Стиль
Впечатления Кому призналась в любви Йоко Оно, и что показывают на ее выставке в Лондоне
Стиль
Впечатления Кому призналась в любви Йоко Оно, и что показывают на ее выставке в Лондоне
Впечатления

Кому призналась в любви Йоко Оно, и что показывают на ее выставке в Лондоне

Йоко Оно, «Half-A-Room» (1967). Выставка Half-A-Wind в галерее Lisson, Лондон, 1967

Йоко Оно, «Half-A-Room» (1967). Выставка Half-A-Wind в галерее Lisson, Лондон, 1967

В Лондоне открылась выставка Йоко Оно — 18 февраля художнице исполнился 91 год. О масштабной ретроспективе в галерее Tate Modern рассказывает Дарья Коноваленко, куратор, создательница проекта «В белом кубе»

В феврале в лондонском музее современного искусства Tate Modern открылась самая масштабная в Великобритании выставка, посвященная работам Йоко Оно — художницы, участницы группы Fluxus, активистки и музыкантки. Выставка «Йоко Оно: музыка разума» охватывает более семи десятилетий ее художественной практики, открывая для посетителей мир, в котором искусство служит мостом к самым глубоким чувствам и идеям. Выставка представляет собой не только ретроспективу, но и рассуждение о любви во всех ее проявлениях: от источника вдохновения до разрушительной силы. Концептуальная художница, ставшая символом поп-культуры, получила заслуженную ретроспективу.

Любовь к миру и Земле

«Piece is powerful» — огромная надпись-интервенция встречает любителей скусства на одной из набережных Темзы. Рожденная в Токио в 1933 году, будущая легенда американского и японского авангарда Йоко Оно пережила ужасы Второй мировой войны, что навсегда определило ее стремление к миру. Семья переехала в Нью-Йорк в 1940 году, но на следующий год вернулась в Японию. Во время бомбардировок 1945 года Йоко и другие члены семьи провели мнго времени в бомбоубежищах. После этих событий в Токио пришел голод, семье приходилось просить еду. Позже художница вспоминала, что именно тогада она развила в себе понимание статуса «чужака». Эта тема пронизывает все ее творчество, от ранних перформансов до глобальных кампаний против войны вместе с Джоном Ленноном. Например, Оно  с мужем использовали медовый месяц как платформу для протестов против войны во Вьетнаме.

Своими произведениями Оно выражает безграничную любовь к планете. Проекты «Add Colour (Refugee Boat)» и «Acorns for Peace», демонстрируют ее приверженность экологии и гуманизму, призывая к действию и размышлениям об экологических кризисах и миграции.

Посетитель раскрашивает лодку на превью выставки «Yoko Ono: Music Of The Mind» в галерее Tate Modern, Лондон, Великобритания, 2024. Проект «Add Color (Refugee Boat)» (идея — 1960, первая воплощение — 2016)

Посетитель раскрашивает лодку на превью выставки «Yoko Ono: Music Of The Mind» в галерее Tate Modern, Лондон, Великобритания, 2024. Проект «Add Color (Refugee Boat)» (идея — 1960, первая воплощение — 2016)

Любовь к матери

Один из залов выставки в Лондоне посвящен проекту «My Mommy Is Beautiful». В первый раз реализованный в 2004 году, в нынешней лондонской версии он представляет собой 15-метровый холст, на котором висят записки. Посетители могут прикрепить к нему фотографии матерей и поделиться личными сообщениями. Это не просто инсталляция, а личное и одновременно коллективное признание в любви матерям по всему миру. Проект затрагивает служит мостом, соединяющим личные воспоминания и эмоции с общечеловеческими ценностями. Это шанс сказать «спасибо», «прости», «я тебя ненавижу» или поделиться любовью, которую мы испытываем к матерям.

Проект «My Mommy Is Beautiful»

Проект «My Mommy Is Beautiful»

Любовь к соучастию

«Партисипаторные» приемы в стиле «напишите записку с желанием и повесьте на дерево» активно используются художницей. Йоко Оно всегда верила в силу взаимодействия. Ее интерактивные инсталляции, такие как «White Chess Set» и «Wish Tree», призывают посетителей к активному участию, превращая искусство в совместный акт творчества и любви. Работы приглашают к рефлексии и проживанию совместного опыта и даже позволяют иногда «закончить» произведение искусства или забрать его кусок. Поэтому она создавала так много своеобразных «инструкций» о решении проблем, о которых Оно предлагает поразмышлять, или военные каски, в которых лежат кусочки пазла с изображением неба (их можно унести с выставки). Порисовать на стенах музея, обвести свою тень, вбить гвоздь в холст, поиграть в шахматы, стать перформером или оставить пожелание потомкам, — все это можно сделать в рамках проектов Оно.

Посетители играют в белые шахматы («White Chess Set», 1966) на выставке Yoko Ono: Music Of The Mind в галерее Tate Modern

Посетители играют в белые шахматы («White Chess Set», 1966) на выставке Yoko Ono: Music Of The Mind в галерее Tate Modern

Перформансы Оно, от «Cut Piece» до «Bag Piece», исследуют темы отдачи, принятия и преобразования через акт участия. Эти работы отражают ее веру в искусство как средство для личного и коллективного исцеления. Таков «Cut Piece» 1964 года, во время которого Йоко Оно спокойно сидела на сцене, пока вооруженная ножницами аудитория разрезала ее лучшую одежду, обнажая художницу, стал классикой феминистского искусства.

Банан на скотче и рассол: как и зачем художники превращают еду в искусство

Любовь к свободе

Когда-то Оно считалась самой ненавидимой женщиной в мире, но спустя полвека она, ставшая символом поп-культуры, получила заслуженное признание. Много путешествующая Оно оказалась легкой мишенью для расистских и мизогинистических оскорблений. Ее называли ведьмой, обвиняли в распаде The Beatles, а ее искусство высмеивали. Поэтому свобода выражения, движения и мысли стала ключевой темой в работах Оно. От инструкций, призывающих к полету, до произведений, вдохновленных небом как символом безграничности и мира, ее искусство напоминает о ценности свободы во всех ее проявлениях.

Йоко Оно, «SKY TV» (1966), выставка в галерее Tate Modern, 2024

Йоко Оно, «SKY TV» (1966), выставка в галерее Tate Modern, 2024

Любовь к Джону

Йоко Оно во многом стала легендой культуры и поп-культуры благодаря замужеству с Джоном Ленноном, из-за чего в сознании массового зрителя ее сложно воспринимать как самостоятельную творческую единицу, а не приложение к звезде-партнеру. История их знакомства, согласно официальной версии, которую активно распространяли сами Джон и Йоко такова: Леннона глубоко тронул один из экспонатов на выставке: в помещении с белыми стенами находилась лестница, на верху которой висела лупа, прикрепленная к потолку. Зрители, поднимаясь по лестнице, должны были использовать лупу, чтобы прочесть слово «Да», написанное на холсте, подвешенном у потолка. Леннон, как он сам признался, ожидал какого-то обмана, который показал бы, что его усилия взобраться так высоко были тщетны, и был приятно удивлен, обнаружив написанное слово. Об их отношениях ходят легенды: преследования, экстравагантные выходки, наркотики... Оно была не только спутницей Леннона, но и его гуру, ментором, музой.

Однако выставка в Tate Modern охватывает ранние годы карьеры Оно до попадания в орбиту Леннона и потому является еще более ценной. Ее художественный язык уже сформировался в момент встречи с легендой The Beatles. В жизни до Леннона она достигла больших высот, но нельзя отделить сольное искусство Оно от ее жизни с Ленноном. Их связь переросла в мощное творческое партнерство, пронизанное любовью и взаимопониманием. Совместные проекты демонстрируют их общее стремление к вселенской гармонии. Например, акция «Bed-ins for Peace» («В постели за мир»), задокументированная на знаменитой серии фотографий в номере Hilton в Амстердаме, превратила их в канонические фигуры поп-культуры.

Рисунки в президентском номере отеля Hilton, где Джон Леннон и Йоко Оно устроили недельную акцию протеста против Вьетнамской войны, март 1969, Амстердам

Рисунки в президентском номере отеля Hilton, где Джон Леннон и Йоко Оно устроили недельную акцию протеста против Вьетнамской войны, март 1969, Амстердам

Любовь к цитрусовым

Антология «Grapefruit», опубликованная в 1964 году, представляет собой важный вклад в концептуальное искусство. Это собрание инструкционных произведений Йоко Оно стало плодом ее любви к языку и возможности слов вдохновлять на действия, напоминая о силе простых идей. Небольшая книга, содержащая серию инструкций, активизирует творческое воображение читателя, превращая его в участника процесса создания искусства. Примеры заданий варьируются от простых действий, таких как «Спрятаться и ждать, пока все не уйдут домой, забудут о тебе или не умрут», до более абстрактных и медитативных. Название «Grapefruit» было выбрано для книги потому, что Оно считала грейпфрут гибридом апельсина и лимона, отождествляя себя с ним как «духовный гибрид». (на самом деле грейпфрут возник случайно из-за скрещения апельсина и помело.)

Джон Леннон и Йоко Оно на презентации книги Grapefruit в универмаге Selfridges, Лондон, 15 июля 1971

Джон Леннон и Йоко Оно на презентации книги Grapefruit в универмаге Selfridges, Лондон, 15 июля 1971

Подписывайтесь на Telegram-канал «РБК Стиль»