Роскошь для культуры: главные бренды-реставраторы
![Состояние мозаики до реставрации в Термах Каракаллы, 3 век н.э.](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/24/754671051707241.png)
В начале 2016 года завершилась масштабная реконструкция римского Колизея — она длилась почти три года и обошлась более чем в €30 млн. Львиную долю этих средств — €25 млн — предоставила компания Tod’s Group. Ее глава Диего Делла Валле признался, что участие в реставрации стало актом чистой благотворительности и не имело никакой коммерческой выгоды. «Я горд тем, что являюсь итальянцем, а Колизей — важнейший памятник и символ Италии», — добавил он.
![Глава компании Tod’s Group Диего Делла Валле](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/34/754671020767346.jpg)
Итальянский предприниматель Ренцо Россо, основатель компании Diesel, пожертвовал €5 млн на реставрацию старейшего венецианского моста Риальто, построенного в конце XVI века. Работы начались в мае прошлого года, в канун Венецианской биеннале. Воспользовавшись этим обстоятельством, бизнесмен даже потребовал разместить на строительных лесах рекламные щиты принадлежащих ему брендов. О полном завершении реконструкции пока не сообщалось.
Еще один амбициозный проект затеял модный дом Fendi: бренд выделил €2,2 млн на реконструкцию легендарного фонтана Треви в центре Рима. Работы были выполнены в полном объеме к ноябрю 2015 года, и туристы вновь бросают монетки в воду под суровым взглядом бога Нептуна.
Дом Bulgari тоже активно финансирует проекты по восстановлению памятников Вечного города. В сентябре 2015 года римский ювелирный бренд перечислил €1,5 млн на реставрацию знаменитой Испанской лестницы — неподалеку от этого места, на улице Кондотти, находится первый исторический магазин Bulgari. Еще одна благотворительная инициатива Bulgari связана с возвращением к жизни уникальной мозаики 3 века н.э. в Термах Каракаллы.
![Состояние мозаики до реставрации](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/65/754671034557654.jpg)
![Состояние мозаики до реставрации](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/83/754671034568835.jpg)
![Состояние мозаики до реставрации](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/88/754671034560883.jpg)
![Этапы реставрации мозаики](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/93/754671034565938.jpg)
![Генеральный директор Bulgari Жан-Кристоф Бабен](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/59/754671034563597.jpg)
![Фрагмент отреставрированной мозаики на полу](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/72/754671034565729.jpg)
Вечный город вдохновляет ювелиров Bulgari на многие произведения искусства — например, на коллекцию Diva’s Dream с мотивом веера (последний мастерам дома подсказал полихромный мозаичный орнамент на полу в Термах римского императора). Долгие годы мозаика была скрыта под слоем ткани и земли, кое-где даже проросла трава. Потребовался почти год и €50 тыс., чтобы восстановить один фрагмент в западном крыле. На пресс-конференции, приуроченной к завершению реставрационных работ, генеральный директор Bulgari Жан-Кристоф Бабен заявил, что дом готов выделить дополнительные средства для продолжения проекта.
А Chanel совместно с французским Комитетом по спасению Венеции принял участие в восстановлении фасада базилики Святого Марка в Венеции. Мастерам требовалось отреставрировать синюю мозаику с золотыми звездами и стоящую на ее фоне скульптуру крылатого льва Святого Марка. Работы длились два года.
![Процесс реставрации синей мозаики с золотыми звездами на фасаде базилики Святого Марка в Венеции](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/57/754671039656574.jpg)
![Золотые кусочки смальты](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/69/754671039656694.jpg)
![Процесс реставрации синей мозаики с золотыми звездами на фасаде базилики Святого Марка в Венеции](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/56/754671039658565.jpg)
![Синие кусочки смальты](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/91/754671039660913.jpg)
![Процесс реставрации скульптуры крылатого льва Святого Марка](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/57/754671039656570.jpg)
![Процесс реставрации скульптуры крылатого льва Святого Марка](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/85/754671039662857.jpg)
![Процесс реставрации скульптуры крылатого льва Святого Марка](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/79/754671039657796.jpg)
![Процесс реставрации скульптуры крылатого льва Святого Марка](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/58/754671039660586.jpg)
![Процесс реставрации скульптуры крылатого льва Святого Марка](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/18/754671039660180.jpg)
![Отреставрированная скульптура крылатого льва Святого Марка и синяя мозаика с золотыми звездами на фасаде базилики Святого Марка в Венеции](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/80/754671039655808.jpg)
На чистку и восстановление мозаичного панно ушло 32 недели — 600 синих и 200 золотых кусочков смальты пришлось полностью заменить. Фигуру льва демонтировали с фасада здания: каждую из деталей туловища и гривы животного очистили, отполировали, а затем покрыли треми слоями позолоты. Венеция была выбрана неслучайно: именно сюда Габриэль Шанель приехала в августе 1920 года и именно здесь обрела своего небесного покровителя — крылатого льва на площади Святого Марка.
Одним из спонсоров-рекордсменов является флорентийский модный дом Salvatore Ferragamo. На его счету уже четыре проекта, причем все объекты культурного наследия сосредоточены во Флоренции. В 1996 году на средства Salvatore Ferragamo были отреставрированы скульптуры в виде аллегорических статуй, расположенные на мосту Санта-Тринита середины XVI века, а двумя годами позже — колонна Правосудия с площади Санта-Тринита. Весной 2014 года компания выделила €600 млн на реставрацию главного художественного музея Флоренции, галереи Уффици. За полтора года на эти деньги отремонтировали и оснастили современным оборудованием восемь залов музея.
А всего неделю назад руководство итальянского дома объявило, что выделит €1,5 млн на реставрацию первого публичного фонтана Флоренции — фонтана Нептуна, расположенного в историческом центре города на площади Синьории. В 1565 году Козимо Медичи I заказал эту постройку скульптору Бартоломео Амманати. Выполненную им композицию из каррарского мрамора планируют отреставрировать к концу 2018 года. «Все, что мы делаем для Флоренции, — это благодарность нашему городу за все, что он в свое время сделал для нас», — сказал на презентации проекта Ферручо Феррагамо, представитель второго поколения семьи.