. Чем старше ребенок, тем сильнее он нуждается в самостоятельности. Примерно с трех лет сепарация выглядит как процесс выстраивания человеком своих психологических границ. С трех до пяти лет основная потребность ребенка — исследование окружающего мира. Здесь самостоятельность нужна, чтобы проявлять инициативу и активность в общении.
  4. С пяти до 11 лет потребности ребенка лежат в сфере достижений: успех, полученный самостоятельно, имеет большую ценность. Именно поэтому ребенок может быть недоволен, например, когда родители делают уроки за него. Положительные отметки в этом случае только порождают чувство собственной неполноценности — это ведь не личный успех ребенка.
  5. В подростковом возрасте основная потребность — жизненное самоопределение. Подросток ищет ответы на вопросы, каким быть, кем быть. Самостоятельность здесь важна как никогда, иначе поиск себя сдвинется на потом: «Я получил школьный диплом для родителей, а теперь хочу пожить для себя».

Каждый ребенок уникален, и родителям стоит обращать внимание на его потребности, а не ориентироваться на какие-то возрастные стандарты. Тем более, что в вопросах карманных денег их не существует. Но психологи дают несколько рекомендаций касательно финансов и возраста ребенка.

Александра Бугаева говорит, что ответ на вопрос «когда начинать давать деньги?» тесно связан с ответом на вопрос «зачем?»: «Для чего ребенку карманные деньги? И что значат деньги для родителей? Это ресурс, возможности или, может быть, деньги сами по себе представляют для них ценность?

В старшем дошкольном возрасте (с четырех до пяти лет) ребенок активно интересуется окружающим миром. Вопросы о деньгах могут появиться именно в этот период. Тема финансов не должна быть закрытой: важна готовность родителей говорить о деньгах, о том, откуда они берутся и для чего нужны. Через такие беседы будет формироваться система ценностей ребенка, в том числе его отношение к финансам.

Деньги на карманные расходы обычно дают, когда в этом появляется необходимость: оплата проезда и питания, желание сходить в кино или в кафе с друзьями. Однако важно не только появление потребности, но и способность ребенка распоряжаться деньгами. Этому можно научиться.

С пяти лет можно озвучивать ребенку бюджет и список покупок в магазине. Детей постарше, лет восьми-девяти, можно отправлять за покупкой чего-то конкретного — например, хлеба или молока — если магазин находится близко. К тому моменту, когда ребенку понадобятся карманные деньги, он будет готов обучиться планированию собственного бюджета: родитель вместе с ребенком может расписывать бюджет на день, затем на неделю и на месяц».

Как дать карманные деньги правильно

Карманные деньги обязательно нужно давать, чтобы формировать финансовую грамотность

Карманные деньги обязательно нужно давать, чтобы формировать финансовую грамотность

Что касается контроля за тратами со стороны родителей, необходимо сделать его ненавязчивым. Предлагайте ребенку обсудить его планы, а затем — итоговые траты. Но делать это стоит с позиции предложенной помощи, а не надзирателя. Давая детям деньги, вы проводите аналогию со взрослой жизнью, где они будут получать зарплату у работодателя. Ни одному сотруднику не захочется, чтобы начальник сначала перечислил финансы на счет, а затем требовал объяснить, куда они будут потрачены.

Александра Меньшикова рассказала о правилах выдачи карманных денег:

  1. Начинайте давать небольшие суммы с младшего школьного возраста, когда ребенок пошел в школу.
  2. Сколько давать — зависит от бюджета. Но начать стоит с небольших сумм. В идеале первый транш равен стоимости школьного обеда или перекуса.
  3. По прошествии одного-двух месяцев можно увеличивать промежутки выдачи денег — давать чуть большие суммы, но реже. Это нужно делать, чтобы ребенок учился планировать расходы.
  4. Карманные деньги обязательно нужно давать, чтобы формировать финансовую грамотность. А для подростков личные деньги уже строго необходимы, чтобы поддерживать социальное взаимодействие. Если все друзья пойдут в кино или кафе, а он откажется только потому, что нет денег, это может сказаться на его отношениях со сверстниками.

Многих интересует, можно ли дополнительно давать деньги за хорошее поведение или, например, оценки.

Карманные деньги: почему полезно давать детям и как это правильно делать

Александра Меньшикова, клинический психолог

«Я считаю, что давать деньги за хорошее поведение или оценки — это правильный подход, но важно четко прописать правила: какое конкретно поведение ожидается, в какие сроки, сумма, которую родители готовы дать. Это должно быть соразмерно: если с самого начала давать большие суммы, то дальше у ребенка может пропасть мотивация. Идите от меньшего к большему, постепенно увеличивая количество денег. Например, ребенок получил пятерку — дали 100 руб., закончил четверть на отлично — получил 3000 руб.

То есть можно давать небольшие деньги за каждую оценку, а затем обсудить с ребенком, что вместо этого он получит больше за глобальные достижения. Это нужно для того, чтобы ребенок учился отсроченной награде и стремлению к ней. Есть дети, которых сложно мотивировать, у них проблемы с социальными нормами и пониманием, для чего им стараться, хорошо учиться. Для них это идеальный формат выдачи карманных денег.

С другой стороны, важно, чтобы родители не были источником ресурса, который ребенок постоянно из них тянет. Он должен понимать, что во взрослой жизни деньги — это по сути награда за какое-то дело. Эта связка в будущем даст хорошую базу ребенку как личности; для него деньги будут не просто источником, с которым непонятно, как обращаться. Ребенок поймет ценность своего труда и трат, потому что он их сам заработал».

По словам психолога, проблемы начинаются, когда родители создают хаотичное финансовое подкрепление. Например, вы договорились, что за пятерку ребенок получит 100 руб. А он, добившись хорошей оценки, просит увеличить сумму, ведь он так старался. В таком случае родители часто идут на поводу, нарушают собственные правила. Это ключевая ошибка, которая портит всю схему. Важно быть последовательными и не нарушать соглашения, иначе через какое-то время деньги перестанут быть мотиватором.

Как давать карманные деньги школьнику

Оптимальный способ выдачи карманных денег ребенку любого возраста — регулярные «выплаты». Так детям будет проще выстраивать алгоритмы накопления и учиться планировать покупки. Такая стабильность позволяет проследить закономерные траты и понять, какая сумма действительно нужна. Школьнику можно завести банковскую карту, привязанную к основному счету родителей.

Важно проговаривать теорию на примерах: «Ты можешь ежедневно покупать конфеты или через месяц купить игрушку на сэкономленные средства — что для тебя важнее?» Придерживайтесь изначальных договоренностей о количестве денег: если ребенок потратил всю недельную сумму, следующую выплату он получит не раньше назначенного дня.

Деньги на карманные расходы подростку

С 14 лет несовершеннолетний ребенок может иметь отдельный банковский счет, если уже получил паспорт. В этом смысле следить за расходами будет сложнее, но это уже вопрос доверия между родителями и детьми. Не пытайтесь выяснить, на что ушли карманные деньги. У подростка уже может быть личная жизнь и, если у вас адекватные взаимоотношения, он сам будет рад о ней рассказать.

Учитывайте, что ошибки планирования и импульсивные траты неизбежны, но это важные уроки формирования финансовой грамотности; не стоит доказывать ребенку, что он «потратил все на ерунду».

Может ли ребенок зарабатывать карманные деньги

Многие считают, что не стоит платить за домашние дела

Многие считают, что не стоит платить за домашние дела

В старшем школьном возрасте дети уже могут ставить перед собой серьезные цели: копить на велосипед или ноутбук. Как правило, в этот же период появляется запрос на поиск дополнительных средств, ведь из карманных денег собирать нужную сумму придется довольно долго.

Многие считают, что не стоит платить за домашние дела. Таким образом можно столкнуться с манипуляциями на тему «а сколько денег ты мне дашь, если я пропылесошу?» Работа — одно, а семейные обязанности — это бытовая необходимость и способ заботиться о себе и друг о друге.

Александра Меньшикова говорит, что не стоит исключать такой способы оплаты, но акцентирует внимание на том, что родитель не должен выступать источником ресурса: «Не должно формироваться потребительского отношения. То есть ребенок пришел домой, попросил какую-то сумму и ждет, что родители обязаны ее выдать. Такой перекос сейчас часто встречается, вплоть до того, что подросток требует у родителей взять кредит и купить смартфон последней модели, потому что у одноклассников он есть. Важно, с одной стороны, научить ребенка обращаться с деньгами, с другой — понимать их ценность, а с третьей — осознавать, что они зарабатываются, а не падают с неба, и в его же интересах стараться эти деньги заслужить, если он хочет большие суммы.

Родителям нужно обозначить пределы. Когда у ребенка много ежедневных пожеланий, ограничивайте максимум: «Мы можем дать только такую сумму. Если ты хочешь больше, можно это обсудить, поискать дополнительные источники заработка». С карманными деньгами очень важно озвучивать изначальные условия».

Александра Бугаева говорит, что если вы хотите платить за домашние дела — мытье посуды, уборку — платить придется всем членам семьи, которые выполняют эти обязанности. С оценками также стоит быть осторожными: «Оплата родителями выполнения школьных заданий — тоже не лучшая идея: это только внешне мотивирует ребенка, и тогда есть риск, что оценки станут важнее знаний. Если взрослый человек ходит на работу, он получает оплату своего труда от работодателя, а не от родственников. Если бы, например, школы могли платить стипендии успевающим ученикам, это дало бы больше эффекта для развития их самостоятельности».

Подростки уже могут искать дополнительные источники заработка. Например, стричь газон, помогать соседу с ремонтом или раздавать рекламные листовки.

Карманные деньги: почему полезно давать детям и как это правильно делать

Кирилл Савин, директор по правовым вопросам «СберНПФ»

«Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, указан в ст. 63 Трудового кодекса РФ: это 16 лет. Однако закон разрешает принимать на работу даже детей до 14 лет, но с учетом ряда условий и ограничений [2]:

  • до 14 лет необходимо согласие одного из родителей (опекуна) и разрешение органа опеки и попечительства. Ребенок может сниматься в кино, выступать в цирке, участвовать в театральных спектаклях и концертах.
  • с 14 лет закон допускает легкий труд без вреда здоровью и только с согласия одного из родителей (попечителя).
  • с 15 лет заключать трудовой договор могут лица, получившие общее образование. Закон уточняет, что это должен быть легкий труд, не причиняющий вреда здоровью.

При этом работать можно только в свободное от учебы время и без ущерба для освоения образовательной программы».

Александра Бугаева считает, что нужно поощрять желание ребенка самостоятельно зарабатывать: «Работа дает школьнику возможность научиться обменивать свой труд на деньги и, что самое главное, распоряжаться ими. Даже если родитель не одобряет траты, ему важно помнить — это деньги ребенка. Взрослым людям никто не подумает указывать, как и на что тратить заработанное, — и к ребенку должно быть такое же отношение. Родитель может только направлять его, спрашивая, доволен ли он тем, как распорядился деньгами, насколько это рационально, возможно ли так поступать в будущем и какие это будет иметь последствия. Например, когда ребенок тратит заработанное за один день, можно вместе обсудить, какие у такого подхода плюсы и минусы.

Можно найти множество вариантов заработка для ребенка. Дети могут продавать поделки на школьных или благотворительных ярмарках, ставить спектакли и продавать на них билеты, участвовать в конкурсах проектов на получение грантов. Если у ребенка есть актерские способности и ему нравится выступать, стоит рассмотреть профессию киноактера или модели — здесь ребенок может получать вполне взрослый гонорар.

Для подростков с 14 лет существуют программы трудоустройства, по которым они могут работать неполный день во время каникул. Наконец, можно договориться с кем-то из знакомых, для которых ребенок сможет выполнять несложную работу. Подумайте над вариантами вместе. Главное — чтобы они вдохновляли ребенка и создавали у него ощущение, что за свой труд он получает равноценную награду».

Александра Меньшикова отдельно упоминает о суммах, которые детям дарят на праздник: «Например, родственники на день рождения вручают конверт с деньгами. Очень важно родителям не претендовать на эти финансы, не забирать их у ребенка, не засчитывать в счет сумм, которые они должны ему выдать в будущем. Это должны быть его дополнительные деньги, пусть сам решает, как их потратить, куда вложить. По моему опыту, есть дети, которые с 10-11 лет валюту покупают, а не в копилку кладут. Есть смысл объяснять детям, что деньги не должны просто так лежать, ими нужно грамотно распоряжаться. Не обязательно все сразу тратить, но и просто так складывать деньги на долгое время не стоит — из-за инфляции потом не получится купить на них то же, что и сейчас. Это тоже полезный инструмент для формирования финансовой грамотности в вопросах карманных денег».

Подписывайтесь на Telegram-канал «РБК Стиль»