Стиль
Впечатления Императорский отбор: как Елизавета Петровна «кинула» английского часового мастера
Стиль
Впечатления Императорский отбор: как Елизавета Петровна «кинула» английского часового мастера
Впечатления

Императорский отбор: как Елизавета Петровна «кинула» английского часового мастера

Фото: Архив пресс-службы Montblanc
Удивительные и полные драматизма приключения английских часов в России продлились почти три века — с 1745 года — и наконец подошли к счастливому концу.

В Государственном Эрмитаже 27 июня объявили о новом совместном проекте с компанией Montblanc — в этот раз в Петербурге общими усилиями отреставрируют уникальные английские часы с двумя органами, которые были привезены в Россию в далеком 1745 году и с тех пор, как говорится, натерпелись.

Создатель единственных в своем роде напольных часов со встроенными органами — механическим и органом-позитивом — Уильям Уинроу привез свое творение из родной Англии в Санкт-Петербург и устраивал музыкальные представления в Летнем саду, на которых поочередно звучала музыка, исполняемая музыкантом на «большой органной машине» (так мастер называл четырехрегистровый орган-позитив) и затем механической машиной (то есть верхним автоматическим  органом, исполнявшим 14 пьес Генделя и Моцарта). 

Удивительная музыкально-часовая машина настолько понравилась императрице Елизавете Петровне, что та не задумываясь приказала ее изъять и доставить в Летний дворец, а создателю уникального механизма было предложено отправиться на родину.

 

 

В течение нескольких лет Уильям Уинроу регулярно писал российской императрице с просьбой оплатить изъятые у него часы — 14 000 руб. за большой орган и 1000 руб. за малый. Елизавета рекомендовала Уинроу быть более терпеливым и периодически приглашала его чинить музыкальные часы, которые активно использовала. В конце концов императрица смилостивилась и приказала «считать большой орган малым» и заплатить создателю 1500 руб. (что тоже было не мало — корова, к примеру, стоила рубль). Больше Уинроу в Россию не возвращался.

Часы же остались при дворе и продолжили неустанно развлекать придворную публику (например, на грандиозном празднике, который состоялся в Таврическом дворце 28 апреля 1791 года в честь взятия Измаила и присоединения Крыма), потом пережили несколько реставраций, далеко не все из них были удачными, и в конце концов, печально «замолчали», когда сломался механический орган.

Спустя 270 лет после своего приезда в Россию этот уникальный инструмент нашел новых друзей в лице компании Montblanc, которая уже третий год поддерживает главный художественный музей страны совместными проектами по реставрации экспонатов из его, мягко говоря, внушительной коллекции.

 

Михаил Гурьев (Государственный Эрмитаж), Антон Кузин (Montblanc), Михаил Пиотровский (Государственный Эрмитаж),

Светлана Адаксина (Государственный Эрмитаж)

 

По словам Михаила Петровича Гурьева, заведующего лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа, сложную и кропотливую работу по восстановлению планируется полностью завершить в 2016 году, а значит, совсем скоро мы сможем услышать совместное звучание механического и клавишно-педального органов, как его слушала императрица Елизавета, «забыв» доплатить их создателю 13 500 коров.