Стиль
Впечатления 500 лет гарантии: как реставрируют уникальные часы
Стиль
Впечатления 500 лет гарантии: как реставрируют уникальные часы
Впечатления

500 лет гарантии: как реставрируют уникальные часы

Фото: Panerai
Флорентийская часовая марка Officine Panerai восстановила часы Паоло Уччелло — один из символов этого города. «РБК Стиль» вспомнил и другие случаи, когда современные часовые бренды взяли на себя труд по восстановлению хитроумных исторических механизмов.

Часы Паоло Уччелло, Флоренция


Монументальные часы расположены на фасаде главного собора Флоренции Санта-Мария-дель-Фьоре. Их в 1443 году создал местный мастер Анжело де Никколо. Но при этом их часто называют часами Паоло Уччелло по имени итальянского живописца раннего Ренессанса. Художник расписал огромный циферблат (диаметром почти 7 м) в том же 1443 году и получил за работу 40 лир.

24 часовых деления на циферблате обозначены римскими цифрами, расположенными против часовой стрелки. В этом неестественном направлении и движется единственная стрелка, которая отсчитывает время от заката до заката. Последний час суток под номером XXIIII соответствует времени, когда солнце садится за горизонт. Поэтому часы приходится постоянно подстраивать, чтобы соединенные с ними колокола звонили каждый день именно в момент заката, независимо от времени года. 

Это так называемое Hora Italica (итальянское времяисчисление, больше известное как «юлианское время»), которое применяли в Италии вплоть до эпохи Наполеона. Время заката в XV столетии было важным моментом жизненного уклада: крестьянам, работавшим в поле, нужно было успеть вернуться в город до закрытия ворот.

Реставрацию часов взяла на себя компания Opera di Santa Maria del Fiore, которая занимается техническим обслуживанием собора, а руководили работами профессора Андреа Пальмиери и Уго Панкани. Каждую деталь механизма разобрали и почистили, а собранные вновь часы отрегулировали в соответствии с Hora Italica. Часы будут заводить и синхронизировать с моментом заката, как это делали почти 600 лет назад.

Флорентийский часовой дом Officine Panerai взялся за реставрацию этих часов не случайно. В двух шагах от пьяцца Дуомо находится исторический бутик часовой марки, открытый в 1860 году.

Башенные часы на площади Сан-Марко, Венеция


Уже более 500 лет эти астрономические часы встречают каждого, кто приходит или приплывает на венецианскую площадь Сан-Марко. Первый часовой механизм на Torre dell’Orologo установили в 1499 году — его спроектировал инженер Джанкарло Раньери. Он придумал сложные многоярусные часы с двумя циферблатами (один сморит на Сан-Марко, другой на торговую улицу Мерчерия), фазами Луны, крылатым львом на фоне звездного неба, статуей Богородицы с младенцем. Рядом с Богородицей в двух окнах переключаются римские цифры часов и арабские цифры минут, а дважды в год появляются фигуры волхвов, магов и ангела с трубой.

Главный циферблат тоже представляет собой многоуровневую конструкцию. На внешнем мраморном кольце выгравированы римские цифры от 1 до 24. На следующем кольце изображены золотые знаки Зодиака. В центре лазоревого эмалевого циферблата с золотыми звездами располагается Земля и вращающаяся Луна, которая убывает или нарастает.

Два гигантских мавра отбивают время на крыше. Они символизируют ход времени: одна фигура изображает пожилого человека, а другая молодого. Старший ударяет по колоколу за две минуты до наступления следующего часа, младший — спустя две минуты после.
Первоначально статуи высотой 15 м символизировали пастухов. Маврами их прозвали позже, из-за темного налета на бронзе.

С 1997 года уникальный памятник архитектуры и часового искусства был закрыт на реставрацию, которую проводили при участии и финансовой поддержке швейцарского часового дома Piaget. Работами руководил часовщик из Мантуи Альберто Горла и историк часового дела Джузеппе Бруза. Огромный часовой механизм (один только маятник сопоставим по размеру с человеческим ростом) полностью разобрали, детали вычистили, а некоторые заменили. Piaget продолжает обеспечивать сохранность часов. Гарантийный срок установлен до 2506 года.

Часы с двумя органами из экспозиции Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург


Напольные часы с музыкальным механизмом были изготовлены в Англии в конце XVIII столетия. Внешне они напоминают бюро из красного дерева с латунным декором. В верхней части расположен циферблат с часовой и минутной стрелками, а также стрелкой даты — вся календарная информация (дата, месяц) и функция уравнения времени были выгравированы на периферийных кольцах. В нижней части находился индикатор фаз Луны с расписным ликом. Четыре малых угловых циферблата со стрелками регулировали режим воспроизведения музыки: можно было выбрать одну из 14 мелодий и проигрывать ее раз в три часа. Музыку мог исполнять музыкант на органе-позитиве (он расположен в нижней части деревянного «шкафа») или верхний автоматический орган при помощи валика с нанесенными штырьками.

Эту хитроумную машину сконструировал в Англии часовщик Уильям Уинроу, затем привез в Петербург в 1745 году. «РБК Стиль» подробно рассказывал о злоключениях часового мастера в России.

Сегодня уникальные музыкальные часы являются экспонатом дома А.Д. Меншикова, который входит в экспозицию Государственного Эрмитажа. В реставрационных работах принимает участие часовой дом Montblanc. Планируется провести восстановление поврежденных и утраченных деталей, шлифовку цапф, установку бушонов, компьютерную расшифровку мелодии на музыкальном барабане и другие работы. Работы планируется завершить в 2016 году.