Стиль
Впечатления Фильм «Союз спасения» получил 14 номинаций на премию «Золотой орел — 2020»
Стиль
Впечатления Фильм «Союз спасения» получил 14 номинаций на премию «Золотой орел — 2020»
Впечатления

Фильм «Союз спасения» получил 14 номинаций на премию «Золотой орел — 2020»

Фото: АГН Москва
Наибольшее число номинаций — 14, в том числе, в категории «Лучший фильм» получил продюсерский проект Константина Эрнста «Союз спасения» о восстании декабристов

Экспертный совет премии выбирал номинантов из 57 полнометражных фильмов, 21 неигрового, 32 короткометражных, 16 мини-сериалов и 11 сериалов (10 и более серий) из премьер сезона 2018–2019 годов, а также 37 анимационных фильмов и 23 игровых зарубежных картин в российском прокате.

Рассматривались отечественные кинофильмы, показанные в период с 1 ноября 2019 года по 1 декабря 2020 года в кинотеатрах, фильмы и сериалы, показ которых завершился до 1 ноября 2020 года, и зарубежные ленты, снятые с проката до 1 декабря 2020-го, сообщается на сайте премии.
 

Номинанты на премию «Золотой орел»

Лучший фильм:

«Союз спасения»
• «Дорогие товарищи
• «Лед 2»
• «Блокадный дневник»
«Стрельцов»

Лучший режиссер:

• Андрей Зайцев («Блокадный дневник»)
• Андрей Кончаловский («Дорогие товарищи!»)
• Жора Крыжовников («Лед 2»)

Лучшая мужская роль в кино:

• Юрий Борисов («Калашников»)
• Максим Матвеев («Союз спасения»)
• Александр Петров («Стрельцов»)

Лучшая женская роль в кино:

• Ольга Озоллапиня («Блокадный дневник»)
• Юлия Высоцкая («Дорогие товарищи!»)
• Стася Милославская («Стрельцов»)

Лучшая мужская роль на телевидении:

• Александр Лазарев («Дипломат»)
• Максим Матвеев («Триггер»)
• Юрий Беляев («Ученица Мессинга»)

Лучшая женская роль на телевидении:

• Светлана Немоляева («Дипломат»)
• Чулпан Хаматова («Зулейха открывает глаза»)
• Татьяна Черданцева («Ученица Мессинга»)

Лучший сценарий:

• «Блокадный дневник»
• «Союз спасения»
• «Дорогие товарищи!»

Лучший телесериал:

• «Заступники»
• «Триггер»
• «Ученица Мессинга»

Лучший неигровой фильм:

• «Пространство стиха: Борис Слуцкий»
• «Станиславский: Жажда жизни»
• «Шаман»

Лучший анимационный фильм:

• «Белка и Стрелка. Карибская война»
• «Иван Царевич и Серый Волк 4»
• «Хозяйка Медной горы»

Лучший зарубежный фильм в российском прокате:

«1917»
• «Пиноккио»
• «Фассбиндер»

Лучшие визуальные эффекты:

• «Вратарь Галактики»
• «Вторжение»
• «Союз Спасения»

К слову, в шорт-лист не вошел «Холоп» — самый кассовый фильм за всю историю российского проката, собравший более 3 млрд рублей. Его премьера состоялась 26 декабря 2019-го, а значит, он мог претендовать на номинацию. Весь список номинантов можно изучить на сайте премии. 19-я церемония вручения «Золотого орла» пройдет 22 января 2021 года.

Национальная премия в области кинематографии «Золотой орел» была учреждена в 2002 году Академией кинематографических искусств и наук России. В разные годы лучшими режиссерами по версии премии становились Карен Шахназаров, Алексей Учитель, Андрей Звягинцев, Станислав Говорухин. Лучшими фильмами признавали «Остров» Павла Лунгина, «72 метра» Владимира Хотиненко, «Стиляги» Валерия Тодоровского, «Солнечный удар» Никиты Михалкова и другие.

26 июня 2002 года в рамках XXIV Московского международного кинофестиваля прошло официальное представление Национальной академии кинематографических наук и первое вручение премии «Золотой орел» за вклад в развитие киноискусства. Лауреатами стали Андрей Тарковский, Федор Хитрук, Татьяна Самойлова, Мишель Легран и Бернардо Бертолуччи.

Режиссер Жора Крыжовников: «Задача мелодрамы — исторгнуть из аудитории слезы».

Авторы
РБК Стиль
Стиль
Как молодые художники становятся частью коллекций: взгляд фонда MaxArt
РБК Визионеры. Новое поколение

Как молодые художники становятся частью коллекций: взгляд фонда MaxArt

Арт-резиденция в Перми
Арт-резиденция в Перми
Попасть в собрание серьезного коллекционера для молодого автора — большое событие в карьере. О том, как работы оказываются в коллекциях, рассказали меценат и основатель фонда современного искусства MaxArt Максим Агаджанов и главный куратор Мария Калинина

Фонд современного искусства MaxArt при формировании коллекции учитывает два аспекта: стратегический и эмоциональный. Обе составляющие играют роль при принятии решения о приобретении в собрание работ молодых авторов:

  • стратегический, профессионально-искусствоведческий и часто кураторский взгляд на формирование коллекции необходим для того, чтобы собрание имело художественную и финансовую ценность, отражало дух времени и в будущем могло быть передано в музеи и стать частью национального, а возможно, и мирового наследия: как это случилось с великими коллекциями начала XX века Сергея Щукина и Ивана Морозова;
  • эмоциональный, коллекционерский, пристрастный взгляд мецената, без которого собрание будет носить обезличенный характер. Именно спонтанные решения, основанные на внутреннем чутье и желании обладать конкретным произведением, позволяют сформировать собрание, отражающее личность коллекционера.

Работы многих молодых авторов попадают в коллекцию MaxArt после того, как художники становятся участниками арт-резиденции фонда в Перми. Часто это представители нового поколения. Их объединяет не только возраст, но и чувствительность к происходящему, способность преломлять в своих работах опыт, травмы и надежды эпохи. Именно через их творчество формируется «живая энциклопедия времени» — визуальный след постпандемийной реальности, с ее тревожной хрупкостью, цифровым переутомлением и попытками найти новые формы общения с миром.

Поэтика хрупкого сопротивления: Нурия Нургалиева

Нурия Нургалиева
Нурия Нургалиева

Одной из ярких участниц резиденции, работы которой попали в коллекцию фонда, стала Нурия Нургалиева — художница, чья практика началась в Казани. Именно там состоялась ее первая персональная выставка «Извини, извини». Нурия работает в особой поэтике, которую можно назвать «хрупким сопротивлением» — это напряженная внутренняя борьба, отраженная в телесных, тонких и болезненно красивых образах. «В этой теме содержится нерв времени, который в творчестве начинающего художника считывается уже как авторский стиль», — отмечает главный куратор фонда Мария Калинина.

В этой теме содержится нерв времени, который в творчестве начинающего художника считывается уже как авторский стиль.

Материалы, с которыми работает Нургалиева — пластик, оргстекло, акварель, ткань, — несут в себе визуальную и смысловую двойственность. Их холодная прозрачность и кажущаяся легкость скрывают под собой драму. Ее героини одновременно ранимы и опасны, как стеклянные лезвия: эстетика, отсылающая и к аниме, и к нуару, трансформируется в авторскую, узнаваемую визуальную речь.

Особое место в ее практике занимают темы, связанные с цифровой перегрузкой и психологическими эффектами жизни в постинтернет-пространстве. Но в отличие от большинства художников, работающих в этой сфере, Нургалиева отказывается от декларативной громкости. Ее работы — визуальные шифры, где беспокойство растворяется в светлом, почти сказочном мире. Это своего рода гриммовая современность — тихая, женственная, тревожная.

Как подчеркивает основатель фонда Максим Агаджанов, искусство Нургалиевой «невероятно нежное, тонкое, воздушное». Он отмечает редкую чувствительность и внимание к телесности как выражению глубокого эмоционального опыта. Включение одной из ее работ в коллекцию MaxArt стало естественным следствием уникальности ее художественного голоса.

Наследие современных художников: как оно формируется

Гербарий нелепостей: Андрей Каратаев (Мрачник)

Андрей Каратаев
Андрей Каратаев

Другим голосом нового поколения в коллекции стал Андрей Каратаев, работающий под псевдонимом Мрачник. Молодой художник из Воронежа начал свой путь уже после пандемии, и этот старт во многом определил его стиль. Близость к уличной культуре, внимание к визуальному мусору и ироническая дистанция — ключевые его черты.

Каратаев называет себя «садовником неприглядного». Его внимание направлено на повседневность: надписи на заборах, драки в подъездах, пиксельные глюки, выцветшие граффити — все это он фиксирует и перерабатывает в живописи, используя копирку, размытые контуры, намеренно «грязную» поверхность. Эстетика ошибки становится его методом и его идеологией.

В недавней работе, созданной в резиденции, Мрачник обратился к пермскому звериному стилю (древнее прикладное искусство финно-угорских народов), переосмыслив его не как фольклор, а как архетип визуального мышления. Его подход — не музейный, а уличный, почти панковский: он не восхищается древними образами, а разбирает их на части, ищет между ними ироничные переклички с современной культурой.

Эстетика ошибки становится его методом и его идеологией.

Максим Агаджанов, впервые увидев работы Каратаева на ярмарке молодого современного искусства blazar, сразу включил одну из них в свою коллекцию: «Его работы шокирующие, порой отталкивающие, но в то же время притягательные. Темы, которые Андрей поднимает, очень точно описывают человека, находящегося в бесконечном потоке информации».

По словам коллекционера, то, что Мрачник работает с медиасредой, цифровыми шумами, эстетикой 1990-х и 2000-х и делает это с особым чувством меры, показывает актуальность его творчества. «Его искусство — это визуальный дневник поколения, которое выросло в информационном хаосе, но не растеряло способности к самоиронии и аналитическому взгляду на окружающий мир», — добавляет Максим Агаджанов.

Художница Пана: «Cовременное искусство — это прикол»

Между личным и историческим: Зульфия Илькаева

Зульфия Илькаева
Зульфия Илькаева

Особое место в коллекции фонда MaxArt занимает работа Зульфии Илькаевой — художницы и куратора из Набережных Челнов, участницы первой пермской резиденции MaxArt. Ее путь в искусстве начался с архитектурного образования, а поворотным моментом стало участие в художественных резиденциях. Там она сформировала свою идентичность, нашла темы и язык, с которыми работает и сегодня.

Зульфия создает проекты, в которых личное тесно переплетено с историческим. Она работает с коллективной памятью, травматическим опытом, публичной историей. В серии «Инструкция» (2023) художница обращается к советскому наследию, к семейной памяти, к эстетике индустриального прошлого. Ее работы просты по форме, но глубоки по содержанию: они говорят о боли утрат, попытках сохранить, передать, объяснить.

Как отмечает Максим Агаджанов, Зульфия Илькаева умеет работать с культурным наследием, коллективной памятью и говорить о сложном — честно, сдержанно и точно. Его особенно впечатлили ее проекты, созданные в индустриальной среде, где она с поэтической строгостью исследует связи между личной биографией и историческим контекстом: «Когда я впервые поговорил с Зульфией, меня поразило, как глубоко она смотрит на наше наследие, как она опирается на собственную биографию и биографию своих родителей. Очень большое впечатление на меня произвела серия плакатов "Инструкция", которая посвящена историям людей в Татарстане, которые вынуждены менять свои имена на работе для культурной адаптации. Одна из работ в этой серии посвящена матери художницы Зухре, которую на работе называли Зоей. Приобрел я эти работы с большим уважением к видению Зульфии».

Включение ее работ в коллекцию стало актом признания не только художественной зрелости, но и важности поднятых Илькаевой тем. Серия плакатов также стала частью выставки «Следы труда» в Выксе, посвященной скрытой от посторонних глаз теме труда в современном искусстве.

Живая энциклопедия времени

Таким образом, коллекция — это не просто собрание произведений. Это живой организм, активный участник художественного процесса. Она не накапливает, а формирует, не архивирует, а высказывается. Каждый художник в собрании становится частью общего культурного поля, в котором рождаются новые смыслы, связи и диалоги.

Так, работы Нургалиевой, Каратаева и Илькаевой в собрании фонда MaxArt это три разных интонации, три разных стратегии осмысления мира. Но все они вплетаются в живую ткань времени, которую фонд старается сохранять, поддерживать и развивать. Именно в этом — подлинный смысл коллекционирования: в способности не просто сохранить прошлое, но и быть зеркалом настоящего, а иногда — даже предчувствием будущего.

Читайте больше о новом поколении

Авторы
Теги
Полина Кот