Луна во снах и наяву: культурная афиша мая

Леонид Тишков, «Луна в лодке»
«Наши двери всегда закрыты»
20 апреля — 31 августа
Студия «Тихая», Нижний Новгород
Студия «Тихая», задуманная и открытая художником Артемом Филатовым в Нижнем Новгороде 10 лет назад, весной 2015 года, отмечает юбилейный год большой выставкой «Наши двери всегда закрыты». Это одновременно ностальгическое и остроактуальное путешествие по главам истории независимой институции и проектам ее художников, название которого обыгрывает заведенный в студии порядок: чтобы в нее попасть и обнаружить заветную дверь открытой, нужно заранее сообщить о своем желании.

Работа «Алтарь» Андрея Оленева в экспозиции выставки «Налицо», 2016. Галерея FUTURO, Нижний Новгород
Ярмарка графики «Контур»
15–18 мая
Нижний Новгород
Единственная в стране ярмарка графики не просто масштабируется, но запускает вторую параллельную ярмарку, посвященную фотографии. «Контур. Фото» пройдет в Нижнем Новгороде в те же даты и позволит сосредоточить внимание на медиуме фотографии. Отдельный фокус обоих «Контуров» сделан на публичную программу: дискуссии, паблик-токи с художниками, галеристами, арт-деятелями и экспертами охватывает разную проблематику и сферы интересов, что всегда оказывается своеобразным интенсивом по погружению в мир современного искусства.






Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова
23 мая — 25 июля
Москва
Спектакли из разных стран и с разных континентов встречаются в Москве на Чеховском фестивале. На этот раз он откроется постановкой, отправной точкой для которой стала китайская пейзажная живопись. «Панорама рек и гор» теперь воплотилась в танце, погружающем в контексты культурного кода и его воплощений. Как и всегда, программа фестиваля исследует многообразие жанров и форм, а традиционное соседствует в ней с современным. Национальный колорит часто проявляется в материале, хорошо известном европейскому зрителю. Например, из Индии приедет спектакль «Сон среднего класса о летней ночи», который, как нетрудно догадаться, обращается к классическому тексту пьесы Шекспира.


«Кругом свет»
3 мая — 2 июля
«МИРА» центр, Суздаль
Стихотворение поэта Всеволода Некрасова «Кругом свет» стало лейтмотивом и названием персональной выставки художника Леонида Тишкова в суздальском «Мира-центре». Такое решение кажется закономерным и логичным: свет в произведениях Тишкова действительно кругом: он и герой, и образ, и окружающая действительность, и извечная для истории культуры тема. В городе с тысячелетней историей инсталляции художника получают новые контексты под чутким кураторством Марины Лошак. Помимо выставочных залов «МИРА», паблик-арта-объекты появятся по всему Суздалю, а по реке Каменке проплывет лодка с той самой луной, без которой творчество художника представить себе получится едва ли.

Леонид Тишков, «Лестница на луну»
Балет «1234»
17, 18 мая
БДТ имени Товстоногова
Спектакль хореографа и танцовщика Юрия Смекалова соединяет четыре хореографических взгляда и языка в единое повествование. Важным смысловым кодом для постановки, участие в которой приняли хореографы Ксения Вист (Германия), Хелдер Сеабра (Португалия), Яэль Цибульски (Израиль) и сам Юрий Смекалов (Россия), стала цифра 4. В проекте она соединяет мир природы — вспомнить хотя бы четыре времени года — и мир людей, их взглядов, религий и языков. Впрочем, не только и не столько слова, сколько чувства и ассоциации становятся собственным языком этого балета.
«Этот балет был создан на стыке хореографического разнообразия менталитетов разных стран. Изначально наша задача была в том, чтобы показать зрителю разность хореографической лексики. Насколько сегодня изменилось наше отношение к этой хореографии, как изменился наш зритель? Хотелось бы исследовать именно это. Понять, увидеть, почувствовать влияние времени и его хода на нас, постановку, ее восприятие», — говорит хореограф и танцовщик Юрий Смекалов.

Международный фестиваль камерной музыки Vivarte
26 мая — 1 июня
Третьяковская галерея
Десятый по счету, юбилейный фестиваль Vivarte пройдет в историческом здании музея. Залы Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке наполнятся камерной музыкой, которая особенно стремительно добирается не только до разума, но и до сердечной мышцы. Арт-директор Vivarte Борис Андрианов готовит программу с участием пианистов, скрипачей, виолончелистов и других музыкантов, произведения в исполнении которых вступят в диалог с музейными проектами.

«Амели»
20 мая
«Каро.Арт»
Специальный показ «Амели» Жана-Пьера Жене будет сопровождать лекция проекта «Глазами инженера», так что отдельным акцентом в обсуждении станет архитектура. Отличный повод увидеть хорошо знакомый сюжет с новой и не самой типичной точки зрения, что весьма логично соединяется с поведением и взглядами Амели Пулен, которая не привыкла действовать и думать как все.

Кадр из фильма «Амели»
«Почему, почему я лучше всех?»
до 5 июля
KGallery, Санкт-Петербург
Хармс и его окружение оказываются главными героями выставки в петербургской КGallery не в отрыве от своего времени, но в полном с ним созвучии. 120-летие поэта становится поводом для размышлений об эпохе и человеке в ней. Человеке неукротимом, окутанном обстоятельствами и их взаимосвязями, а также окруженном предметным миром, который, как известно, порой может сказать не меньше, чем стихи. Многие документы эпохи и судеб, а также произведения современников (среди них, к примеру, Малевич и Филонов), представленные в проекте, раньше в одно время и в одном месте не появлялись, так что новые смысловые и эмоциональные взаимосвязи уже ждут на брегах Невы.

«Ольга Чернышева. Улица сна»
24 апреля — 16 ноября
Дом культуры «ГЭС-2»
Мир художницы Ольги Чернышевой во всем его многообразии освещает «Улица сна» — персональная выставка, в которой находится место и повести Антона Чехова «Степь», и мотивам, действительно свойственным сновидениям, где все существует в некоей сложно артикулируемой соединенности смыслов и чувств, ощущений и их восприятия. Приглашение в этот символический мир означает знакомство с работами художницы разных периодов и лет, складывающимися в собственное повествование, возможное только на этой «Улице».
«Проект «Улица Сна» — про сон как сновидение и — одновременно — мечту, про удивление перед тем, что по ту сторону сна кажется привычным. Просперо, герой шекспировской «Бури», говорит: «Мы созданы из вещества того же, что наши сны (dreams), и сном (sleep) окружена вся наша маленькая жизнь». В художественном пространстве свои законы: в нем форма становится содержанием, а ритмы и тональности оказываются важнее фактов. Путешествие по улице Сна не происходит во времени. Его скорее можно сравнить с погружением в остановившееся мгновение», — говорит Ольга Чернышева.
