Стиль
Жизнь Существует ли любовь и почему «разбитое сердце» реально: мнения экспертов
Стиль
Жизнь Существует ли любовь и почему «разбитое сердце» реально: мнения экспертов
Жизнь

Существует ли любовь и почему «разбитое сердце» реально: мнения экспертов

Фото: Константин Пасаниди
К разговору о том, каковы шансы каждого из нас обрести совершенную любовь и как трансформируется это сложное чувство, мы привлекли кардиолога, невролога, психотерапевта, музыканта, художника и искусствоведа

Этот текст не научное исследование и даже не объективный взгляд на тему. Это размышления разных людей, которые, на взгляд автора, связаны с тем, что принято называть любовью. Я хочу, чтобы вместе с героями текста каждый читатель поразмышлял, что такое любовь и как меняется отношение к ней вокруг и у каждого из нас.

«Я так чувствую»

На первый взгляд кажется, что любовь — это какой-то неоспоримый конструкт или объект, как земля, воздух или яблоко: кто-то ее ищет, кто-то проживает, кто-то отвергает, а кто-то делает ее центром своей профессиональной жизни. Она все время преследует нас: в маркетинговых кампаниях, в произведениях искусства и литературы, в визуальных образах и фигурах повседневной речи. Но существует ли она по-настоящему? Можно ли ее прочувствовать или даже пощупать?

В 1986 году американский психолог Роберт Стернберг, который по собственному мнению никогда не был хорош в любовных делах, предложил трехкомпонентную теорию любви, позже принятую в 25 странах. Близость, страсть и обязательства — главные компоненты, которые образуют любовный треугольник. Близость отвечает за связь, доверие, заботу, уважение, обмен, сострадание. Страсть — за сильную потребность быть с человеком, собственничество, невозможность представить свою жизнь без партнера. Обязательства диктуют решение быть с человеком всегда, несмотря на все возможные проблемы.

Каждый компонент любви проявляется в разное время, в отношениях треугольник может быть сбалансированным или несбалансированным. Со временем компоненты любви могут меняться, а с ними меняются и ее атрибуты. Система плюсов и минусов в таблице видов любви помогает определить, где вы находитесь: от симпатии через пустую любовь к любви совершенной.

Ольга Макарова, аналитический психолог: «Любовь и влюбленность — вещи ощутимо разные, где-то даже противоположные. Поэтически выражаясь, влюбленность — это искра, вспышка, а любовь — стабильный источник тепла, и не обязательно связанный с огнем. Понятно, что одно может перерасти в другое, любовь часто начинается с влюбленности, костер начинается с искры. Но есть нюанс, с искры может начаться и пожар в доме. А выражаясь аналитически, разница между влюбленностью и любовью следующая. Влюбленность — это состояние, в котором на объект чувств проецируется самое драгоценное, что есть внутри него самого, эдакое внутреннее золото. Возлюбленный или возлюбленная идеализируется, кажется, что в его присутствии переживается нечто неземное, божественное, и хочется проводить с объектом влюбленности как можно больше времени. Происходит это, конечно, неосознанно.

Влюбленность — это такой интенсивный и легальный способ расширить сознание и потрогать что-то большое и неземное. Она необходима для того, чтобы вообще завести отношения, чтобы в будущем стала возможна любовь, чтобы был стимул сближаться. В состоянии влюбленности мы не видим человека, мы видим собственные божественные части в нем. И когда отношения развиваются, неизбежно наступает кризисный этап, то, что в разговорной речи называется притиркой. Проекции постепенно спадают, и нужно выбирать: видеть человека как есть и выбрать любить его, либо отчаянно бороться за поддержание в своей голове этих проекций (которым реальный человек не соответствует или, во всяком случае, никогда не соответствует полностью). И вот в чем противоположность влюбленности и любви. Влюбленность непременно состоит из проекций, а любовь предполагает избавление от проекций».

Фото: Константин Пасаниди

«Я — это ты (ты — это я)»

За полвека до размышлений Роберта Стернберга, Эрих Фромм, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма, установил, что любовь возможна при условии произведения индивидом определенной внутренней работы и активного действия, она не приходит снаружи: для того, чтобы любовь стала возможна, она должна сначала сформироваться внутри. «Зрелая любовь — это союз, при котором сохраняется целостность личности индивидуумов. Это активная сила, действующая в человеке» — писал он. Такая любовь, по Фромму, состоит из четырех компонентов: забота, ответственность, уважение, понимание. Эти аспекты взаимозависимы и вместе формируют то, что называется зрелой любовью.

Но что такое любовь? Мы выяснили, что это некоторое чувство, но можно ли его объективно сформулировать? Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и ее анализ как явления восходят к ранним философским системам, литературным произведениям, выставочным проектам.

В 2014 году в Фонде «Екатерина» куратор Виталий Пацюков показал коллекцию известного кардиохирурга и собирателя живописи Михаила Алшибая. Один из залов «Хирургии» был посвящен любви и был представлен работами Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Михаила Рогинского, Владимира Яковлева. Однако о самой любви как феномене Алшибая рассуждает по-врачебному: «В ней (в выставке) было как бы четыре линии, и последняя, очень важная, — любовь. А вот что касается связи любви с сердцем, она конечно есть, но не такая прямая, не однозначная. Если говорить о сердце физическом, которым я занимаюсь непосредственно, то, естественно, оно реагирует на эмоции, которые всегда присутствуют в любви, любовь, собственно говоря, и есть эмоция. Да, сердцебиение учащается в состоянии влюбленности и при физическом контакте с любимым человеком. Но «разбитое сердце» это уже, так сказать, метафора, в этом словосочетании имеется в виду явно не физическое сердце, скорее, «сердце» здесь выступает в качестве подмены понятия «душа». А вообще любовь — это, конечно, в действительности иллюзия, любовная иллюзия. Как писал Мераб Мамардашвили, когда вы говорите девушке, что она очень мила, это означает «я хочу вас поцеловать». Ну, «поцеловать» в данном случае эвфемизм. То есть в основе так называемой «любви» лежит сексуальное влечение, отсюда и влияние на физическое сердце: выброс адреналина, серотонина и других вазоактивных и кардиотропных субстанций — вот и учащенное сердцебиение, повышение артериального давления и прочие физиологические реакции. Это такой химический аспект, можно сказать, молекулярный. Помните журнал «Химия и жизнь», с которым сотрудничали многие выдающиеся художники? Так вот, химия, собственно говоря, и есть жизнь, или биохимия. Когда-то я это пытался объяснить Олегу Кулику, но он не понял — что взять с художника!»

Фото: Константин Пасаниди

«Ты узнаешь ее»

Но что делать с тем, что истории любви окружают нас повсюду? Мы сталкиваемся с ними в кино, в литературе, в реальной жизни. Мы наблюдаем, как развиваются отношения наших родителей, друзей и, конечно, наши собственные. Как может трансформироваться чувство, которого в природе, по мнению некоторых, не существует?

Наш опыт и потребности формируют в сознании определенный шаблон, концепцию отношений, которые мы ищем, иными словами — любовную историю. Истории любви играют огромную роль в нашей жизни, но так как они воспринимаются на уровне бессознательного, люди часто не замечают их влияния. В разные времена любовь как чувство претерпевает изменения: форма ее воплощения и интерпретации связана с историческими событиями, с устройством общества, тенденциями и модой.

«Когда я была совсем юной, то частенько посещала медиатеку журфака МГУ. Там на полке «Лучшие фильмы о любви» среди других дисков мной был прихвачен и «Рассекая волны» Триера. Стоит ли говорить, что великую любовь под влиянием такой оценки триеровского шедевра я стала воспринимать весьма специфически. Делая шаг от моей частной истории к более общим вопросам, стоит сделать ремарку на закономерности времени: прошлый век с его гигантоманией создавал супергероев и раздувал масштаб как произведений искусства, так и чувств, в них заключенных. Кажется, что в искусстве романтика и драма как будто отошли на второй план. Хочется верить, что в понятие любви, и не обязательно любви романтической, сегодня вкладывается уважение и признание равенства: к иной культуре, к своему соседу, другому в целом. И любовь становится бережным вниманием к тому, на кого она направлена, — и готовностью понимания различий между вами», — говорит Марина Анциперова, автор телеграм-канала о молодом российском искусстве и коллекционировании Love them all.

Любовь в современном искусстве — обширное понятие: художники исследуют ее через отношение к природе, отношение автора к самому себе, отношение к зрителю. «Например, на выставке Fragility у нас представлена работа Дмитрия Cockloft «Борцы» — это живопись с фарфоровыми скульптурками борцов: такие фигурки обожала его мама, и здесь тема обожания — некая тема любви. Видеоарт художницы из Саудовской Аравии Сары Брахим (работа Bodyland) — это хореография жестов любви. Любовь у художников просачивается сквозь работы, они могут говорить про нее абсолютно разными способами. Абстракции или нарисованные море, лес — это все про любовь, которая через такие образы дарит надежду на будущее», — рассказывает Александр Бланарь, директор галереи Serene (Москва/Лугано) и основатель blanar.art.

Особенности любовных историй заключаются в том, что мы самостоятельно формируем их и определяем, что для нас значит любовь. Истории имеют свою иерархию: некоторые значат для нас больше, чем другие, но сами по себе они не делятся на правильные и неправильные. В каждой истории есть две роли, симметричные и несимметричные. Любовные истории принято делить на популярные и непопулярные. Среди первых:

  • История путешествия — отношения как путешествие, которое партнеры совершают вместе.

  • История сада — идея того, что отношения необходимо постоянно поддерживать и развивать.

  • История жертвы — один партнер постоянно жертвует чем-то ради другого.

  • История о демократическом правительстве — равенство партнеров в отношениях.

  • Исторический рассказ — для партнеров большую роль играет прошлое, которое оказывает влияние на настоящее.

  • Юмористические истории — партнеры не воспринимают ничего слишком серьезно, а способ решения всех проблем — юмор.

Такие сюжеты из жизни реальной и вымышленной становятся основой для создания музыкальных композиций и художественных произведений. Мы часто напеваем чью-то историю любви, сопереживаем ей и составляем целые музыкальные альбомы нашего состояния. Песни про любовь становятся самостоятельным художественным произведением, а их исполнители — героями этих историй.

«Любовь — это что-то вечное: сначала родительская любовь, затем любовь к окружающему миру и к какому-то человеку, потом к детям. Я надеюсь, что отношение к любви не будет меняться, потому что любовь — это то, ради чего мы все существуем, чтобы любить друг друга и быть от этого счастливыми. Мое личное отношение к любви с возрастом несколько поменялось, поменялся я сам, стал спокойнее, — делится Павел Артемьев, автор песен и продюсер группы ARTEMIEV. — И отношение к этому чувству стало более терпеливое, хорошее, спокойное. А говоря про тексты песен, я один не могу за них отвечать, так скажем. Вернее, я не всегда могу контролировать то, что пишется. Поэтому в текстах фиксировать отношение к любви у меня, может быть, и не всегда удается. Как мне кажется, лучше апостола Павла про любовь мало кто говорил. Так что буду лишь скромно радоваться тому, что я его тезка».

Психология и жизнь: как справляться с количеством и скоростью информации

«Грустный дэнс»

Среди непопулярных историй любви:

  • История «коллекции» — выбор партнера происходит на основе критериев «коллекции» предыдущих партнеров.

  • История-ужастик — один из партнеров терроризирует другого партнера.

  • История игры — истории основаны на конкуренции, где есть только победители и проигравшие, если один партнер приближается к победе, то другой — к проигрышу.

  • История автократии — один из партнеров обладает всей властью в отношениях.

  • Научно-фантастическая история — человек ищет странных партнеров или сам чувствует себя странным и ищет того, кто примет его таким.

Пример непопулярных или отрицательных историй любви едва ли не популярнее красивых романтичных историй. Боль, переживания лирического героя помогают нам самим справиться с нашей личной любовной линией.

«Мы живем в пору глобального дефицита внимания: информации и знаний так много, что тревожный ум так и норовит выбрать единственно правильные или однозначно плохие, — рассуждает Алексей Доронин, группа «Шалый». — Есть нарцисс и всепонимающий масик, флаги красные и зеленые, этичная немоногамия и махровый абьюз. Музыка про любовь, кажется, тоже стала полярной: пока рэп прославляет ван-найт-стэнд с больших сцен, новые романтики поют про вечные ценности в уютных гостиных. Но если все остальные разделились на два лагеря и показывают друг другу фиги, то у музыкантов как будто меньше противоречий. И те и другие празднуют свою естественность, несовершенство и не прочь подшутить над собой: записать постироничный фит, станцевать на фронталку или залить дурацкий кружок в телегу. Возможно, именно музыканты лучше других помогают понять, что в любви можно не выбирать: влюбляться в токсика или быть токсиком самому? Пов или рил? Кринж или рофл? Да все сразу! С кем не бывает?».

Отрицательные истории идут рука об руку с разбитым сердцем. Но если это фигура речи, то кто ее придумал или чье сердце впервые разбилось так, чтобы это выражение стало частью не только художественной, но и врачебной практики?

Как бы сентиментально это не звучало, но синдром «разбитого сердца» или стресс-индуцированная кардиомиопатия (по-научному синдром Такоцубо) — это реально существующий диагноз. Кардиомиопатия, заболевание мышц сердца, возникает на фоне внезапного стресса.

Фото: Константин Пасаниди

Сюзанна Кац, сердечно-сосудистый хирург: «При этой патологии сердце принимает форму устройства для ловли осьминогов такоцубо, которое используют в Японии. Во время исследования сердце напоминает этот сосуд, отсюда такое экзотическое название. Впервые заболевание описано в 1991 году в Японии. По легенде, у девушки, которую бросил жених, были описаны симптомы, имитирующее инфаркт, и девушка умерла от горя. Кардиомиопатией Такоцубо чаще болеют женщины старшего возраста. Это состояние по симптоматике не отличимо от инфаркта миокарда, но по данным коронарографии (что важно) отсутствует стенозирующий атеросклероз сосудов, питающих миокард. Механизм возникновения заболевания до конца не изучен. Предполагается, что значительную роль играет вазоспазм, возникающий при выбросе адреналина после перенесения эмоционального стресса (адреналинового «оглушения» миокарда), спазма коронарных сосудов и нарушения микроциркуляции. Проще говоря, запускается огромное количество стрессовых гормонов. В результате этого нарушается работа сердечной мышцы. Состояние имеет обратимый характер, то есть человек излечивается в течение двух-трех месяцев. Но умереть все-таки от «горя» можно. Смерть в острой фазе синдрома фиксируют с вероятностью 1-2%».

«Люби меня, люби»

Возможно, одно из проявлений врачебной тайны — уберечь нас от знания, что любовь — это состояние стресса, где определенную роль играют гормоны надпочечников, такие как кортизол, норадреналин и дофамин. Наше сердцебиение учащается, мы краснеем, руки начинают потеть, мы чувствуем прилив эйфории и возбуждения. Здесь работают два вида соединений — дофамин и эпинефрин (он же адреналин). Дофамин — «соединение удовольствия», вызывает блаженство, эпинефрин отвечает за усиленное сердцебиение и чувство возбуждения. Кстати, сердце стало международным символом любви именно благодаря эпинефрину. Вместе дофамин и эпинефрин вызывают восторг, поднимают энергетический тонус, провоцируют потерю аппетита, бессонницу, страстное желание и фокусировку внимания. Во время отношений начинает выделяться окситоцин, гормон, отвечающий за долговременную привязанность.

Михаил Глотов, кардиолог: «Вся эта чехарда (романтическая любовь) — это целый набор психологических, физиологических и поведенческих черт, накапливаемых каждым индивидом для выживания и, самое принципиальное, для воспроизводства. Звучит не так поэтично. Но что поделать? По-хорошему это могло бы описываться разными специальностями. Но больше всего, на мой взгляд, конечно же, психиатрией. Если хотите, можно разобрать концептуально (естественно, поверхностно) весь процесс. Начало: выбор субъекта. Он, выбор субъекта, случаен. Помните, любовь зла, ну, и все такое. Следом следует череда событий, которую душевностабильной назвать не поворачивается язык. Человек начинает считать предмет симпатий особенным и уникальным. Следом за этим следует возвеличивание черт и минимализация негативных или нейтральных особенностей. Дальше следуют сосредоточенное внимание, навязчивое следование, охрана партнера, целеустремленное поведение и повышенная мотивация к завоеванию внимания, близости. В общих чертах напоминает психоз, не так ли?»

Важно помнить, что истории с партнером никогда не будут идентичны. Согласно психологии, для изменения отношений необходимо изменить саму историю. Иначе вы будете бороться не с причинами, а со следствиями. Развитие субъектности, то есть способности влиять на себя и обстоятельства своей жизни, совершать осознанный выбор, действовать в согласии со своими ценностями — это то, что поможет и влюбиться, и полюбить.

Владимир Соловьев, врач-невролог: «Если мы рассматриваем нервную систему как определенный набор механизмов, электрических и электрофизических, паттерны поведения формулируются через положительные или отрицательные подкрепления. К ситуации, при которой человек встречает особь по его осознанным или неосознанным ощущениям, добавляются такие факторы, как особенности сочетаемости феромонов (те же самые поцелуи). Положительные ощущения и сигнал организма, что человек нам подходит, дарят нам подкрепления со знаком плюс, а с ними и ощущение влюбленности, учащенное сердцебиение, поднятое настроение, активацию тех или иных эмоционально-интеллектуальных процессов. Как только мы утрачиваем возможность находиться с тем или иным партнером, мы получаем отрицательное подкрепление, выраженное в ощущении страха, утраты, в том числе тревожно-депрессивное состояние, за которое отвечает другой участок мозга. Тем самым организм нам показывает, что ваше дальнейшее нахождение без этого партнера будет плохо влиять на смысл жизни. Мы не сразу, но понимаем, что это не навсегда, а на определенный промежуток времени. Длина этого отрезка зависит от генетики, от социальных и поведенческих факторов.

Можно ли заставить человека почувствовать влюбленность или даже любовь? Да, есть такие участки головного мозга, которые при стимуляции вызывают такие же эмоции, как при влюбленности. Например, при возбуждении передней поясной коры человек испытывает эмоции, похожие на влюбленность. Мы можем запускать этот механизм через восприятие натуральной действительности или мы можем смоделировать ситуацию, при которой возбуждение определенных участков головного мозга запустит цепочку, которая выдаст нам эту эмоцию. Можно поставить глубинный электрод в ткань головного мозга в определенных участках и при определенной периодичности, вызывая это возбуждение и посылая импульс тока, мы можем вызвать ощущение любви. Звучит не так романтично, но, с другой стороны, это говорит о нашей способности подбирать подходящего партнера. Если на протяжении длительного времени ты находишься с уникальным, генетически предрасположенным для тебя человеком (пусть даже если он не единственный) и получаешь положительное подкрепление, то ты большой счастливчик».

Фото: Константин Пасаниди

Любовь претерпевает изменения и на фоне развития искусственного интеллекта. Эмодзи, ChatGPT, графические картинки все чаще заменяют собственные слова и эмоции. Художник Андрей Бартенев рассуждает о трансформации любви и ее объектов под влиянием современных технологий: «В валенсийском ресторане расположились программисты — робототехники, бурно обсуждают успехи мимики синтетического лица и «он отбил мяч!» Это не миланский ресторан, где ты к буратто будешь загружен сводками партий джинсов, метражей тканей… Тут ты свидетель расширения граций-градаций искусственного интеллекта! Сегодня прогресс всем рассуждениям об эволюции чувства любви через формулу совместности придает динамичное внедрение искусственного интеллекта. Так или иначе на фоне борьбы за равные права любовь человека к человеку уперлась в вопрос о зависимости — установление доминирования за счет уничижения… Ситуации «кто главный в семье», во взаимоотношениях, в спорах «выбросил ли ты мусор», «где твоя зарплата» бросают современных «Леонардо-AI» в лаборатории, где они создают идеально покорную «AI-Джоконду» — услужливо любящую женщину-робота для измученного тяжелым трудом мужчины. «С ней-то уж точно будет мир да любовь». Всегда легче программировать, чем договориться, всегда легче вписать в память AI, чем поддерживать живые чувства.

Такой абсолютный максимум «идеальной любви» рано или поздно вернет к уравнению «возвышение за счет уничижения» — возвышение над AI. В какой-то миг подавляемый интеллект машины-женщины осознает свою истинную позицию в идеальной любви человека к ней и… ответит на хлесткую фразу покровителя точным полетом кухонных ножей в человека, а затем и во все человечество! Есть и положительный фон AI. Произойдет рывок в процедурах продления молодости: моделируют новые технологии биопластиков и биоплатины микро-микрострун, увеличивающих качественный тонус наших микромышц. Что продлит молодость наших тел, удлинит период сексуальной привлекательности и влюбленности».

Таким образом, любовь как предчувствие во многом зависит от того, как и что мы в нее вкладываем. Хотелось бы верить, что в будущем вместо синдрома Такоцубо мы будем получать эндорфины как естественные болеутолители. Именно они отвечают за общее ощущение благополучия, удовлетворения, умиротворения и чувство безопасности. И если бы можно было этими эндорфинами обнять всю планету и каждого человека с отрицательной историей в отдельности, то наверняка было бы меньше разбитых сердец и больше любви, пусть и немного романтичной, но безусловной, которая утверждает ценность каждого жителя Земли и открывает глаза на красоту человеческого создания, заботы и взаимной ответственности.