Стиль
Герои Из Еревана — в Калифорнию: чем приложение PicsArt Ованнеса Авояна покорило мир
Стиль
Герои Из Еревана — в Калифорнию: чем приложение PicsArt Ованнеса Авояна покорило мир
Герои

Из Еревана — в Калифорнию: чем приложение PicsArt Ованнеса Авояна покорило мир

Как приложение из Еревана PicsArt возглавило чарты AppStore и Google Play
О креативности, AI и недоверчивых инвесторах из Кремниевой долины «РБК Стиль» поговорил с Ованнессом Авояном, который в 45 лет запустил свой самый успешный стартап — мобильный фоторедактор PicsArt, ворвавшийся на вершину чартов AppStore и Google Play.

PicsArt — это уже пятый стартап предпринимателя из Еревана Ованнеса Авояна, и кажется, что неизбежный: на то есть личная история. Пятнадцатилетний Ованнес хотел поступить в художественное училище, но завалил экзамен по рисунку: техника абитуриента подкачала, и нарисованная им ваза несильно впечатлила приемную комиссию. Тогда юноша решил, что, может, его ждет успех в чем-то более практическом, и не прогадал, поступив на инженера, — сегодня его приложение PicsArt объединяет более 150 млн активных пользователей в месяц и помогает им почувствовать себя художником, не прибегая к кисти и грифелю. Впрочем, мотивом к запуску редактора изображений послужила не мысль о собственном реванше (Авоян и сам активно пользуется приложением, а в сети PicsArt на него подписаны более 20 тыс. человек), а желание помочь дочери обрести уверенность в себе.

С чего все начиналось

Как вспоминает Авоян, его дочь всегда была увлечена рисованием: карандаш в ее руки попал чуть ли не сразу после погремушки. Но интернет, который помог отцу прославиться и заработать, оказался недружелюбен к тринадцатилетней девочке: выкладывая в соцсети свои работы, она получала в ответ множество негативных комментариев. И вот, увидев однажды свою дочь в слезах из-за онлайн-критиков, предприниматель загорелся идеей создать продукт, который не просто давал бы каждому человеку инструменты для творчества, но и сформировал сообщество поддерживающих друг друга людей. Таким и получилось приложение PicsArt.

Ованнес Авоян
Ованнес Авоян

PicsArt в цифрах

19 млн скачиваний приложения за последние 30 дней (без учета Китая)

150 млн активных пользователей в месяц

1 млрд скачиваний приложения за все время

PicsArt — интуитивно понятное и чрезвычайно многофункциональное приложение для работы с изображениями и видео. С его помощью можно не только накладывать фильтры на изображение или подгонять его под необходимый формат, но и вырезать ненужные объекты, создавать стикеры, экспериментировать со множеством эффектов и даже создавать саундтрек для видеороликов. По данным App Annie, PicsArt стабильно входит в десятку самых скачиваемых приложений для работы с фото и видео на iOS (уступая YouTube, Instagram и Snapchat), зато в Google Play приложение Ованнеса Авояна — безусловный лидер последних лет в категории «Фотография». Кстати, первые версии приложения тестировались именно на Android, хотя сам предприниматель называет такое решение контринтуитивным: обычно технологические стартапы обкатывают свои запуски на iOS, да и платят за контент и дополнительные функции гораздо охотнее владельцы «яблочных» устройств. Но, как показали дальнейшие события, решение оказалось правильным. Во-первых, конкуренция на рынке приложений Android была ниже, а во-вторых, разработчикам на руку сыграли алгоритмы Google Play: каждую новую версию PicsArt они публиковали в 00:00, что раз за разом обеспечивало программе попадание в топ новых приложений. Ждали обновлений и сами пользователи — создатели PicsArt приучили их к тому, что с каждым апгрейдом у приложения появлялись новые функции.

PicsArt запустили в 2012-м, и уже за год количество скачиваний приложения перевалило за 35 млн. В 2013-м появилась iOS-версия и к сообществу PicsArt присоединились обладатели iPhone.

В Кремниевую долину 

Через три года после запуска приложение PicsArt преодолело отметку в 200 млн скачиваний, и тогда Авоян понял, что для дальнейшего развития необходимо привлекать внешние инвестиции. А если речь идет о масштабировании бизнеса, нацеленного на международный успех, то пункт назначения у инноватора только один — Кремниевая долина.

На встречу с инвесторами Авоян прилетел, вооружившись внушительными цифрами: аудитория активных пользователей PicsArt уже на тот момент составляла 60 млн человек в месяц. Но, как вспоминает предприниматель, потенциальных инвесторов во время встречи это несильно воодушевило: «Тогда царила Instagram-философия — монетизация за счет рекламы. И инвесторы с недоверием отнеслись к другой модели, ориентированной на пользователя, а не на рекламодателя».

Речь идет о том, что в PicsArt довольно быстро поняли: не стоит делать фокус на рекламе — лучше работать над улучшением продукта и маркетингом. Так, главным способом монетизации в итоге стала подписка: все базовые функции приложения доступны бесплатно, однако за полный арсенал придется доплатить. Впрочем, Авояну удалось развеять весь скепсис инвесторов, и компания привлекла свои первые инвестиции. Партнером PicsArt тогда стал венчурный фонд Sequoia Capital, который на разных этапах инвестировал в стартапы, доросшие до многомиллиардных компаний: Apple, Google, Instagram, Airbnb и множество других. Закрыв первый раунд инвестиций на $35 млн, включая $10 млн от Sequoia, PicsArt открыла штаб-квартиру в Калифорнии: на этом настояли представители инвестора. Это сейчас, после месяцев изоляции, стало понятно, что все рабочие процессы могут проходить онлайн, а тогда видеозвонки считались дурным тоном. И, к слову, первым инвестором популяризировавшего онлайн-общение WhatsApp тоже выступил Sequoia.

За три раунда инвестиций PicsArt Inc. привлекла $54 млн. В 2015-м приложение вошло в список самых горячих стартапов по версии Forbes, журнал оценил его в $250 млн. В этой оценке Forbes сошелся с Fortune, но Ованнес Авоян предпочитает воздерживаться от оглашения финансовой информации: «Люди и сами могут догадаться [какой у нас оборот]. Сегодня в компании работает более 600 человек, а в прошлом месяце мы показали доходность».

Ким Кардашьян в офисе PicsArt
Ким Кардашьян в офисе PicsArt

Больше, чем редактор

С развитием Instagram пользователей накрыла волна приложений для обработки изображений. Мы делали черно-белые снимки с помощью VSCO, превращали свои фотографии в супрематистские композиции в Prisma и старили себя в FaceApp.

Но если у всех этих приложений были свои взлеты и падения, то PicsArt стабильно держится в топах, перемещаясь то вверх, то вниз на пару позиций.

Ованнес Авоян объясняет это тем, что в отличие от своих конкурентов, PicsArt — это полноценный редактор. И действительно: то же FaceApp удерживает популярность, пока все не наиграются с только что появившимся фильтром. Как показывает статистика, с угасанием интереса к модификациям собственных селфи, падают и скачивания приложения. PicsArt же предлагает набор функций, к которым пользователи возвращаются каждый день.

Но есть еще один важный фактор — то самое сообщество, ради создания которого и затевалось приложение. «PicsArt — сеть создателей, а не потребителей. — объясняет Авоян. — Главное в PicsArt не заработать лайк, а придумать решение, которым будут делиться. И чем больше появляется контента внутри приложения, тем больше появляется возможностей для творчества». Пользователи PicsArt могут подписываться друг на друга, следить за результатами экспериментов других и даже использовать их в работе. Например, созданный вами стикер или фильтр при желании пополнит общедоступную коллекцию изображений. Популярны и так называемые ремиксы, когда пользователи предлагают свой вариант чьих-либо фотографий.

Искусственный интеллект и креативность

Сегодня в развитии PicsArt его разработчики делают ставку на искусственный интеллект. Он не только работает над улучшением изображений, но и распознает на фото заданные объекты или проверяет контент на соответствие правилам сообщества. А не так давно программисты добавили в приложение функцию Canvas: с помощью технологии распознавания лиц нейросеть найдет произведение искусства, которое можно совместить с фотографией человека, принимая во внимание ракурс, пропорции и другие детали. Проще говоря, снабдит вас улыбкой античной скульптуры или прищуром европейского аристократа с парадного портрета. Для видео появилась технология «Умная музыка», разработанная PicsArt в сотрудничестве с лабораторией Mubert, которая научила искусственный интеллект создавать музыкальные композиции. Всего за несколько нажатий нейросеть генерирует саундтрек для видеоролика, ориентируясь на настроение или музыкальные предпочтения пользователя. Готовые композиции можно публиковать в YouTube, Instagram, TikTok и другие соцсети, не опасаясь бана за нарушение авторских прав, а AI-композитор каждый раз создает уникальную звуковую дорожку, не ограниченную по времени.

Функция Canvas
Функция Canvas

Вообще, искусственный интеллект — старинный друг Ованнеса Авояна: его разработкой он занимается с 1990-х годов. При этом Ованнес отмечает, что за последние три-четыре года в этом направлении было сделано больше, чем за все 30 лет, а единственным барьером для развития технологии остаются ограниченные возможности существующих дата-центров. Что касается взаимоотношений человека и машины, то предприниматель убежден, что искусственный интеллект станет отличным подспорьем для развития креативности — и доказывает это на примере PicsArt: «Люди всегда стремились к созданию визуальных историй — взять, например, наскальную живопись. Но что нам может в этом помешать? Отсутствие техники и воображения. Искусственный интеллект заменяет технику и помогает развивать воображение». Тут-то и вспоминается история про вазу на экзамене и отсутствие техники. Ну а дочь Ованнеса тоже смогла преодолеть все трудности и продолжает идти к своей мечте: недавно она получила степень бакалавра Калифорнийского колледжа искусств и специализируется на иллюстрации.

Кто стоял за нашумевшим портретом, написанным ИИ. Интервью с Пьером Фотрелем

Серийный предприниматель

Четыре компании, которые Ованнес запустил до PicsArt, не ушли в небытие — все они нашли своих покупателей. Но вот первые опыты работы над искусственным интеллектом (команда Авояна работала над созданием шахматной программы) обернулись провалом. Как полагается успешному предпринимателю, Ованнес вынес из неудачи свои уроки и, по его собственным словам, прошел три стадии развития.

Как инженер на первой стадии он полагал, что главное — наличие технологии, а продукт как-то сам появится. На следующей ступени стало ясно, что это не так: прежде всего, необходимо понять, для чего эта технология нужна и какую проблему она может решить. Так Авоян начал размышлять как продакт-менеджер. И, наконец, на третьем этапе стало понятно, что необходимо придумать историю, которая поможет привлечь аудиторию. Сейчас основатель PicsArt сосредоточился на управленческих функциях и не занимается напрямую программированием, но шутит, что технический бэкграунд помогает ему в работе с собственными инженерами: «Если инженер говорит мне, что какую-то проблему нельзя решить, я всегда пойму, лукавит ли он или говорит правду».

Ованнес Авоян на конференции WCIT 2019
Ованнес Авоян на конференции WCIT 2019

Триаду «технология — решение — история» Ованнес советует держать в голове всем начинающим предпринимателям. Но на этом работа Авояна с подрастающим поколением не заканчивается: в Армении его компания открыла школу разработчиков, в которой он читает лекции о лидерстве и инновациях. А в 2018 году году заработала лаборатория искусственного интеллекта PicsArt в Москве: Авоян считает, что в России сформировалась серьезная школа по подготовке специалистов в этом направлении. Да и сам он не только учит, но и учится: «Мы растем и развиваемся вместе. Главное, что мне показали мои ребята, — это то, что нет ничего невозможного. Необходимо лишь научиться ставить правильные цели».

10 вдохновляющих iOS-приложений русскоязычных разработчиков.