Дмитрий Фалалеев, U Skillz: «Идея волевого и яркого лидера отмирает»
Проект U Skillz выгодно выделяется на фоне многочисленных онлайн-школ, предлагающих программы личностного роста, прокачки soft skills и уроки лидерства. Ведь в первую очередь U Skillz — это сообщество профессионалов, и знания здесь можно получить из первых уст: своим опытом на онлайн-встречах и курсах делятся топ-менеджеры международных компаний, владельцы успешных стартапов и инициаторы социальных проектов. Так что можно не сомневаться: на конференции U Skillz Globalz выступят настоящие профи. Так, в программе заявлены директор по продуктам Google Андрей Дороничев, Основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников и создатель Grishin Robotics Дмитрий Гришин.
О том, кого еще стоит услышать на конференции и какие знания можно получить на U Skillz Globalz, рассказал Дмитрий Фалалеев.
— В чем основной посыл конференции U Skillz Globalz?
— Мы хотим показать, что в мире есть много людей, которые говорят с нами на одном языке и делают крутые вещи в разных областях. К сожалению, мы мало о них знаем, но они могут стать для кого-то ролевой моделью.
— Это предприниматели?
— Необязательно. Например, у нас будет выступать заместитель креативного директора Snapchat Артем Петров. Но всех спикеров объединяет то, что мы называем предпринимательским мышлением: они мыслят глобально и находятся в постоянном развитии, в их головах отсутствуют рамки. Неважно, живете ли вы в Москве, Минске, Перми или Лондоне — именно эти навыки помогут вам, если вы хотите создавать какие-то интересные вещи.
— А какие истории участников конференции вдохновляют именно вас?
— У всех наших героев есть такие истории, и не хочется выделять кого-то отдельно. Но мне очень нравится история проекта Mesto (сообщество, где люди помогают друг другу создавать компании и запускать полезные продукты. — «РБК Стиль»). Я еще никогда не видел, чтобы так быстро рождалась новая сущность.
— Пандемия, повлекшая за собой карантин, сыграла на руку многим онлайн-бизнесам. Вы как-то ощутили на себе положительное влияние режима самоизоляции?
— Да, мы ощутили рост интереса. Оказавшись взаперти, люди поняли, насколько важны общение, эмпатия, умение выстраивать отношения. Мы про это говорим давно, и наше мероприятие доказывает, что интерес к этим темам настолько высок, что мы можем сделать больше, чем обычно.
— Вы очень много работаете со стартаперами, в том числе из Кремниевой долины. Как вам кажется, необходимо ли сегодня для запуска какого-то глобального продукта перебираться в Калифорнию?
— Это сложный вопрос. Многие вещи можно делать онлайн, но какие-то, к сожалению, нет. Так что да, если вы хотите запустить что-то глобальное, то гораздо проще переехать в Долину: там рынок, инвесторы, инфраструктура. Конечно, если мы говорим о технологических компаниях.
Но значит ли это, что нельзя добиться успеха где-то в другом месте? Нет. Мы недавно делали курс с русскоязычными предпринимателями из Берлина, у каждого из них — крутые продукты. И никто их них не переехал и не собирается переезжать в Долину. В других точках на земном шаре тоже происходит немало интересного.
— Одна из тем вашей конференции — это лидерство. Каким, на ваш взгляд, должен быть современный лидер?
— Мне кажется, что само понимание лидерства за последнее время сильно изменилось — классическая идея волевого и яркого человека, ведущего за собой, отмирает. Растет поколение людей, которому нужен другой тип лидерства. И мы стараемся подготовить людей, которые станут лидерами нового поколения и, может, уже завтра окажутся на страницах РБК или Forbes.
— А вы сами какой идеи лидера придерживаетесь?
— Я за то, чтобы делегировать полномочия. Когда моя команда может решить какую-то задачу без меня, я всегда говорю: «Ребята, если считаете нужным, можете не привлекать меня». Я за совместное творчество, и для этого человек, который тащит все на себе, не нужен. Да, бывают ситуации, когда необходимо взять ответственность на себя, но в обычной жизни такой Александр Македонский, скорее, вредит.
— Какая вообще аудитория у U Skillz, кто эти люди?
— Наверное, в какой-то момент она была более монолитной. Но, как только мы стали расширять концепцию, начали появляться самые разные люди. Сейчас мы изучаем их, стараемся понять, чего они хотят.
Конференция — это наша попытка подружиться с аудиторией глобальных профессионалов. До этого у нас были люди предпринимательского толка, а теперь, с одной стороны, к нам присоединилась молодежь из небольших городов России, а с другой — профессионалы, которые работают, скажем, в Google или Facebook где-нибудь в Амстердаме. И всех их объединяет стремление к развитию.
Конференция — это наша попытка подружиться с аудиторией глобальных профессионалов.
— Если говорить о молодежи. Вам хотелось бы что-то изменить на том этапе, когда вы только начинали свой путь?
— Я в принципе никогда думал об этом — такой у меня характер. Но, наверное, можно было быть смелее в своих желаниях, мыслить глобально. Хотя ко мне понимание этого все равно пришло, хоть и позднее. В общем, если бы я давал совет себе на 15 лет моложе, то сказал: «Не надо бояться мечтать и делать глобальные шаги». Горшки обжигают не боги, как показывает жизнь.
— Сегодня набирает обороты концепция непрерывного обучения — lifelong learning. Стало ли в связи с этим заметно, что у U Skillz появилось больше возрастных слушателей?
— Мы не отслеживаем это как-то специально, хотя рынок взрослого образования — это тоже очень интересная вещь. Люди хотят жить активно, долго, и, думаю, это направление будет развиваться.
— А как будет развиваться образование в целом? Не уйдет ли академическое образование в прошлое из-за того, полученные нами навыки быстро устаревают, а восполнить дефицит знаний можно не выходя из дома?
— Я думаю, что оно никуда не денется. Безусловно, должны появиться новые форматы и подходы — это очевидно. Но глобально ничего не изменится.
Другой вопрос, что должны быть какие-то институции, которые «приземляют» такое образование. Это, собственно, то, что мы в какой-то степени пытаемся делать: нужно помочь людям адаптировать полученные ими фундаментальные знания к жизни. Просто потому, что все стало развиваться быстрее, никто не может позволить себе медлить, пытаясь разобраться, как это сделать.
— На что вы обращаете внимание, когда ищете людей в свою команду?
— Почти никогда не обращаю внимание на образование, если это не какая-то техническая работа. Смотрю на степень самостоятельности, наличие собственного мнения, на уровень адаптивности. Потому что если это стартап, то все занимаются всем — человек должен быть готов взяться за любую задачу. И обучаемость. Возможно, это даже самое важное: если человек способен учиться, то он справится с любой работой.
— А всему ли можно научиться? Взять, например, креативность. Это какая-то врожденная способность или ее можно приобрести?
— Безусловно, есть талантливые люди, которым это дано в большей степени, чем остальным. Но, как и любой другой навык, креативность можно развить.
Причем это один из самых востребованных навыков сегодня — не только в творческих индустриях. Мне кажется, что умение нестандартно мыслить — это вообще основа.
— Вам самому какая тема конференции ближе?
— Я люблю тему саморазвития, потому что это близко всем, вне зависимости от работы или возраста. Еще мне нравится все, что развивает мышление. Лично для меня один из самых важных навыков — это критическое мышление. На самом деле, оно мало у кого достаточно развито, а ведь важно уметь, например, правильно сформулировать вопрос. Даже к самому себе: «А хочу ли этого?», «А что будет, если я этого не сделаю?» Это про умение жить своей жизнью.
— С другой стороны, бывают ситуации, при которых этих вопросов становится слишком много, и они уже мешают двигаться дальше.
— Да, иногда нужно остановиться и сделать уже что-то. В стартапах нужно уметь быстро думать, быстро формулировать и суметь быстро закинуть свой продукт на рынок.
Классическая проблема начинающих предпринимателей состоит в том, что они годами обтачивают идею, полагая, что они сразу всех осчастливят, когда выйдут на рынок. Но этого не происходит, потому что они не сумели вовремя остановиться, проверяя собственные гипотезы, и время ушло. Такая рефлексия идет во вред.