«Такой же предатель, как и мы»: новый триллер с Юэном Макгрегором
Смешное начинается уже на уровне сюжета: Юэн Макгрегор играет профессора поэзии, который настолько очаровывается русским бандитом, что решает помочь ему отмыть репутацию. Дальше — больше.
Двадцатый век идет Джону Ле Карре — за последние 15 лет его шпионские романы («Портной из Панамы», «Преданный садовник», «Шпион, выйди вон!», «Самый опасный человек», сериал «Ночной администратор») удостоились совсем не стыдных экранизаций. Это серьезные драмы с хорошими актерами и политически окрашенным саспенсом. Режиссер Сюзанна Уайт, в основном работавшая на телевидении и снявшая в 2010-м «Мою ужасную няню 2», теперь стала автором вроде бы тоже серьезного фильма о подвиге маленького человека, но местами он смешнее, чем недавняя шпионская «комедия» Саши Барона Коэна «Братья из Гримсби».
Уже десять лет женатый на чернокожей красавице Гейл (Наоми Харрис, последняя Манипенни из бондианы) преподаватель поэзии в колледже Перри (Юэн Макгрегор, для которого заготовлена очень робкая постельная сцена) едет в тот самый срочный отпуск в Марокко, во время которого нужно наладить погрязшие в рутине отношения с супругой. Оставшись в ресторане в одиночестве (жене-адвокату нужно было срочно удалиться поработать), Перри знакомится с русским бандитом (Стеллан Скарсгард), который представляется: «Я — Дима!», чем подкупает не только главного героя, но и всех зрителей в России. Именно для нас с этого момента большая часть фильма станет комедией, а не шпионским триллером, каким его смотрит остальной мир.
Весь покрытый татуировками Дима (русские, особенно наемные убийцы, в этом фильме вообще идут на дело полуголыми — чтобы демонстрировать жертвам свои расписанные торсы) просит Перри об одолжении — всего лишь передать в Лондоне спецслужбам флэшку, на которой все доказательства махинаций русской мафии в Лондоне — с именами купленных с потрохами британских чиновников и суммами взяток. После того как трон русской мафии унаследовал «плохой» сын «хорошего» отца по прозвищу Князь (Григорий Добрыгин, которому сценаристы не дают сказать и двух слов, с окладистой бородой похож здесь на смесь хипстера с пародией на Николая II), Дима хочет сдать бывших подельников в обмен на британскую защиту и легализацию. Проблема в том, что он доверяет только Перри, и так бедный учитель становится невольным заложником своего благородного порыва. В общем, это история о том, как старый циничный бандит использует наивного скучающего западного интеллигента, но все спасает игра Скарсгарда, под обаяние которого попадаешь мгновенно, хотя и понимаешь: «Какой же он русский?» (почти всех наших соотечественников играют европейские актеры, которые выразительно произносят «ньет!»). Собственно, это лучшее, что есть в «Таком же предателе, как и мы», предсказуемо снятом в сине-голубых, свойственных шпионским триллерам тонах обладателем «Оскара» за «Миллионера из трущоб», оператором Энтони Додом Мэнтлом. Как водится в таких картинах, в финале есть некий ленивый сюжетный твист, намекающий на то, что все будет хорошо. Впрочем, в наше время спойлеров и интересных сюжетных поворотов не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что там. В конце концов, это фильм о профессоре, который не дает криминальному русскому капиталу обосноваться на его родине. Но мы же читаем новости и поэтому смеемся вместе с Димой.