Стиль
Жизнь Этика пандемии: отказ от рукопожатий, карантинный шейминг и другие приметы эпохи
Стиль
Жизнь Этика пандемии: отказ от рукопожатий, карантинный шейминг и другие приметы эпохи
Жизнь

Этика пандемии: отказ от рукопожатий, карантинный шейминг и другие приметы эпохи

Фото: Света Муллари
Сегодня привычные нормы поведения больше не работают. Мы не знаем, как реагировать и взаимодействовать, чтобы не обидеть другого, но в то же время защитить себя и близких. Разбираемся в ситуации с помощью специалистов.

Остро встали вопросы этики, альтруизма, равноправия, критического отношения к воспринимаемой информации и к самому себе. Вместе с экспертами разбираемся в самых деликатных из них

Взаимодействие: личное общение

Практически все ответы на вопросы этики в рамках взаимоотношений людей сводятся к одному: во время чрезвычайной ситуации все должны действовать, руководствуясь соображениями не совести, а безопасности — как собственной, так и окружающих. И это не подлежит сомнению.

Этика пандемии: отказ от рукопожатий и другие приметы эпохи

Анастасия Зубкова,
психолог-консультант Центра кризисной
психологии Галины Зубковой, психолог
театрального проекта «Зеркало Карлоса Сантоса»

«Мы видим, к чему привела Италию привычка тесного физического контакта в процессе ритуалов общения: там эти культурные особенности стали одной из причин катастрофического роста заболеваемости. Общения с итальянскими коллегами было достаточно, чтобы понять: игнорирование проблемы не работает. Поэтому куда этичнее сейчас потерпеть неудобства и недопонимание, чем заразиться и передать вирус дальше по цепочке, которая может закончиться пожилым человеком из группы риска. Сейчас каждому из нас важно неукоснительно придерживаться новых норм общения».

Этично ли не отвечать на рукопожатие?

Конечно да. Неловкость — это не то слово, которое применимо в такой ситуации, неважно, с кем вы здороваетесь: с другом, который «все поймет», или с потенциальным клиентом. В связи с пандемией любые традиционные нормы приветствия и прощания — поцелуи в щеку, руко­пожатие, общение в стиле small talk, близкая дистанция — пересмат­риваются. Такие нормы общения становятся не только опасными, но и социально безответственными.

Следует ли просить кого-то отсесть или отойти на увеличенную дистанцию или сделать это самому?

И то и другое абсолютно нормально, если делать это вежливо, обоснованно и без агрессии. Сейчас начался сезон цветения и многие аллергики чихают и кашляют. Если к вам обратились с просьбой отойти или отсесть, не должно быть никакой обиды. Также не стоит отвечать агрессией на агрессию. Выдерживать неудобство, неловкость или неприязнь — часть общей ответственной нагрузки в такой ситуации.

Как корректно сказать пожилым родственникам о том, что вы не будете навещать их лично?

Так и сказать, что проявлением любви и заботы в нынешних условиях будет отсутствие личного контакта с ними. Нужно почаще созваниваться, оставлять необходимые продукты и лекарства у двери. Даже если бабушка будет протестовать, негодовать и обижаться — нужно держаться карантинных мер, предписанных эпидемиологами, это залог выживания многих людей.

Стоит ли «выдавать» друга или коллегу, который демонстрирует симп­томы, но сам игнорирует их?

Да, во время пандемии важно, чтобы люди, которые кажутся больными, осознали это. Можно тактично поговорить с человеком, прежде чем выдавать его третьему лицу. Если не получается убедить, обращайтесь к его партнеру, родителям, начальнику.

Агрессия: игнорирование, шейминг, ксенофобия

Одним из первых на предписания ВОЗ о добровольной самоизоляции откликнулся немецкий программист Флориан Райфшнайдер, который следил за развитием событий еще с января. В марте он организовал интернет-движение #StayTheFuckHome, призванное остановить распространение вируса, — его страницей в Facebook за один день поделилось 1,2 млн пользователей. Затем, как снежный ком, в Сеть «покатились» видео селебрити, призывающих не выходить из дома, появился петербургский онлайн-бар под аналогичным названием Staythefuckhome Bar. Мы подбадриваем друг друга в соцсетях, показывая рабочие онлайн-конференции на 100 человек и забавные дни рождения «в кругу близких» по видеосвязи. Но в то же время некоторые из нас не забывают упрекнуть ближнего в том, что он вышел на улицу без острой необходимости, отправился погулять в парк, постит очередной список сериалов, когда вокруг и без них антиутопия, не носит маску, скупает гречку и далее по списку. К самим игнорирующим проблему, конечно, тоже есть вопросы.

Анастасия Зубкова: «Игнорирование — это одна из форм паники, неспособность психической системы принять новую объективную реальность. Последняя пандемия случилась на нашей планете 100 лет назад, и опыта выживания в условиях тотального карантина в крупном мегаполисе нет ни у кого. Перед тем как начать приобретать этот опыт, искать пути, подходы и модели поведения, очень важно смириться с тем, что пандемия все-таки наступила. Человеческая психическая система примиряется с катастрофами и потрясениями по следующей схеме: шок и отрицание — гнев — депрессия — торг — примирение с действительностью. Многие из нас застряли на стадии отрицания, в том числе те, кто игнорирует не только карантин, но и простые меры предосторожности. Это люди, которые как раз попадают в ловушку механизма лимбической системы, когда объективная картина мира просто игнорируется».

Можно ли игнорировать предписанные нормы и настоятельные просьбы оставаться дома?

Когда сербский футболист, нападающий мадридского «Реала» Лука Йович нарушил карантин и улетел на родину на празднование дня рождения девушки, на него обрушил гнев даже президент Сербии. А главный эпидемиолог Ставрополя, скрывшая поездку в Испанию, посадила на карантин десятки человек, поплатившись за это репутацией и карьерой. Даже если вы здоровый молодой человек, вы можете служить бесплатным транспортом для инфекции и заразите кого-то более уязвимого.

Нужно ли осуждать других за игнорирование проблемы или, наоборот, создание чрезмерной паники?

Агрессия и шейминг ни к чему не приведут. Немотивированно сильные чувства по отношению к какой-то группе людей (например, к прохожим, держащим в руках упаковку туалетной бумаги) являются одним из ярких маркеров, сигнализирующих о том, что человек находится в неадекватном состоянии. Проверьте себя: если вы вдруг очень уж гневаетесь на паникеров, скупивших гречку, путешественников, вернувшихся из Италии, правительство, мировое закулисье, китайцев, летучих мышей, то, весьма вероятно, вы застряли на стадии гнева и никак не можете смириться с происходящими событиями. А значит, вам прямо сейчас необходима помощь — чуткий друг, который вас выслушает, или психически более устойчивый человек, который сможет вас поддержать.

Фото: Света Муллари

Юмор: мемы и шутки

Интернет переполнен мемами про коронавирус, в личных и рабочих чатах идут соревнования по поиску самой актуальной и никому еще не известной шутки. Чтобы остроты принесли пользу обществу, голландские ученые призывают присылать им любые шутки про пандемию и развернувшуюся вокруг нее ситуацию, чтобы каталогизировать их (и это не шутка). Цель исследования — роль юмора в стрессовое время. Загрузить мемы можно на официальном сайте Университета Амстердама и при надобности дополнить контекстом. Портал открыт для общественности: можно читать мемы на английском, нидерландском, корейском, польском и русском.

Корректно ли шутить во время планетарного кризиса?

Неизбежно возникает вопрос: уместно ли хохотать, когда люди по всему миру умирают, врачи вынуждены выбирать, кого оставлять в живых, а кого нет, владельцы малого и среднего бизнеса несут убытки? Кажется, юмор порой единственное, что может вытащить нас из бездны плохих новостей. Недавно в Сети появилось сатирическое турагентство virus.travel, которое обещает отправить любого желающего на родину коронавируса — в Ухань. Кого-то такая выходка возмутит, кому-то покажется верхом остроумия. Сооснователь этого агентства делится мнением о том, где проходит грань между хорошей шуткой и издевкой.

Этика пандемии: отказ от рукопожатий и другие приметы эпохи

Евгений Кудашев,
медиахудожник, сооснователь
сатирического турагентства virus.travel

«Список "Над чем можно шутить" по умолчанию бесконечный, в то время как перечень "Нельзя" довольно короткий. Запрещено шутить над смертью и страданиями людей, над трагедией напрямую. Еще один аспект — это контекст, то есть кому и о чем можно шутить. Существует негласное правило в американском стендапе, что евреям можно шутить про холокост, жертвам насилия можно шутить про изнасилование, а всем остальным — нельзя. Насколько оно разумно и оправданно — другой вопрос. Исходя из этого принципа, люди, переболевшие коронавирусом, или те, у кого от коронавируса умер кто-то близкий, как бы получат право на то, чтобы шутить на темы, которые для всех остальных являются табу.
Когда мы с моим другом Ником Макфлаем создавали проект virus.travel, мы осознавали, что тема очень тонкая. Этот проект не насмешка над Уханем, Китаем или китайцами, а насмешка над тем положением в мире позднего капитализма, при котором кому-то может прийти в голову продавать такие туры всерьез и кто-то готов за это заплатить. Бизнес, основанный на том, что ты везешь людей в то место, где происходит трагедия, безусловно, неэтичен. Хотя кто-то, кажется, всерьез продает подобные туры. (Создатели такого турагентства не ответили на запрос корреспондента о комментарии. — "РБК Стиль".) Мы не ставили перед собой цель создать волну ненависти или манипулировать людьми, поэтому прямым текстом написали, что это шутка, — достаточно было зайти на страницу "забронировать тур". На тот момент, 2 марта, ситуация была далека от нынешней. Сегодня, конечно, эта шутка уже не имеет смысла, прежде всего потому, что за коронавирусом теперь не нужно ехать в Ухань».

Информация: медиа и личные блоги

Кажется, заразнее самого вируса — информационный невроз, фейковые аудио, «радиопостановки» и другие сомнительные единицы информации, которые в эпоху соцсетей приводят к массовой истерии, а наряду с врачами с числом информационно «зараженных» не справляются психотерапевты. Отдельный вопрос — почему кризис пришел и в информационное пространство и как нам в таких условиях себя вести.

Этика пандемии: отказ от рукопожатий и другие приметы эпохи

Алена Мокрова,
эксперт в области коммуникаций,
приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ,
РУДН, РАНХиГС

«Очень большая часть населения современной России выросла и сформировалась мировоззренчески при СССР, когда правду говорили "на кухне", а это значит, что они испытывают недоверие к официальным источникам. Эти же люди активно сидят в соцсетях сегодня, но уже с деформированным отношением к реалиям, поэтому они верят сообщениям в мессенджерах больше, чем официальным источникам и СМИ. Для более молодых людей интернет изначально был и остается главным каналом информации. И первое время в Сети творился настоящий хаос. Быстро устав от коммуникационной бомбардировки, многие закрылись, перестали читать и интересоваться происходящим. И то и другое плохо и опасно.

Основное правило антикризисной коммуникации гласит: скорость распространения официальной информации должна идти в ногу с самим кризисом. Если информация запаздывает, то пустоты заполняются фейками, домыслами и конспирологическими теориями. Второе правило: должен быть единый источник, а все остальные каналы передают информацию, опираясь на него. Заработал Стопкоронавирус.рф, но он опоздал дней на десять, пока по нарастающей распространялись слухи в диапазоне от "вирус не опасен" до "мы все умрем". Сейчас ситуация меняется, и я надеюсь, что первая волна неврастении пройдет, люди смогут адекватно воспринимать и оценивать происходящее. В это сложное время хочется призвать всех критично относиться к любой информации, пытаться различать грань между фактом и мнением».

Как необходимо вести себя в информационном пространстве?

Пандемия научила человечество тщательнее соблюдать гигиену, но научит ли она нас тому же самому в рамках восприятия информации? Чтобы не запугивать близких и самому оставаться в здравом уме и сохранять человеческое лицо, стоит соблюдать ряд правил:

читать только официальные источники и СМИ с высоким уровнем доверия, и в таких условиях лучше избегать мнений людей-брендов и медиаперсон, какими бы авторитетными они ни казались, — высока вероятность, что их мнение не основано на фактах;

не пытаться в своих соцсетях блеснуть оригинальностью из разряда «у кого ужаснее», фотографируя ради количества просмотров полки, скучающие без гречи, и апокалиптично пустые улицы;

помнить, что недооценивать серьезность ситуации так же опасно, как и преувеличивать ее. И когда в Италии, Франции и Испании люди выходят за морковью в сопровождении спецотряда, странно говорить о том, что «до нас это не дойдет» и «это все выдумки»;

воздержаться от оскорбительных, радикальных комментариев под постами, даже если вас очень возмущает то или иное событие, будь то отправка бригады российских врачей в Италию или цены на дизайнерские маски в шоурумах;

выйти из чатов, оставив только самые важные;

если очень хочется чем-то поделиться, пусть это будут хорошие новости: волонтерские инициативы, сервисы, которые помогают пожилым людям.

Работа: корпоративная этика

200 тыс. постов в Instagram под хештегом #удаленка, сотни советов, как привыкнуть к такому режиму работы и оставаться продуктивным, — бывалые «удаленщики» делятся актуальным опытом. Но справляется ли большинство, психологически привыкшее к условному рабочему месту, за пределами которого работа заканчивается, с таким неожиданным положением? Многие жалуются, что работать почему-то стали еще больше, несмотря на освободившееся от проезда время, а руководители, пользуясь положением, спрашивают с подчиненных в два раза больше и в часы, не оговоренные стандартным регламентом. Другими словами, возникает ряд вопросов в рамках корпоративной этики.

Этика пандемии: отказ от рукопожатий и другие приметы эпохи

Анастасия Хрисанфова,
HR-директор в сферах retail, e-commerce, telecom,
соучредитель HRDome и HR Golos, член консультативного совета проекта «Теории и практики», ментор для HR и CEO

«При таком экстренном переводе сотрудников на "удаленку" нужно придерживаться максимально привычных паттернов взаимодействия. Можно сделать присутствие "на работе" не восьми-, а шестичасовым, чтобы в оставшееся рабочее время сотрудник смог скорректировать график в соответствии с домашними обстоятельствами. Быть продуктивнее и держать друг друга в курсе дела поможет введение новых инструментов для дополнительной синхронизации: звонки раз в день для сверки по задачам и обязательно в видеоформате».

Правомерно ли по отношению к сотрудникам отступать от привычного рабочего регламента во время ЧС?

Если в компании есть нормы немедленного реагирования на почту, звонки или сообщения в чатах, их нужно оставить, но не стоит резко вводить, когда таких норм раньше не было. А если привычно переписываться с боссом после полуночи, такая особенность сохранится. Но не нужно злоупотреблять, если это не принято в корпоративной культуре.

Этично ли в условиях форс-мажора делать выводы о непродуктивности сотрудника?

В такое время категорически не стоит судить о сотруднике с точки зрения его продуктивности. Во-первых, общий уровень напряженности сделает такую оценку нерепрезентативной. Во-вторых, даже при длительном карантине этого времени будет недостаточно, чтобы качественно оценить эффективность работы. Однако суровая правда заключается в том, что сотрудникам, создающим в обычной жизни имитацию бурной деятельности, в нынешней ситуации сложнее будет ее демонстрировать. В дальнейшем это может существенно сказаться на их карьере в компании.

Потребление: маркетинг и продажи

Вирус хладнокровно наносит удар здоровью экономики, особенно таким отраслям, как туризм, реклама, ивенты, образование, спорт, гостинично-ресторанный бизнес — список можно продолжать. На этой почве родилось огромное число хороших волонтерских проектов и инициатив: например, бесплатная раздача масок от миллиардера Игоря Рыбакова, снятие ограничений с доступа к различным онлайн-платформам и стримингам (Skillbox, Coursera, Pornhub и др). Но в то же время есть и негативные примеры: в частности, амулеты и обереги на «Авито» за 5 млн руб., перепродажа масок и санитайзеров втрое дороже рыночной стоимости. Порой возникает когнитивный диссонанс: вроде бы инициатива кажется неплохой, но этично ли она подана с точки зрения маркетинга и SMM? Например, спорные оценки у потребителей вызвало приложение «Карантиндер. Самоизолируйтесь с нами» от Альфа-банка, такой слоган, как «Осетинские пироги разлетаются быстрее, чем COVID-19», привлечение внимания с помощью слов «вирус», «паника», «антивирусная программа для домашних тренировок» и многое другое.

Этика пандемии: отказ от рукопожатий и другие приметы эпохи

Екатерина Чукаева,
PR-консультант

«Представьте, что десятки миллионов людей вынуждены находиться в изоляции. Посещаемость сайтов растет, бренды переводят бюджеты в digital, агентства придумывают новые стратегии и слоганы. Сами же потребители ждут, что их успокоят и подбодрят, они не хотят видеть слово "вирус" в слогане сервиса по доставке пиццы, они просто хотят есть, но при этом должны знать, что это безопасно. В таком случае лучше обозначить это, приложить памятку к коробке с вашим товаром или открытку, дать понять, что вы реально заботитесь о клиенте и вам не все равно. Никто не хочет терять бизнес, но мало кто задумывается, что реально полезный для людей продукт или услуга в этот период принесет гораздо больше пиара, чем острый слоган, придуманный амбициозными ребятами из маркетингового отдела на встрече в Zoom».

Как следует выстраивать коммуникацию с потребителем?

Очевидно, что игнорировать такой инфоповод глупо. Но когда дело касается ситуативного маркетинга, первое, о чем нужно помнить, — это человеческое и ответственное отношение к потребителю, а не игра на привлечение внимания. Многие бренды удачно работают с инфоповодом: кто-то информирует, кто-то занимается содействием, кто-то борется с фейками, кто-то считает лучшей стратегией молчание. Здесь важно обойтись без крайностей и запугивания, нужно аккуратно напомнить о мерах безопасности и предложить продукт, который по-настоящему полезен.

Можно бесконечно обсуждать вопросы этики, и представленные здесь — далеко не полный список того, с чем нам еще предстоит столк­нуться. Пожалуй, лучшее, что мы можем сейчас сделать, — это просить о поддержке, если чувствуем, что теряем силы, и позволить себе рассуждать с точки зрения логики, а не столь притягательных теорий всемирного заговора, в том числе о том, что вирус — это выдумка. И совсем скоро мы под летним проливным дождем будем неистово скакать в толпе счастливых людей под Mr. Brightside, а из инфоповодов, пожалуй, пусть останутся бесконечные списки сериалов и онлайн-курсов — вдруг пригодятся на случай, если лето выдастся холодным.