Стиль
Здоровье Правила удаленки: как эффективно работать и отдыхать в самоизоляции
Стиль
Здоровье Правила удаленки: как эффективно работать и отдыхать в самоизоляции
Здоровье

Правила удаленки: как эффективно работать и отдыхать в самоизоляции

Фото: Anna Shvets/Pexels
Многие привыкли к офису и при переключении на работу из дома не соблюдают баланс между деловой активностью и личным временем. Как найти золотую середину, рассказывает Лаура Дорнхайм, директор по коммуникациям Eyeo, компании-разработчика Adblock Plus.

Здоровый баланс

Речь идет о разделении личных и профессиональных ролей — часто через разграничение времени на рабочие задачи и отдых. Когда такого разделения нет, страдает либо ваша личная жизнь, либо работа: одно постоянно подминает под себя другое. Особенно это актуально в период самоизоляции, ведь теперь все собрано в одном пространстве: и партнер с просьбой вынести мусор, и важный проект с горящим дедлайном. Из-за этого четкие и понятные образцы поведения («на работе — работаем», «дома — отдыхаем») смешиваются и напряжение растет.

Как следствие, вы начинаете вымещать гнев на окружающих; в стенах квартиры от этого всегда страдают близкие. В итоге проблемы в личной жизни переносятся на работу: продуктивность снижается, растет уровень стресса и наконец наступает выгорание, от которого не сбежать «домой» — вы и так работаете отсюда, а выйти на улицу просто подышать и переключиться сейчас тоже нельзя.

Что мешает обрести баланс на удаленке

Во-первых, смешение социальных ролей и пространств: вы находитесь в обстановке, которая создавалась для отдыха и расслабления, но при этом от вас продолжают ждать продуктивности, достойной офисного сотрудника. Это порождает диссонанс.

Во-вторых, смещение режима: поскольку больше не нужно тратить время на дорогу, да и вообще выходить из дома, вы начинаете проверять рабочую почту за завтраком и незаметно для себя переходите на режим работы, в котором 18 часов труда и шесть часов отдыха — точнее, сна. И на себя, и на близких не остается ни минуты.

В-третьих, круглосуточная коммуникация. Коллеги, руководители и клиенты продолжают писать по работе поздним вечером. А вы соглашаетесь, ведь «офис» вы теперь не покидаете: «Работы на пять минут, да и я все равно за компьютером». Но за одной такой задачей приходит следующая, а потом еще одна, и так далее.

В-четвертых, само пространство: в таких условиях у вас исчезает ощущение дома как безопасного пространства, где можно оградить себя от стрессов, в том числе рабочих. В будущем это обязательно негативно отразится на качестве жизни, а значит и на показателях продуктивности, даже если в краткосрочной перспективе переработки принесут хорошие результаты бизнесу.

И наконец, привычка ориентироваться на чужой опыт. Если все делятся в соцсетях отчетами о невероятном росте продуктивности в период самоизоляции, вы начинаете сравнивать себя с окружающими, причем не в свою пользу. Естественная реакция на такое напряжение — работать еще больше и усерднее, но на самом деле нужно действовать наоборот: выделить время на отдых.

Фото: Anna Shvets/Pexels

Как избежать перегрузок

Чтобы работать из дома, сохраняя при этом продуктивность, важно осознать: не стоит тратить все свое время и силы на работу. Профессиональная сфера — только часть жизни, пусть и очень важная. Вот ежедневные практики, которые помогут найти баланс между работой и остальными активностями.

1. Соблюдайте свой режим

Не переносите время пробуждения и отхода ко сну только потому, что вам больше не нужно ездить с работы и на работу. Изменения привычного графика затрудняют вход в рабочий режим. Использовать рутину лучше не только в расписании: многие сотрудники отмечают, что им помогают настроиться на продуктивность и другие рабочие моменты — например офисная одежда вместо пижамы.

2. Обедайте вовремя

Сейчас холодильник всегда рядом, хотя приемы пищи все время откладываются из-за работы. Чтобы сберечь организм, питайтесь в одни и те же часы и обязательно устраивайте в середине дня полноценный обеденный перерыв: если будете пытаться совместить прием пищи и работу, то и удовольствия не получите, и особую продуктивность не проявите. Не забывайте о кофе-брейках: пять минут с чашкой любимого напитка снимут напряжение, поднимут настроение и наполнят силами.

3. Помните о домашних

Можно и нужно договариваться о совместном быте, чтобы он не стал пыткой. Обсудите обязанности каждого члена семьи и особое внимание уделите детям: им еще тяжелее быть запертыми между работающими родителями. Помогайте друг другу, занимайтесь с ребенком посменно.

4. Определите границы и приоритеты

Обновите свою приоритетную политику: распределите задачи на день по важности. Соблюдайте границы чужого личного пространства и не позволяйте нарушать свои. Может помочь разделение рабочих и личных аккаунтов в соцсетях, мессенджерах и почте: так напоминания о завтрашней задаче не испортят вечер.

5. Учитесь отдыхать с пользой

Индивидуальных рецептов отдыха нет, у каждого это что-то свое. Но есть вещи, которые не повредят практически любому сотруднику, вынужденному работать из дома: утренняя зарядка, общение с родственниками и друзьями хотя бы по видеосвязи, любимые увлечения. А еще обязательно давайте глазам отдыхать после каждого часа работы за компьютером.

6. Фильтруйте информационный шум

Ничто так не отравляет рабочую обстановку, как тревожность. На удаленке отвлекающей и волнующей информации становится слишком много. Это может быть все, что угодно, — от новостей по телевизору до назойливой рекламы в браузере. Устраивайте себе передышку: хотя бы иногда выключайте и телевизор, и телефон, и компьютер. Но полную информационную изоляцию отложите на часы отдыха: в рабочее время просто не включайте дополнительные устройства.

7. Оставьте время новому

Выделите хотя бы час в день на что-то новое и приятное. Пусть это будет иностранный язык, видеолекции по постмодернизму или новое занятие: например, обустройство домашнего сада на балконе. Это поможет отвлечься от работы, домашних забот и мыслей о пандемии. Кроме того, можно попробовать медитацию. Впрочем, если она вас по каким-то причинам не привлекает, можно найти другую практику для расслабления.

8. Не бойтесь попросить о помощи

Обращаться к окружающим за поддержкой абсолютно нормально: это не признак слабости, а проявление мудрости. Наверняка кто-то среди ваших знакомых знает, как помочь, и даст пару советов по грамотному тайм-менеджменту. Главное — быть искренним и делиться проблемами: так коллеги поймут, что сейчас лучше вас разгрузить, а это поможет быстрее вернуть себе продуктивность.

Важно всегда относиться к себе внимательно — вовремя отдыхать и не доводить себя до предела сил и возможностей. Только вы можете распоряжаться своим временем. Делайте это с заботой о себе и тогда вы достигните гармонии между своими жизненными ролями, даже оставаясь в четырех стенах.