Инстаграм недели: караоке курортного юга на карантине
Шашлычок под коньячок и город Сочи остаются на совети закадрового воображения зрителя: ресторанный исполнитель Джавид Гагулов «зажигает» на экране смартфона в квадратной рамке Instagram-формата. Персонаж родился стараниями Игоря Титова и нейросети. Она, если верить словам актера, «создала этот образ, собрав пожелания и запросы юзеров: начиная от контента и заканчивая внешним видом». Так говорит Титов, снижая уровень собственной ответственности за происходящий в соцсети балаган: «Я просто рядом стоял».
«Удивительным образом этот персонаж был внешне похож на меня, что я трактую как запрос на мою фактуру. Я запланировал релиз своего музыкального проекта Banvivan на ближайшее время, но понимаю, что с Джавидом ему будет сложно тягаться, — говорит Титов. — Экзистенциальные сложности сейчас мало кого волнуют, они сконцентрированы в воздухе. А человеческого контакта, легкости и скоморошества "здорового человека" всем нам не хватает».
Джавид раскачивает вальяжную и ленивую публику из «отдыхающих» на карантине инстаграм-пользователей. В атласном кремовом костюме (с галстуком) и солнцезащитных очках без причины (но с умыслом) Джавид исполняет песни из «стола заказов» в онлайн-ресторане «Оазис». Заявки поступают в директ, имена и адресатов озвучиваются непосредственно перед началом музыкального перформанса. Все как в былые времена, когда популярность поздравлений и приветов через радиодиджея или смс-сообщение в телеэфир зашкаливала, процветала и приносила чувство удовлетворения.
Создатель «ресторанной звезды инстаграма» и сам когда-то радовался возможности быть услышанным и увиденным из приемника или с телеэкрана: «Бывало в юности. Дозвониться до радио не выходило никогда. Чуть позже ждал с замиранием сердца, когда на бегущей строке телеканала «А1» возникнет мое сообщение и мне ответит Vj Чак (а смс стоила 30 рублей, супер деньги!). Формула "меня читают — значит я существую" преобразовалась за эти годы, технология коммуникаций усовершенствовалась. Теперь отсутствие вайфая вызывает больший гнев, чем недозвон на радио...».
Появление Джавида оказалось долгожданным. Он работает на износ, исполняя не одну заявку в день, а по пять-шесть, — лишь бы удержать аудиторию в курортном настроении, которого сейчас многим недостает.
В индивидуальном чарте исполнителя только самое душевное: немного шансона, немного эстрады, капелька эстрадной этники — идеально сбалансированный фьюжн. Шум вечернего прибоя и соленые сумерки морского берега рекомендуется воображать самостоятельно.
Имидж Джавида Гагулова родился на рынке в Брянске, в родном городе актера Игоря Титова. «Женщина-продавец удивленно спросила, почему из всех "модных" костюмов (оказалось действительно сложно выбрать, на рынке очень много приличных костюмов, что меня даже немного возмутило) я выбрал именно этот, на что я ответил: "Завтра это будет трендом и к вам ломанутся все". Как амбассадор своих собственных слов я обязан воплотить это в реальность».
Костюм сел на природное обаяние нового исполнителя как влитой. «Я просто открыл объятия, и все элементы, как птицы, вспорхнули на меня», — утверждает Титов.
К слову, актер-«брусникинец» (а также музыкант с собственным проектом Banvivan) к ресторанной музыке относится скорее ностальгически, чем критически: «Зависит от ракурса: это и неотъемлемый элемент всевозможных приставок в стиле "пост" и "мета". Это и часть нашей реальности, какая-то значительная грань, с которой не очень понятно, что делать. Прежде всего, детство на берегу Черного моря никто не отменял. Но при этом я обожал гитаристов с портвейном в пластмассе, просиживал часами возле них, а эстетика ресторана меня немного раздражала», — вспоминает он.
Опыт выступлений перед отдыхающей публикой коснулся Титова на первом курсе университета — он подрабатывал в ресторанах «в разных ипостасях» и даже какое-то время пел. «Делал это больше из интереса, подглядывал за посетителями и за собой, в том числе, и никогда не ассоциировал себя с вокалистами. Мое дело подразумевает интерес наблюдателя и легитимизирует любое созерцание. Наверное, череда факторов вылилась в этот сегодняшний развлекательный контент», — размышляет артист.
Пока весь мир притирается к новым маркерам реальности — социальная дистанция, карантин, изоляция, маски и перчатки по выгодной цене с яркими принтами — «Мастерская Брусникина» проводит свой ежегодный фестиваль в онлайн-формате. Отреагировав на карантин практически моментально, театральный коллектив запустил Brus Home Fest с актерскими этюдами, читками пьес и трансляциями концертов.
Игорь Титов, тоже участвующий в фестивале, отмечает, что независимые театры оказались самыми незащищенными финансово, но «в кризисе всегда есть место шансу». «Театр все-таки искусство живой коммуникации. Его нельзя поставить на паузу (если это не заложено в концепции). Поддержать "Мастерскую" можно на ее сайте. Таким образом, как минимум, повысится вероятность нашей долгожданной, теплой и радостной встречи».
Будет обидно, если Джавид Гагулов исчезнет вместе с карантином: такое завершение южного отпуска, может, и соответствует классическому курортному финалу с флером легкой грусти, но диджитал-формат, к счастью, разрушает традиционный ход вещей.
Будущее ресторанной звезды в словах ее создателя выглядит так: «Сейчас есть планы записать хит от его лица и снять клип. Есть ряд мыслишек, куда это все направить. Следите за новостями. Джава ворвется в утюги ваших старших сестер!».