Стиль
Жизнь Робот-помощник и мультикуб: как живет российский инновационный бизнес
Стиль
Жизнь Робот-помощник и мультикуб: как живет российский инновационный бизнес
Жизнь

Робот-помощник и мультикуб: как живет российский инновационный бизнес

Робот-помощник и мультикуб: как живет российский инновационный бизнес
Как и другие сферы, российский инновационный бизнес столкнулся с непредвиденными обстоятельствами — сначала пандемией, затем санкциями. И все же компании продолжают строить планы и делать нашу жизнь чуточку лучше. Разбираемся, как им это удается

Истории высокотехнологичных компаний порой начинаются на кухне или в гараже. Воплотить идею порой кажется нереально, а сделать из нее бизнес — тем более. Но вот стартап замечают, он расширяется, выходит на внешние рынки и начинает привлекать иностранные инвестиции. За счет чего российским предпринимателям в сфере инноваций удается запускаться и развиваться, как им удается поддерживать бизнес-процессы сегодня и к чему они готовятся завтра? Об этом «РБК Стиль» поговорил с основателями компаний

БЫТОВАЯ ЭКОЛОГИЯ

Cleandrops

Профиль компании: экоконцентраты бытовой химии

Год основания: 2019

Уборка в стиле zero waste

Екатерина Щеголева начала разделять мусор в 2018 году, когда о бытовой экологии в России говорили только в уютных телеграм-каналах на сотню человек. Сидя на полу кухни в родном Кирове и отдирая неперерабатываемые наклейки от флаконов из-под бытовой химии, будущий создатель таблеток-концентратов для уборки Cleandrops восклицала в сердцах: «Это же пластик и море воды — так бессмысленно и глупо». Мысль о тщетности клининг-бытия прочно засела в голове и всплыла таблеткой Cleandrops, растворенной в теплой воде чуть позже.

Фото: пресс-служба

В то время Екатерина работала при Вятском государственном университете в отделе коммерциализации научных разработок. Помогала выводить продукты на рынок и переводить сложный язык химиков конечному потребителю. Озвучив свои переживания партнеру по проектам с техническим бэкграундом Сергею Саутину (сейчас СТО продукта), получила предложение сделать сухой концентрат в виде таблеток. Опыт работы с химией и логика подсказали, что такой продукт можно упаковывать без пластика и использования лишней воды.

Решиться делать на этом бизнес помог трек по предпринимательской идентичности в бизнес-школе Сколково. «Ты не можешь осуществить свою миссию, пока у тебя нет стабильного денежного притока. А когда ты делаешь бизнес в сфере экологичности, то за счет продажи своих товаров не только получаешь прибыль, но и одновременно осуществляешь свою миссию. В нашем случае — помочь сделать экопривычки проще», — рассказывает Екатерина.

Фото: пресс-служба

Создавая формулу, предприниматели выяснили, что любые средства для уборки на 97% имеют один и тот же состав, часто с разными отдушками и консистенцией. А создание иллюзии разнообразия не более чем маркетинговый трюк. Тогда было решено сделать универсальное средство, которое подойдет для всего: разработку биоразлагаемого состава начали на основе компонентов растительного происхождения. Так получилась таблетка, которую нужно лишь растворить в теплой воде.

«Когда мы протестировали формулу на своем окружении, то поняли, что нужно проверять рынок. В качестве MVP (минимально жизнеспособный продукт — процесс, выстроенный в основном для получения первичной обратной связи по продукту) запустили группу во «ВКонтакте», где я написала пост с посылом: «Привет, я Катя, и мне надоели пластиковые бутылки». Мы обещали наше средство в обмен на обратную связь. Запустили небольшую рекламу и получили около 200 ответов по запросу. Тем самым узнали поведенческие характеристики потребителя, которые помогли нам доработать продукт. В итоге оценка экологичности набрала 9 из 10. Оценка эффективности — 8,5 из 10», — вспоминает Щеголева.

Фото: пресс-служба

Для разработки формулы и производства продукта основатели вложили личные средства (около 1,5 млн руб.), но для масштабирования и выхода на международный рынок нужно было искать венчурные деньги. Российские инвесторы не очень верили в экологическое сознание россиян. Помогла международная конференция EMERGE, на которой стартапы из СНГ встречаются с европейскими инвесторами. Основатели Cleandrops нашли свой европейский инвестфонд, а после начали процедуру по открытию компании в Европе (в Эстонии), которая в итоге сильно затянулась, а в свете событий последних месяцев и вовсе встала.

Чемодан с таблетками

Сейчас Екатерина продвигает компанию в Америке, куда приехала с чемоданом концентратов, и считает, что уже есть первые успехи. Удалось получить уникальный опыт — изучить привычки местного экосообщества вживую и провести «слепой» custdev (развитие отношений с клиентом) прямо с прилавка небольшого экомаркета. Так удалось выяснить информацию о покупательной способности. В какой-то момент получилось договориться о продаже Cleandrops в калифорнийской сети экомагазинов. Пришлось экстренно открыть компанию и регистрировать счет в США. Пошли первые американские деньги.

О конкурентах основательница рассуждает практически: «Концентраты концентратам рознь. Есть жидкие концентраты, упакованные либо в пластик, либо в стекло. Есть пластинки — они производятся в Китае. К ним есть вопросы по составу и углеродному следу от транспортировки из Китая. Таблетки часто упакованы в многослойную пленку, которая не перерабатывается. Но я рада, что на рынке есть подобные продукты, они помогают нам осведомлять покупателей о такой опции со ссылкой на то, что мы предлагаем более экологичное решение по весьма лояльной цене (в России стоимость составляет 399 руб. за шесть таблеток или 598 руб. за шесть таблеток и многоразовый флакон, в США — $1 за одну таблетку)».

Помимо миссии по более обширному внедрению экопривычек в разные слои населения, Cleandrops способствует сокращению количества пластиковых бутылок, а вместе с тем сокращению углеродного следа от транспортировки, так как в одной грузовой машине вместо канистр с 90% воды и одноразовым пластиком умещается множество таблеток. Также компания преследует образовательную миссию, рассказывая, как можно переключиться на экологичный стиль жизни с наименьшими потерями во времени и ресурсах.

Фото: пресс-служба

В планах — активное продвижение на рынке Америки, поиск инвесторов и перестройка бизнес-модели в России. Если раньше компания планировала продаваться только через собственный сайт и строить комьюнити вокруг своей площадки, то сегодня ввиду того, что изменились потребительское поведение, инфраструктура доставки, структура доходов и возникло ограниченное число каналов продвижения, продукт будет продаваться и на любых других сторонних ресурсах. Однако на сайте Cleandrops будут доступны спецпредложения и более низкие цены.

«Мы не скрываем, что мы из России. Являемся ли мы международной компанией? Скорее, да. Тот факт, что мы сделали этот продукт в России,  — это скорее сила, чем слабость. На питчингах в Штатах я использую этот факт как сильную сторону. И пока я здесь не столкнулась с какой-либо дискриминацией своего происхождения. Я считаю, что мир должен знать, что есть классные российские предприниматели, которые хотят сделать мир лучше, и стараюсь быть таким примером», — заключает предпринимательница.

HR

Promobot

Профиль компании: автономные сервисные роботы

Год основания: 2013

Помощники или конкуренты

Сейчас заголовками о том, что нейросеть написала сценарий или поставила диагноз, никого не удивить, а еще полвека назад сюжеты про умных и «человечных» роботов-помощников из романов Айзека Азимова казались несбыточными. Идеальные машины, которые призваны помогать человеку, стали нашей реальностью. И не без помощи компании Promobot, которая успела за девять лет стать крупнейшим в России производителем и экспортером сервисных роботов. В числе последних разработок — Promobot V.4 и Robo-C. Это роботы, способные полностью заменить администратора, диагноста, консьержа, гида, промоутера. Они умеют распознавать лица и речь, свободно передвигаться, общаться с людьми, отвечать на вопросы, консультировать и даже выражать эмоции. Первый представляет собой универсальную платформу, в которую встраивается программное обеспечение под конкретные цели (SDK), второй — антропоморфного робота с внешностью и мимикой человека (прототипом стал один из создателей компании).

Проект был основан в 2013 году студентами Пермского политехнического университета Олегом Кивокурцевым (сейчас директор по развитию), Максимом Утевым (главный конструктор), Игорем Еремеевым (технический директор) и предпринимателем Алексеем Южаковым (председатель совета директоров). Уже на следующий год после запуска Promobot стал лучшим индустриальным производством года в конкурсе инновационных стартапов России GenerationS. В 2015-м компания заняла первое место на международном конкурсе Startup Village в номинации «Робототехника», а затем получила статус резидента Сколково. Олег Кивокурцев в 24 года попал в европейский список Forbes самых ярких молодых деятелей 30 under 30.

Фото: пресс-служба

Идея делать роботов именно для корпоративного применения принадлежала Алексею Южакову, он же вложил в проект стартовые 300 тыс. руб. Первый робот создавался в гараже на окраине Перми, а уже через пять лет компания занимала площадь 2 тыс. кв. м в крупнейшем частном технопарке России Morion Digital. Миссия робота — быть помощником в рутинной работе и анализе больших данных. Это продукт, который будет обеспечивать наше будущее, уверен Алексей. Этической проблемы в том, что машины полностью заменят людей, предприниматель не видит: человек должен иметь уникальные компетенции, чтобы быть конкурентным в своей работе.

Инвестиции и риски

Компания стала одним из лидеров по поставкам сервисных роботов в Восточную и Северную Европу, рассказывает Алексей Южаков. Она экспортирует продукцию более чем в 40 стран мира — это приносит около 60% выручки. Проект дважды получил звание экспортера года в высокотехнологичном сегменте. «У нас получилось активно работать на внешних рынках, во-первых, потому, что мы предлагаем практическое применение роботам, а во-вторых, за счет круглосуточной технической и клиентской поддержки», — рассказывает сооснователь.

Фото: пресс-служба

За годы существования компания привлекла как минимум три крупные инвестиции: 150 млн руб. от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), по 200 млн руб. от Дальневосточного фонда высоких технологий и фонда «МИР». Потенциал стартапа оценили и американские инвесторы: в 2019 году Promobot стал резидентом акселератора VentureOut в Нью-Йорке и открыл офис в США.

Фото: пресс-служба

В 2020-м, когда началась пандемия, компания перестроила бизнес и избежала кризиса, создав решения для борьбы с COVID-19: например, сделала умную стойку регистрации для бесконтактного измерения температуры. Но с началом санкций международные партнеры закрыли взаимодействие с Promobot. Развитие внутри России тоже туманно из-за смены государственных приоритетов от инноваций к «импортонезависимости», опасается Алексей. Есть риски, что амбициозные задачи России по замещению ручного труда в сферах 4D (Dull, Dirty, Dangerous, Dear — рутинная, грязная, опасная и дорогая работа) уйдут на второй план, говорит сооснователь.

«Робот Вера»

Профиль компании: робот-рекрутер

Год основания: 2015

Робот для работы

«Робот Вера» — сервис по подбору персонала компании Stafory. Он за несколько минут делает выборку резюме с сайтов по требованиям вакансии, звонит кандидатам, проводит интервью с помощью искусственного интеллекта и даже отвечает на вопросы соискателей. Основатели проекта — Владимир Свешников, Александр Ураксин и Алексей Костарев.

В 2015 году Александр и Владимир запустили маркетплейс, где работодатели оставляли заявки, а рекрутеры закрывали вакансии. Когда крупный онлайн-ретейлер сделал заказ на подбор 200 работников, все кадровые агентства оказались заняты и предпринимателям пришлось самим обзванивать соискателей. Часто — одного кандидата по несколько раз, так как обычно заявки оставляют на разных сайтах. Тогда и появилась идея автоматизировать процесс, чтобы искусственный интеллект агрегировал и систематизировал резюме. Потом основатели настроили IT-телефонию и наняли небольшой штат операторов. По словам Александра Ураксина, уже через полгода после начала разработки системы был создан прототип робота и подписан первый контракт. В 2017 году число клиентов возросло до сотни. «Вера» может совершать десятки тысяч звонков одновременно, что значительно сокращает и удешевляет процесс рекрутинга.

«Стартовый капитал был 500 тыс. руб., а потом мы пошли в акселератор ФРИИ, где и были привлечены первые инвестиции в размере 1,2 млн руб.», — рассказывает предприниматель. Всего стартап с 2016 по 2018 год привлек около 300 млн руб. вложений. Сервис быстро рос: клиентами робота «Веры» стало около 300 компаний, среди которых РЖД, «Ашан», «Ростелеком», «Билайн», PepsiCo. В 2017-м команда заняла первое место в конкурсе стартапов HR Tech World (UNLEASH) в Амстердаме.

Фото: пресс-служба

HeadHunter против Веры

В 2019 году Stafory подала жалобу в ФАС на компанию HeadHunter, которая запретила клиентам сервиса работать с роботом Верой. Начались судебные процессы. Как писали СМИ, ФАС в начале ­2020-го ­признала, что HeadHunter нарушила законодательство о конкуренции, и обязала справедливо рассмотреть заявки Stafory на подключение к программному интерфейсу приложения (API). По словам Александра, эта история сильно ударила по выручке.

Спустя несколько месяцев началась пандемия, и компании-клиенты начали оптимизировать свои расходы, вспоминает предприниматель: заказчики, у которых в штате несколько десятков тысяч сотрудников, должны были включить в свой бюджет закупку перчаток, масок и санитайзеров. По оценке Ураксина, спрос на новые вакансии тогда сократился примерно на треть. Однако компания нашла способ не терять своих клиентов: настроила функционал сервиса под внутренние коммуникации. Например, «Вера» могла узнать, как проходит адаптация нового сотрудника, хватает ли средств защиты, а затем отправить в агрегированном виде эту информацию руководству.

Принимаемые санкции повлиять на будни компании пока не успели, отмечает Александр. Проблемы с выходом на зарубежный рынок, по его словам, начались задолго до этого. В 2017–2018 годах Stafory открыла пилотные проекты в Великобритании, США, Франции и Италии. Из-за скандала о причастности российских хакеров к выборам президента США все они закрылись: иностранный бизнес опасался давать доступ к большим данным компании из России. И хотя изначально Stafory делала ставку именно на западные рынки, из-за санкций и других обстоятельств времени сейчас это расширение осложнено.

Relogate

Профиль компании: база знаний для старта бизнеса за рубежом

Год основания: 2022

Выход в мир

Запросы на релокацию бизнеса среди российских предпринимателей кратно выросли в последние месяцы из-за геополитической ситуа­ции и санкций, рассказывает консультант по выходу на международные рынки, руководитель проекта Relogate Мария Карабан. Так возникла идея создать платформу с гайдами по странам, которые помогают предпринимателям получить информацию для релокации бизнеса.

Проект был запущен на волонтерской основе вместе с партнерами из Solyanka Agency. В первые месяцы к нему присоединились предприниматели и студенты из разных стран. Сейчас число участников достигло 50 человек (это в том числе локальные сервис-провайдеры, технопарки, меж­дународные юристы и консультанты). В гайдах собрана информация о визах, видах на жительство, открытии банковского счета и налогах, ограничениях и поддержке бизнеса, стоимости жизни и релокации команды, данные о грантах, акселераторах и фондах. Также на сайте есть карты, которые ранжируют страны по качеству жизни (рейтинг OECD), легкости ведения бизнеса, стоимости регистрации бизнеса (рейтинг Doing Business Report) и доступности стартап-виз (ВНЖ для молодых предпринимателей на срок от одного года до пяти лет).

Фото: пресс-служба

Перспективные направления

Сейчас на платформе доступно восемь гайдов по переезду в ОАЭ, Турцию, Армению, Катар, Португалию, Австралию, Чили и Грузию. Всего создатели Relogate планируют охватить порядка 40 стран. По словам Марии, наиболее популярны для релокации бизнеса страны Ближнего Востока, СНГ, ряд государств ЕС, Бразилия и Индия. Но для каждого вида бизнеса нужно подбирать юрисдикцию индивидуально, с учетом бизнес-модели, целевой аудитории и специфики рынков, подчеркивает консультант.

Карабан сама последние три года живет в Объединенных Арабских Эмиратах и считает рынок этой страны очень перспективным для технологических компаний. «ОАЭ — основной IT-хаб региона MENA, с доступом к потребительским рынкам, поддержкой государства и дружелюбным венчурным климатом. Однако, несмотря на налоговую свободу и относительно легкие условия для получения ВНЖ, лицензии и регистрация бизнеса требуют финансовых вложений (от $7 тыс. в надежной фризоне)», — рассказывает руководитель Relogate. Предубеждений в бизнес-среде против россиян в Эмиратах нет, уверена предпринимательница.

ИСКУССТВО

Immerse Lab

Профиль компании: театральные шоу в дополненной реальности

Год основания: 2020

Группировка

«Мы создали и развиваем новый жанр искусства», — дерзко отвечает команда Immerse Lab на вопрос о том, чем они занимаются. Названия для этого направления действительно еще нет: шоу в дополненной реальности, метаверс-арт, иммерсы. Основная идея в том, что полноценное шоу — с сюжетом, живыми актерами, музыкой, зрелищной визуализацией — переносится в мобильное приложение. Пользователь из зрителя превращается в участника: включив приложение, он погружается в реальность, дополненную цифровыми образами.

При описании собственной структуры основатели используют слово «группировка» — акцент на том, что они развивают компанию как сообщество молодых и креативных людей, которые объединяются для придумывания и решения задач. Всего в команде десять человек, основатели — Анна Городецкая и Евгений Мандельштам — делят между собой основные задачи по менеджменту: за стратегию и продажи отвечает Евгений, Анна — за внутреннее управление. Оба вместе с командой придумывают идеи для проектов, коллабораций и шоу.

Фото: пресс-служба

«Шкура в игре»

Такую систему, когда сооснователи глубоко вовлечены в процессы, в Immerse Lab считают самой эффективной. Тот же принцип распространяется и на финансирование. «Для настоящего успеха нужна «шкура в игре»: если фаундер не рискует сам, почему должны рисковать его партнеры и инвесторы?» — считает Евгений. Поэтому основатели вложили собственные средства в первый проект, AR-спектакль «Убегающая Аталанта» с режиссером Максимом Диденко. И только после этого вывели продукт на рынок и начали продажи. Первым партнером стал МТС — на платформе «МТС Live» вышла серия спектаклей Urban.Rossiya.

Искусство стирает границы

Евгений рассказывает, что Immerse Lab пришла не на новый рынок. Иммерсивные спектакли, выставки оживших полотен и квесты к тому времени уже завоевали популярность. Но эти формы консервативны и ограничены физическим миром (от вместимости залов до зарплаты персо­нала). Для создания же VR-инсталляции не нужно использовать физические материалы и порождать горы мусора. Реальная мобильность производства и распространения борется и с проблемой неравенства доступа: когда искусство живет в смартфоне, оно стирает границы между жителями мегаполисов и небольших городов, между народами, странами и классами.

Фото: пресс-служба

Искусство или бизнес?

Такой вопрос для команды Immerse Lab в принципе не стоит. «Мы и про искусство, и про маркетинг, и про технологии», — уверен Евгений. Поэтому среди клиентов лаборатории и арт-институции, и коммерческие бренды, и городские департаменты культуры. По оценке немецкой исследовательской компании Statista, рынок расширенной реальности составлял $28 млрд в 2021 году, к 2028-му он вырастет до $250–300 млрд. Рынок недвижимости, автомобилей, AR-fashion — все это еще неосвоенные каналы будущего партнерства. Команде Immerse Lab же сегодня интересно поработать с крупными девелоперами.

«Работаем теперь так»

Рост компании в России замедлился в последние месяцы. «Старые проекты продолжаются, но приток новых стал существенно меньше», — рассказывает Евгений. На бизнес влияет также обвал рекламного рынка и разрушенная инфраструктура цифровой среды. Проблемы возникли с оплатой подписок на сервисы и выплатами сотрудникам на удаленке. Несмотря на сложности, компания планирует расширение и ищет людей в команду. Кроме того, уже полгода внутри развивается еще один стартап: AR-галерея для NFT-искусства DozAR — приложение для создания галерейных пространств и демонстрации коллекций в дополненной реальности.

Фото: пресс-служба

Любимые проекты

Своим самым интересным проектом в Immerse Lab сооснователь компании Анна Городецкая считает Urban — цифровой аудиоспектакль про городскую культуру. Сейчас в приложении «МТС Live» доступен спектакль Urban.Moskva про культовые стрит-арт-объекты столицы с музыкальным рядом электронного музыканта NVG. Специально для спектакля NVG и рэпер Лигалайз создали трэп-ремикс советской песни «Моя Москва».

Для Евгения Мандельштама же любимый проект — «Музей подсознания Москвы», выставка, которую команда делала вместе с художниками Павлом Пепперштейном и Соней Стереостырски в рамках проекта Solaris. Художники нарисовали подробные аналитические схемы работы «подмосковного нефтяного океана», а Immerse Lab создала для каждой из этих работ цифровой слой. Смотря на картины в привычной реальности (в физическом пространстве Музея Москвы), в дополненной — зрители видели, например, Ленина в океане нефти, Штирлица, превращающегося в инопланетную птицу, и московские дворики, растекающиеся в нефтяные лужи под гнетом монстров из стекла и бетона.

Фото: jartgallery

Cinemood

Профиль компании: мультикубики с проектором и встроенным контентом

Год основания: 2015

Что такое мультикуб?

Cinemood зарождалась из синефильского желания возродить культуру диафильмов, сделать контент для детей безопасным и привлекательным, а жизнь родителей — проще. За семь лет существования она выпустила целую линейку кубиков, продала 70 тыс. устройств и заработала больше $25 млн. Сегодня история Cinemood как стартапа подходит к логическому завершению.

«Изменить жизни 20 млн семей по всему миру за счет качества образовательного и развлекательного контента» — эту цель ставил перед собой Михаил Буховцев, основатель и гендиректор компании, в самом начале пути. Путем проб и ошибок компания создала свой фирменный продукт — диакубик, «диапроектор из детства», но с современными технологиями: фильмами в облаке, WiFi-подключением, стримингом видео и музыки и мобильным приложением.

Фото: пресс-служба

Сейчас в линейке продуктов есть и другие: партнерский Кинокубик ivi, VR-кубик для просмотра видео 360° и игр с использованием гироскопа, флагманский TV-кубик, который можно считать полноценной заменой Smart TV. Последняя разработка Cinemood — игровая консоль. В компании рассказали, что планируют объединить платформу облачного гейминга GFN с проектором и джойстиками от Nintendo Switch. Главная «фишка» устройства — инновационные механики управления за счет датчиков местоположения и достаточно большой для погружения, интерактивности и совместного использования экран.

Взлет и падение

Cinemood запустили в 2015-м: выпустили первую версию продукта, привлекая деньги бизнес-ангелов, и продали партию устройства по предзаказам на краудфандинговой платформе Indiegogo. Следующие несколько лет стали временем уверенного роста. Почти сразу компания вышла на зарубежный рынок: эстетика диафильмов полюбилась не только ностальгирующим родителям в России, но и американцам. В течение трех лет компания привлекала новые инвестиции: 150 млн руб. от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), 263 млн руб. от фонда RBF Ventures, 190 млн руб. от фонда «Роснано» и РВК. К 2019 году рост был пятикратным в США и двукратным в России.

В 2020-м началась пандемия: все инвестиции остановились, компании пришлось перестраивать цепочки поставок и продаж. Справиться с операционными задачами удалось, но без проблем не обошлось: последовали сокращение штата в два раза и дорогой кредит, из которого до сих пор не получается выбраться. Однако к февралю 2022 года компания нашла новых инвесторов и готовилась к закрытию раунда. И тут — спецоперация. «После этого инвесторов парализовало, — рассказывает Михаил, — они пересмотрели свои стратегии, стали еще более консервативными». Санкции на работе почти не сказались: цепочка поставок выстроена так, что производственный заказ аккумулировался в американской компании. Но была проблема серьезнее: накопившиеся обязательства перед партнерами и поставщиками.

Несмотря на быстрый рост, компания «затянула» с раундом инвестиций. «Привлекать инвестиции необходимо все время, — делится советом Михаил, — ключевой KPI фаундера должен быть именно здесь, а не в операционной эффективности бизнеса». Сама инвестиционная стратегия — работать с российскими фондами — тоже со временем дала сбой. С точки зрения операционного бизнеса, трудностей у компании не возникало — все хотят зарабатывать. Другое дело — инвестиции. Сложилось так, что структурно Cinemood со временем разделилась на две компании: российскую и американскую, причем первая стала головной. Изначальный выбор инвесторов предопределил ход развития. Сегодня Михаил многое бы сделал по-другому: «Если вы ориентированы на международный рынок, то начинайте сразу с международной юридической структуры и привлечения зарубежных денег». Поменять же структуру компании в уже сложившейся ситуации трудно: нужно убедить российские фонды, вложившиеся в проект.

На развилке

Через пять лет существования стартапа основатели обычно выходят из бизнеса: размещают акции на бирже или продают его — это стандартный сценарий, считает Михаил Буховцев. В ближайших планах компании — завершить эту фазу: продать дело полностью или вместе сделать предприятие, используя рабочий капитал корпорации. Предприниматель уверен: проект отечественный, а значит, сделку стоит планировать с российскими партнерами. В ходе переговоров пришлось столкнуться с еще одной трудностью: операционный и инвестиционный департаменты телеком- и медиакорпораций в России плохо связаны между собой, и продать им что-то — непростая задача. Это затягивает переговорный процесс — Cinemood договаривается о продаже уже два года.

Михаил признается, что сейчас, когда проект подходит к своему логическому завершению, он спасается от выгорания на заслуженной «пенсии» в Таиланде. После этого «вынужденного» отдыха предприниматель окажется на развилке. Первый путь — пойти в топ-менеджмент корпорации (до создания Cinemood Михаил больше десяти лет работал в Huawei), тем самым к тому же поспособствовать продаже своей компании изнутри. Второй — основать новую компанию с нуля, вероятно, не в России. Кроме того, он не исключает, что поступит подобно герою книги Грегори Дэвида Робертса «Шантарам»: останется в Таиланде и займется бизнесом, связанным с экологией, — например, будет производить упаковку из бамбука. Все три пути одинаково возможны, считает Буховцев: «У вселенной свои планы: возможно, я просто не туда бежал».