От «Рождения нации» до «Левиафана»: фильмы, которые изменили наш взгляд на мир
![Кадр из фильма «Левиафан»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/30/755931490758300.jpg)
«Рождение нации», 1915
До выхода злополучных «Унесенных ветром» в 1939 году именно «Рождение нации» был самым кассовым фильмом в американском прокате и одним из первых, показанных в Белом доме перед государственными деятелями США. Однако об этой картине многие предпочли бы забыть, особенно сегодня, когда в США обострился расовый вопрос. В «Рождении нации» (первоначальное название — «Член клана») рассказывается история времен Гражданской войны. В финале картины происходит объединение белых людей Юга и Севера, а одними из героев фильма стали члены организации «Ку-клукс-Клан», печально знаменитой насилием в отношении чернокожих. «Рождение нации» послужил зарождению второй волны «Ку-клукс-клана».
![Кадр из фильма «Рождение нации»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/00/755931492082002.jpg)
«Триумф воли», 1935
После Первой мировой войны французский главнокомандующий маршал Фош сказал, что Версальский мир — это не мир, а перемирие на 20 лет. В этих словах была трагическая правда. В Германии были сильны реваншистские настроения. Ситуация обострилась в 1930-е годы, когда к власти в Третьем рейхе пришел Адольф Гитлер. Он понимал роль пропаганды для сплочения народа и превращения его в единый механизм. В этом ему помог и кинематограф, а именно — любимый режиссер фюрера Лени Рифеншталь. В 1934 году вышел ее фильм «Триумф воли», который был снят по заказу Гитлера. Фильм сработал именно так, как планировал Гитлер. Продвигаемые в нем идеи превосходства арийской расы и величия Германии сплотили и вдохновили немецкий народ. Если отойти от идеологии картины, «Триумф воли» повлиял и на мировой кинематограф. Методы съемки и монтажа, созданные Рифеншталь, до сих пор используются в кино и рекламе.
![Адольф Гитлер и Лени Рифеншталь](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/39/755931492140394.jpg)
«Бэмби», 1942
Мультипликационный фильм «Бэмби» стал одним из самых трудоемких в производстве. Предложение о его создании режиссер получил в 1935 году. Уолт Дисней отличался перфекционизмом, и его студии пришлось придумывать новые приемы, чтобы герои выглядели натурально. Например, была сделана гипсовая копия головы Бэмби, благодаря которой оленьи рога смотрелись естественно в разных планах.
Влияние «Бэмби» на общественное сознание назвали «бэмби-эффектом»: посмотревшие его миллионы людей задумались о неприкосновенности дикой природы, охотничьем промысле и бессмысленной жестокости. Человек, который в мультфильме представляет злое начало, стал двадцатым в рейтинге 100 величайших злодеев Американской академии кино, а Бэмби — одним из самых узнаваемых символов экологического движения. В 2018 году в штате Миссури мультфильм сделали частью приговора для браконьера. Преступника, получившего год тюрьмы, обязали ежемесячно смотреть «Бэмби».
![Кадр из фильма «Бэмби»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/32/755931491758326.jpg)
«Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе», 1991
Фильм Оливера Стоуна про расследование убийства 35-го президента США получил два «Оскара», «Золотой глобус», две премии BAFTA. Помощь в создании сценария оказали 24 специалиста, занимавшиеся делом Кеннеди. В этом фильме-расследовании Оливеру Стоуну удалось совместить документальную хронику и художественные съемки. Специально для них восстанавливались интерьеры и целые здания, улицы Далласа перекрывались на недели. Все, включая такие мелочи, как цвет плитки в комнатах, должно было выглядеть, как в 1963 году. Выход фильма стал громким событием и возобновил дискуссии в американском обществе о причинах и виновниках убийства Кеннеди. Общественный интерес побудил Конгресс США в 1992 году объявить, что документы по этому делу будут рассекречены и опубликованы спустя 25 лет. В 2017-м году стали доступны 3 тыс. документов из архивов США, однако еще 300 остаются засекреченными до сих пор. Еще одним последствием фильма стало спасение от закрытия Техасского театра в Далласе, основанного в 1931 году. Здесь Оливер Стоун снимал сцену ареста Ли Харви Освальда. Деньги продюсеров спасли театр от разорения.
![Кадр из фильма «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/23/755931491832239.jpg)
«Матрица», 1999
Идея мира как симуляции проходит через творчество многих философов, от Платона до Бодрийяра. В 1999 году к ней обратились и режиссеры Вачовски, тогда еще братья, спустя несколько лет ставшие сестрами. Сегодня, когда нейросети заменяют живых людей, представленный в картине мир кажется менее фантастическим. Сейчас сложно поверить, но Нео в фильме общался при помощи кнопочного телефона Nokia 8110, продажи которого после премьеры так выросли, что компании пришлось выпускать новые партии, чтобы удовлетворить спрос. «Матрица» совершила настоящую революцию в кинопроизводстве, многие приемы, например, одновременная опоясывающая съемка с десятков камер в ускоренном режиме, были инновационными и до сих пор остаются сложными в производстве. «Матрица» повлияла даже на моду — длинные кожаные плащи и узкие очки то и дело возвращаются в список трендов.
![Кадр из фильма «Матрица»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/42/755931491674429.jpg)
«Берни», 2011
В 1999 году бывший владелец похоронного агентства Берни Тайед был осужден за убийство своей пожилой жены Марджори Ньюджент. В браке они прожили девять лет, но уже через год совместной жизни Ньюджент переписала завещание, пообещав оставить все наследство молодому мужу. Сперва все шло хорошо, но со временем жизнь Берни превратилась в ад — богатая супруга оказалась настоящим тираном. В 1996 году Тайед не выдержал и убил старушку. Ему удавалось скрывать преступление в течение девяти месяцев. В итоге преступника поймали и приговорили к пожизненному заключению. В 2011 году на экраны вышел фильм «Берни» Ричарда Линклейтера. Главную роль в картине исполнил Джек Блэк. «Берни» был номинирован на «Золотой глобус» и вызвал широкую общественную дискуссию, в результате которой Тайеда выпустили на свободу. На поруки его взял сам режиссер фильма.
![Кадр из фильма «Берни»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/34/755931491999345.jpg)
«Левиафан», 2014
Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» о безрадостной жизни в российской глубинке стал лауреатом «Золотого глобуса» и был номинирован на «Оскар». Публика встретила картину неоднозначно. Главные герои подверглись критике: по своему моральному облику они несильно отличаются от антагонистов в лице представителей власти. Российская действительность представлена в картине в мрачных красках. Северный поселок Териберка в фильме выглядит как постапокалиптическая локация. Как ни странно, именно это привлекло в Териберку туристические потоки со всего мира. На волне общественного интереса поселок начал меняться. В нем появились новые дороги, гостиницы и ресторан. Позднее власти организовали гастрономический фестиваль, чего не случалось за все годы существования Териберки до «Левиафана». В 2016 году поселок вошел в топ-20 направлений туризма по версии журнала National Geographic Traveler.
![Кадр из фильма «Левиафан»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/05/755931491914056.jpg)