Стиль
Впечатления Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров
Стиль
Впечатления Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров
Впечатления

Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров

Фото: imago stock&people/Global Look Press
Художники-аниматоры — настоящие экспериментаторы и творцы, а работы некоторых из них узнаваемы с первого кадра.

Уолт Дисней

Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров

Имя режиссера уже много десятилетий первым ассоциируется с миром анимации. Он вырос в небогатой семье и с детства был вынужден работать. При этом Дисней стал человеком, подарившим детям всего мира целую анимированную вселенную. Он сделал первый в истории мультфильм с синхронным звуком «Пароходик Вилли» (1928), первую звуковую мультипликационную серию «Бесхитростные симфонии» (1929–1939) и первый полнометражный анимационный фильм «Белоснежка и семь гномов» (1937). За годы работы Уолт Дисней стал рекордсменом по количеству оскаровских статуэток. Он становился лауреатом премии 26 раз. В 1953 году великий мультипликатор решил осуществить еще одну свою мечту — через два года неподалеку от Лос-Анджелеса открылся первый «Диснейленд». На сегодняшний день это самый посещаемый в мире парк развлечений.

Хаяо Миядзаки

Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров

Хаяо Миядзаки называют главным мультипликатором современности. Пять его работ входят в топ-250 лучших фильмов всех времен. Лауреат двух «Оскаров» и множества других престижных премий, Миядзаки никогда не стремился к коммерческому успеху, предпочитая уделять время творчеству, а не маркетинговому продвижению. Большая часть мультфильмов нарисована им вручную с минимальным применением компьютерных технологий. Картина «Унесенные призраками» (2001) принесла Миядзаки «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля в 2002 году и «Оскара» в 2003-м. Мультфильмы рождаются не только из фантазий режиссера, но также из его жизненного опыта. Рожденный в 1941 году в семье авиаконструктора, Миядзаки сделал тему авиации сквозной для своих работ. Отличительный признак картин японского аниматора — размытая граница между реальностью и вымыслом. Волшебство для Миядзаки такая же часть мира, как и обыденные, привычные для людей вещи.

Александр Петров

Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров

Аниматор Александр Петров, обладатель «Оскара» 2000 года за мультфильм «Старик и море», избегает публичности, работает в Ярославле. Петров предпочитает сложную технику «ожившей живописи». Это очень трудоемкий процесс: одна секунда хронометража состоит минимум из 20 рисунков, одна минута — больше чем из тысячи. Работа над картиной по повести Эрнеста Хэмингуэя длилась 30 месяцев. Петров преподает в Академии художеств, он единственный академик-мультипликатор. Созданный его учениками в 2010 году мультфильм «Еще раз!» стал лауреатом премии «Ника».

Александр Алексеев

Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров

Французский мультипликатор российского происхождения — настоящий революционер анимации. Созданный им в 1931 году метод мультипликации на игольчатом экране называют началом пиксельной графики. В этом методе рисунок создается при помощи множества воткнутых в него и погруженных на разную глубину игл. Первый экран Алексеев сделал самостоятельно. При его создании аниматор использовал 500 тыс. игл. Дрожащие линии, отсутствие резких контрастов, изысканная пластика движений персонажей и возможность сочетать плоский рисунок с барельефным изображением отличают его работы. Такая техника позволяет творить в полном одиночестве (что было важно для художника). А еще она помогает передать полутона, эффект дымки и создать нечеткие переливающиеся формы. Первый мультфильм Алексеева в технике игольчатого экрана, «Ночь на лысой горе» (1933), считается одной из знаковых работ в истории мировой анимации.

Тим Бертон

Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров

Один из признаков настоящего мастера — уникальность стиля. Самобытные мультфильмы Тима Бертона невозможно спутать с работами другого аниматора. Свою карьеру будущий всемирно известный режиссер начал на студии Уолта Диснея, и изначально именно эта работа была его главной страстью. Бертон с детства проводил эксперименты с техникой покадровой анимации и впоследствии вдохнул в нее новую жизнь, используя приемы этого метода даже при создании фильмов. Характерные черты можно встретить уже в первом полноценном короткометражном мультфильме «Винсент» (1982), созданном во время работы Бертона на студии Диснея. Стилистика раннего немецкого экспрессионизма с примесью готики и сатиры, обыгрывающей штампы фильмов ужасов, проходит через все работы режиссера. Последний полнометражный мультфильм «Кошмар перед Рождеством», созданный Бертоном в 1993 году, получил хорошие отзывы критиков и зрителей и занял 11 место в перечне самых кассовых кукольных мультфильмов.

Мэтт Стоун и Трей Паркер

Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров

Оба автора — равноправные создатели мультсериала, который пять раз получил «Эмми» и вошел в рейтинг лучших комедийных шоу по версии журнала Time. Речь, конечно, о «Южном парке». Первый эпизод мультсериала вышел в 1997 году, и на сегодняшний день это второй по продолжительности анимационный телесериал в истории телевидения США. Начальные серии «Южного парка» Мэтт Стоун и Трей Паркер делали вручную, на создание одного эпизода у них уходило несколько месяцев. Позже производство было решено автоматизировать при помощи компьютерного монтажа. Это позволило работать максимально оперативно. При сдаче серии после выборов президента США в 2016 году эпизод переделывали за 12 часов до трансляции (заменяли шутки, так как изначально предполагалась победа Хиллари Клинтон). «Южный парк» — язвительный и циничный мультпроект, один из главных сатирических анимированных сериалов современности.

Юрий Норштейн

Дисней, Миядзаки, Петров и еще 5 мультипликаторов-революционеров

Ровесник Хаяо Миядзаки, почетный профессор ВГИКа Юрий Норштейн получил всемирную известность благодаря «Ежику в тумане» (1975). В 2003 году эта работа мультипликатора была признана лучшим мультфильмом всех времен. «Ежик в тумане» сразу после выхода стал лауреатом множества международных премий и сделал Юрия Норштейна одним из патриархов мировой мультипликации. Сегодня, в эпоху компьютеризации, некоторым сложно понять, в чем именно состоит гениальность режиссера, но специалисты в области анимации понимают, какого уровня эта работа. Один только звук для десятиминутного мультфильма записывали два месяца. Для создания картины Норштейн применил множество революционных техник наложения слоев и световых эффектов. Миядзаки говорил, что Норштейн — один из его любимых мультипликаторов и «Ежик в тумане» серьезно повлиял на его творчество.