Стиль
Впечатления Сонастройки с действительностью: культурная афиша декабря
Стиль
Впечатления Сонастройки с действительностью: культурная афиша декабря
Впечатления

Сонастройки с действительностью: культурная афиша декабря

«Треугольник печали», режиссер Рубен Эстлунд

«Треугольник печали», режиссер Рубен Эстлунд

Открытие нового культурного центра, новая версия «Чайки», камерные концерты и «Щелкунчик» — рассказываем, что ждет нас под занавес года

«Чайка»

28, 31 декабря
Малый драматический театр — театр Европы, Санкт-Петербург

Сочинение для сцены Льва Додина по мотивам одноименной пьесы Чехова — вот каким видит свой новый спектакль петербургский Малый драматический театр. В нем действительно все скорее «по мотивам» и вдохновению, чем точно по тексту, тем интереснее наблюдать, как находит свои воплощения на сцене режиссерская мысль. Персонажи Чехова здесь теряют под ногами почву, но рассаживаются по лодкам, чтобы предстать героями, зрителю хорошо знакомыми и все-таки совсем иными. Так бывает, когда после долгой разлуки встречаешь добрых знакомых, чьи лица и манеры вроде бы известны хорошо и на которых тем не менее не можешь вдоволь наглядеться.

«Чайка», режиссер Лев Додин
«Чайка», режиссер Лев Додин

non/fiction № 24

1–5 декабря
Гостиный Двор, Москва

Международная ярмарка интеллектуальной литературы — тот самый случай, когда в одном месте и в одно время можно пополнить свою книжную полку на год (а вполне возможно, и на годы) вперед. Да, все мы не успеваем читать все, что хотим и себе обещаем, что-то откладываем, к чему-то возвращаемся, и да, конечно, вновь и вновь не можем удержаться, протягивая руку к новой книге. Такие насущные проблемы на ярмарке знакомы многим собравшимся, кто не теряет тяги к чтению, знакомству с положением дел в мире современной литературы, а также с главными его представителями. За последнее отвечает публичная программа, в рамках которой писатели, драматурги, публицисты представляют свои новые произведения, а литературоведы и критики о них дискутируют. К слову, порой книги уезжают с non/fiction целыми чемоданами, так что стесняться неумения уйти лишь с чем-то одним где-где, а здесь точно не стоит.

Фото: МЕЖДУНАРОДНАЯ ЯРМАРКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Настройки-3»

До 12 марта
Дом культуры «ГЭС-2»

«ГЭС-2» продолжает свой проект «Настройки» третьей его серией, на этот раз обращенной к музыке не современной, а прошедшей проверку веками. Шуман, Вагнер, Шостакович, Лист и другие композиторы получили по собственному павильону. Всего их семь, и каждый исследует взаимосвязи между музыкальным и изобразительным, между ассоциативным и точным, между мятущимся и упорядоченным. Среди художников, чьи работы появляются на выставке, можно обнаружить, к примеру, Джованни Баттисту Пиранези, Фрэнсиса Бэкона, Герхарда Рихтера, Альберто Джакометти, Владислава Мамышева-Монро, Хироси Сугимото, так что исследование это полнится разницей взглядов, подходов и судеб — как художественных, так и музыкальных.

Фото: «ГЭС-2»

От Вагнера до Бэкона: как новая выставка «ГЭС-2» соединяет музыку и искусство

«1922. Конструктивизм. Начало»

23 ноября — 12 марта
Центр «Зотов»

Культурная Москва заполучила в свои владения целый новый центр исследования конструктивизма, его теорий и практик, основ и последствий для искусства и жизни в нем. Он называется «Зотов» и занял здание хлебозавода № 5, которое уже само по себе пример и памятник конструктивизма. Его реконструкцией занимался архитектор Сергей Чобан. Там, где когда-то на четвертом этаже бродило тесто, чтобы к первому обернуться уже ждущим своего часа готовым хлебом, теперь царит искусство. Лекционные пространства, два кинозала, камерные концерты с участием музыкантов оркестра и хора musicAeterna — иными словами, раскачиваться центр «Зотов» не собирается, сразу давая понять, что претендует стать новой точкой культурного и творческого притяжения. С точки зрения выставочной проект открывается экспозицией «1922. Конструктивизм. Начало», занявшей сразу два этажа круглого хлебозавода, а за происходящим внимательно наблюдает женщина-пекарь с панно, обнаружившегося на одном из лестничных пролетов.

Фото: «Центр Зотов»

«Треугольник печали»

В прокате с 1 декабря

Фильм режиссера Рубена Эстлунда, увезший с Каннского фестиваля главную награду — «Золотую пальмовую ветвь», — полнится иронией, сарказмом и наблюдениями за действительностью. Сюжет наблюдает за путешественниками, чья жизнь удалась, особенно если смотреть на нее со стороны: олигархи, дельцы, модели, торгующие кто чем, плывут по безбрежному океану на многомиллионной яхте, команде которой отказано в возможности сказать своим пассажирам «нет». Однажды корабль пойдет ко дну, его обитатели окажутся в обстоятельствах пугающих и непривычных, а проверки на прочность не избежит никто. Меткость сатиры Рубена Эстлунда его зрителям известна хорошо, а новый фильм принесет и новые поводы убедиться в ней.

«Треугольник печали»
«Треугольник печали»

«Фотографии службы быта»

2 декабря — 30 января
Галерея Szena

Снимки Николая Бахарева, на первый взгляд отражающие частную жизнь людей в Советском Союзе, на самом деле оказываются символами — поколений и их страны, предметного мира и зафиксированной среди него повседневности, которая оборачивается состояниями заостренными. Вот, к примеру, смотрят куда-то вдаль с картинки на стене два котенка. Прямо под ними улеглись на тахту две девушки, не отрывающие взгляда от камеры, окруженные вещами, из которых и складывается жизнь. Вот сидят на пляже, обнимаясь, двое, а вот девушка обнимает дерево — это серия «Отношение», говорящая со своим зрителем особым художественным языком.

Николай Бахарев, из серии «Отношение»
Николай Бахарев, из серии «Отношение»

«Когти в печень. (Никто не вечен)»

11, 12 декабря
Аудитория Музея Москвы

Мастерская Брусникина продолжает череду премьер спектаклем со звучным названием «Когти в печень. (Никто не вечен)», поставленным режиссером Сергеем Карабанем по пьесе-фантасмагории Юрия Клавдиева. В нем все будет по законам этого независимого театра: актуальный для настоящего момента текст, ирония и актерские таланты выпускников Дмитрия Брусникина, которые заветов своего мастера совсем не растеряли. Сюжет «Когтей» краткому пересказу поддается едва ли. Это мир абсурда, пугающе похожий, однако, на наш собственный, и погрузиться в этот мир нам предстоит сполна.

«Когти в печень. (Никто не вечен)», режиссер Сергей Карабань
«Когти в печень. (Никто не вечен)», режиссер Сергей Карабань

Надежда Лихогруд, «Память заполнена»

До 5 февраля
Московский музей современного искусства (Петровка, 25)

Маленькие цветные скульптуры Надежды Лихогруд вызывают неизменную нежность и радость узнавания, свойственную ностальгическим уколам собственной памяти. Однако на выставке в Московском музее современного искусства ярких красок не найти. Герои этой экспозиции полностью обесцвечены, что задает особый тон для размышлений о них, о нас, о прошлом и настоящем. Эти фигурки, порой уверенные в себе, порой робкие и в этой уверенности растерявшиеся, встречаются со своим зрителем впервые, чтобы напомнить о том, что было, что стало, что всех нас окружает.

Надежда Лихогруд, «Память заполнена»

Надежда Лихогруд, «Память заполнена»

«Рахманинов-фест». Алексей Любимов

6 декабря
Дом культуры «ГЭС-2»

На сольном концерте в рамках фестиваля «Рахманинов-фест» Алексей Любимов исполнит произведения Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена, посвятив этот вечер музыке венского классицизма. «Исполнители — это антенны. Композитор — антенна, которая что-то собирает, что ему приходит от его вдохновения, и он, записывая свою музыку, передает эстафету исполнителю. А исполнитель улавливает и передает публике. У публики же тоже своя антенна, которая воспринимает. Это все очень важно», — считает пианист, имя которого для мира музыки действительно легендарно, какими бы узкими ни казались подобные словесные определения.

Алексей Любимов
Алексей Любимов

Пианист Алексей Любимов: «Для людей искусства никаких приказов нет»

Кинофестиваль «Зимний»

2–8 декабря
Кинотеатр «Художественный»

«Зимний» — новый фестиваль, посвященный российскому авторскому кино и позволяющий разобраться, какими дорогами и куда оно движется. Откроется он документальным фильмом Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием», а продолжится новыми работами Алексея Федорченко, Ивана И. Твердовского, Виктора Шамирова и других режиссеров, без которых не представить себе тот самый авторский кинематограф.

Фото: Кинотеатр «Художественный»

«T Фестиваль»

24 декабря
Новая Третьяковка

Свой пятый сезон камерный фестиваль, проходящий в Третьяковской галерее, продолжает предновогодним концертом в уже родном для себя 16-м зале Новой Третьяковки, где наблюдает за происходящим искусство советского времени. Куда-то по делам мчится девушка за рулем машины в «Новой Москве» Юрия Пименова, пока вокруг звучит музыка разных эпох и устремлений. Во время заключительного в этом году концерта «T Фестиваля» на музейно-музыкальную сцену выйдет его художественный руководитель, скрипач Павел Милюков, чтобы вместе с коллегами-музыкантами исполнить произведения Брамса, Шуберта и других композиторов, уносящие слушателей из зимнего города в совсем новые миры.

Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Балабанов. Колокольня. Реквием»

В прокате с 8 декабря

Документальный фильм Любови Аркус приближается к главному своему герою — Алексею Балабанову — на расстояния настолько близкие, что в других случаях вообразить их можно было бы едва ли. Режиссер не принимал ни публичности, ни компромиссов, что делало его человеком сложным и порой неуступчивым. Он избегал интервью, а также выходов практически в любой свет, предпочитая кропотливую работу и думы над ней, так что понаблюдать за тем, как он снимал и как жил, — шанс из редких. Отдельным важным контекстом к нему может стать выставка в петербургском «Севкабеле», которая вот уже второй месяц собирает аншлаги. Творческую судьбу Балабанова тут сопровождают истории из детства и юности, окруженные предметным миром режиссера, отца и человека, никогда не хотевшего идти на сделки с совестью.

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»
Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

Какой получилась выставка про Алексея Балабанова в Петербурге

«Щелкунчик»

25, 28, 29, 30, 31 декабря
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Традиционно отвечающий за новогоднее настроение «Щелкунчик» едва ли нуждается в представлении, однако от новых взглядов на себя совсем не отказывается. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, который театралы нежно именуют «Стасиком», идут премьерные показы версии хореографа Юрия Посохова, внимательно перечитавшего сказку Гофмана. Для юбиляра — а «Щелкунчику» Петра Чайковского в этом году исполняется 130 — такое внимание должно быть приятным, ведь, пусть новый год случается неизменно, каждый раз мы ждем от него новых впечатлений и даже чудес. Балетов это касается ничуть не меньше, чем жизни.

Фото: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

«Кто боится Вирджинии Вулф?»

13, 15 декабря
Театр наций

Данил Чащин поставил в Театре наций пьесу Эдварда Олби, которая ничуть не теряет к себе внимания и интереса вот уже много десятилетий подряд. Споры, ссоры, взаимные обвинения и следующие за ними события одной профессорской пары известны миру театра хорошо, как и реакции на них невольных наблюдателей — другой четы, приглашенной Джорджем и Мартой на ужин. Как и в любых драматургически обоснованных перепалках, главным удовольствием (или неудовольствием) зрителя оказывается наблюдение за артистами, и в случае со спектаклем Данила Чащина можно просто назвать их имена (Евгений Миронов, Агриппина Стеклова, Александр Новин, Мария Смольникова), чтобы понять: эти «опасения» Вирджинии Вулф точно будут особенными.

«Кто боится Вирджинии Вулф?», режиссер Данил Чащин
«Кто боится Вирджинии Вулф?», режиссер Данил Чащин

«Дягилев+»

24–26 декабря
Пермь

Обосновавшиеся несколько лет назад в Петербурге оркестр musicAeterna и его художественный руководитель Теодор Курентзис продолжают гастроли в родную Пермь. Летом — с полноценным Дягилевским фестивалем, зимой — со специальным его проектом под названием «Дягилев+». Порождение пандемийных времен, этот формат так понравился зрителям, что был закреплен в качестве постоянной декабрьской культурной повестки. На этот раз в Пермский край отправится мистерия Карла Орфа De temporum fine comoedia, которая станет основным событием программы. Окружат ее исполнение события не менее выдающиеся. К примеру, рождественский концерт хора musicAeterna. Скептиков же, до сих пор уверенных, что в мире академической музыки андеграунду не место (хотя едва ли такие остались), ждет традиционное для фестиваля выступление музыкантов-альтернативщиков.

Фестиваль Sound Up. Рождество в джазовых тонах

19 декабря
ДК «Рассвет»

Свой очередной год в музыке и искусстве фестиваль Sound Up завершает джазово-рождественской программой, отвечать за которую будет композитор и пианист Игорь Яковенко, хорошо знакомый московскому зрителю как авторским репертуаром, так и исполнением джазовых стандартов в собственных интерпретациях. И да, на этом выступлении прозвучат те самые песни, которые бесконечно раздаются в декабре из каждого способного издавать музыку аппарата, но нет, обычными они не будут, так уж заведено у Sound Up.

Фото:  Sound Up

Композитор Игорь Яковенко — о музыкальных шифрах, притворстве и джазе

Истории Рождества, рассказанные с Запада и Востока

20 декабря
Концертный зал имени П.И. Чайковского

Музыканты оркестра Персимфанс расскажут о Рождестве языком не словесным, но музыкальным, соединив в одном концерте мотивы разных культур. Все это повод задуматься о том, что, несмотря на все различия, общего нам, людям, тоже хватает. В подтверждение тому в первом отделении прозвучат древнерусские песнопения, а во втором — «Рождественская история» Хайнриха Шютца.

Фото: Персимфанс

Rolling

До 16 декабря
«Суперметалл»

Персональная выставка художника Александра Козлова призвана напомнить о том, что даже в самые сумрачные времена есть то, за что мы все можем держаться, — искусство, близость, юмор. Экспозицию в пространстве «Суперметалл» захватила череда персонажей, выпрыгнувших в жизнь из мастерской своего автора. Здесь есть и развеселые балагуры-трубадуры, и джентльмены при усах и бабочках, и самые разные лица, призывающие остановиться, задуматься, а может, даже и похохотать.