Как перейти на удаленную работу и не сойти с ума: инструкция
Составьте распорядок дня
Удаленная требует дисциплинированности. Многим проще выполнять дневную норму, когда вокруг коллеги трудятся над своими задачами, а в соседнем кабинете сидит начальник и лично контролирует происходящее. В случае с «ремоутом» на человека ложится больше ответственности, даже если компания просит сотрудников регулярно отчитываться, чем они занимаются в своем домашнем офисе. Чтобы не выпасть из привычного ритма, составьте максимально подробный график. Пусть в нем будет отражено, когда вы должны начать работу, когда — заняться разбором электронной почты, когда — провести онлайн-встречу, когда — пойти обедать. Просыпайтесь и ложитесь спать в привычное время, и если в офисе рабочий день заканчивается в 18:00, то и дома ровно в шесть нужно отложить ноутбук. Иначе есть вероятность, что вы будете сидеть за компьютером сутки напролет и довольно скоро выгорите.
Организуйте рабочее место
Возможность работать, лежа на диване и не снимая пижамы, кажется одним из главных плюсов карантина. Но на самом деле это, скорее, снижает продуктивность — особенно если вы впервые столкнулись с необходимостью обустроить домашний офис. Ваше тело наверняка уже успело привыкнуть к тому, что работаете вы сидя, а горизонтальную позу мозг автоматически ассоциирует с отдыхом. В интернете можно найти множество инструкций от специалистов в области эргономики и видеоуроков на тему организации рабочего места дома. Одно из ключевых правил заключается в том, что там, по возможности, не должно быть «домашних» вещей: игрушек, разбросанной одежды, средств гигиены. Чем чище будет пространство, тем лучше.
Вместе с тем вынужденный «ремоут» — это еще отличная возможность разобраться, в каком положении вам действительно удобно работать. Например, существует мнение, что самый эффективный подход — динамический, подразумевающий чередование поз. А вот к распространенной рекомендации каждое утро надевать офисный костюм и делать полный макияж лишь ради того, чтобы переместиться из спальни в гостиную, стоит отнестись критически. Достаточно просто переодеваться в чистую, удобную одежду, а пижаму оставить для сна.
Продумайте систему питания
Работая в офисе, люди ходят обедать в ближайшее кафе, а дома сталкиваются сразу с тремя категориями проблем. Кто-то каждый день выпадает из рабочего процесса на полтора часа, чтобы приготовить себе поесть. Кто-то, наоборот, забывает о еде, и в итоге голод мешает сосредоточиться на делах. Существует даже специальный термин — «разрыв эмпатии». Его используют, чтобы показать, что человек часто недооценивает влияние таких факторов, как, например, жажда, физическая боль и неудовлетворенное сексуальное желание, на свое психологическое состояние.
С другой стороны, дома велик риск скатиться в переедание, ведь холодильник и кухонные шкафы находятся теперь совсем рядом. А если учесть, что из-за паники на фоне коронавируса и падения курса рубля многие сделали запасы на месяцы вперед, продуктов дома может оказаться существенно больше, чем вам нужно. Составьте недельное меню, состоящее из простых и питательных блюд. Готовьте обед с вечера, чтобы потом его можно было быстро разогреть. С утра отложите в отдельную емкость строго определенное количество снэков, которые разрешается съесть в течение дня. И установите напоминания на смартфоне, чтобы не забыть вовремя подкрепиться.
Обсудите новый образ жизни с семьей
Даже коллеги частенько не соблюдают дистанцию и пристают с пустыми разговорами, когда вам нужно срочно ответить на имейл или внести правки в проект. Что говорить о членах семьи, для которых работающая из дома жена (или муж) — настоящая экзотика и повод обсудить все, что не успели за последние годы. Чтобы меньше ссориться впоследствии, договоритесь с близкими, когда вас можно отвлекать, а когда — нельзя ни при каких условиях.
К сожалению, нужно приготовиться к тому, что эти правила вряд ли начнут соблюдаться сразу, но со временем домочадцы, скорее всего, подстроятся под ваш график. Главное, твердо пресекать попытки выдернуть вас из состояния потока: плотно закрытая дверь — явный сигнал о том, что сидящий за ней человек сейчас занят. Впрочем, хорошие наушники со звукоизоляцией тоже лишними не будут. Кроме того, старайтесь разделять обязанности: к примеру, сидеть с ребенком по очереди и меняться каждые два-три часа, если и вы, и ваш партнер будете вынуждены в ближайшее время перейти на удаленную работу.
Поддерживайте коммуникацию с коллегами
Для многих работа — главный, а порой и единственный способ социализации. Да, от общения с другими людьми часто устаешь, но, оставшись совсем без него, легко впасть в апатию и тревожность. Можно, конечно, переписываться в мессенджерах, но лучше два-три раза в день ненадолго созваниваться с коллегами по видеосвязи. Это, во-первых, поможет справиться с ощущением тотального одиночества, а во-вторых, будет поддерживать рабочие процессы в более активном состоянии: чтобы продолжать выполнять свои обязанности, невзирая на карантин, порой необходимо убедиться, что остальные тоже от них не отлынивают.
Дайте себе время, чтобы перестроиться
Домашний офис действительно позволяет не тратить время на дорогу и уделять больше внимания семье, но, какие бы оды ему ни пели, любые перемены подразумевают стресс. И он только усугубляется обстоятельствами, при которых сейчас людей переводят на дистанционную работу. Не предъявляйте к себе завышенных требований: вполне вероятно, что поначалу вам будет трудно сосредоточиться, переговоры с семьей потребуют дополнительных усилий, а на обустройство достаточно удобного рабочего места уйдет не один день. Все это — естественно и совершенно не означает, что вам в принципе «не дано» эффективно работать из дома. Просто на то, чтобы сформировать новые привычки, требуется время.
Алдар Николаев, социальный психолог (около трех лет работает удаленно):
Ключевой вопрос социальной психологии — что такое человек и почему какие-то люди ведут себя одним образом, а какие-то — другим. Этот вопрос вполне можно применить к текущей ситуации: почему у моего соседа хорошо получается работать удаленно, а у меня нет? Дело в базовых особенностях личности? Или в привычках, сформированных средой? Однозначный ответ дать сложно, но с конструктивной точки зрения правильнее, на мой взгляд, считать, что дело именно в привычках. Удаленная работа, как и любая другая, в первую очередь представляет собой набор ритуалов. Говорить, будто кто-то по определению не способен ее делать, значит заниматься дегуманизацией (т.е. отказываться от веры в людей. — «РБК Стиль»).
Одна из самых больших трудностей удаленной работы лично для меня заключается в том, что пропадает ощущение динамики. Ты как будто выпадаешь из контекста: перестаешь понимать, чем сейчас заняты твои коллеги, не имеешь возможности быстро получить ответ на вопрос, потому что обсуждение растягивается на несколько имейлов и звонков. Да, планерки успешно проводятся и в онлайн-формате. Но в офисе ты можешь перекинуться с коллегами парой слов, встретиться с ними взглядом, и это тебя в каком-то смысле заземляет.
Лайфхаки, которые помогают мне эффективно выстроить дистанционную работу, на самом деле нехитрые. Во-первых, нужно с вечера составлять список дел на завтрашний день: в таком случае утром потребуется меньше времени, чтобы собраться с мыслями. Во-вторых, в моменты, когда какая-то работа категорически не получается, я на время перестаю ее делать и начинаю заниматься чем-то другим. И, наконец, в-третьих, я стараюсь разделять работу и личную жизнь. Если каждый день сидеть над рабочими задачами до поздней ночи, это в итоге скажется не только на продуктивности, но и банально на состоянии здоровья.