Создатели компании Futurology AI — о «Кэти», ботах и том, как спасти бизнес
Вся мировая экономика плавно перемещается в онлайн-среду, b2b-продажи уходят в прошлое и срочно конвертируются в b2c — прямые продажи клиентам. А для максимально эффективной реализации новых схем на помощь бизнесу приходят сервисы искусственного интеллекта и «цифровых двойников». В режиме 24/7 они готовы самостоятельно вести переговоры, искать новых клиентов, рассказывать о продукте и продавать его через онлайн-эквайринг.
Спрос бизнеса на такие услуги во всех странах мира вырос в разы, и, учитывая демократичную цену, будет только увеличиваться. Сервисы наподобие Futurology помогают предпринимателям развивать направление онлайн-продаж без больших финансовых вложений, что как нельзя кстати в современной ситуации, когда бизнес вынужден уходить в Сеть и сокращать персонал.
Светлое будущее в «голубом океане»
Компьютерные боты, которые раньше выступали лишь в роли виртуальных помощников, отвечая на простые вопросы в аккаунтах компаний в социальных сетях, сейчас способны заменить собой большую часть сейлз-команды, а также выполнять массу различных задач, от поиска работы для соискателей и подбора подходящей пары до успешной работы на маркетплейсах.
По оценкам консалтинговой компании Condeco, в ближайшие семь лет объем рынка виртуальных помощников будет расти на 34,9% ежегодно. Аналитики PWC считают, что к 2030 году использование технологии ИИ может принести компаниям $16 трлн. А согласно отчетам аналитической компании Marketsand Markets, к 2025 году рынок искусственного интеллекта достигнет $190,6 млрд.
Дмитрий Кочин, закончивший МФТИ в начале нулевых, уже в то время занялся работой в сфере искусственного интеллекта и программированием поисковых роботов — краулеров. В процессе Кочин познакомился с Александром Неймарком, который занимался различными проектами в диджитал-сфере. Они учредили компанию с говорящим названием Krawlly и приступили к построению большой системы, которая позволяла бы аккумулировать информацию со всех аккаунтов социальных сетей человека в одном месте, создав его «цифровой двойник». Позже Кочин и Неймарк зарегистрировали фирму Futurology AI, которая занялась созданием «виртуальных продавцов» и обучением ботов, способных понимать человеческую речь и общаться с людьми.
«Я искал свои первые инвестиции в LinkedIn, — рассказывает Александр Неймарк. — Обращался ко всем инвесторам подряд и писал: "Привет, я такой-то, у меня есть классная идея и компания, давайте будем обсуждать". Кто-то мне отвечал, мы вступали в переписку и так далее. Постепенно я сужал воронку продаж до одного человека, который дал на проект первые $200 тыс. И я подумал, что можно создать целую экосистему, которая будет вести за меня все переговоры и выдавать мне готовое решение. Мы обсудили это с Димой и решили, что займемся этими разработками, как только найдем клиента, которому такая разработка будет нужна. И клиент быстро нашелся. Был такой крипто-проект Humaniq, основанный русским парнем Алексом Форком, которого я давно знал. И он спросил: "А у вас есть какое-нибудь решение для LinkedIn?" — "Да, конечно, у нас есть модуль «умных» роботов", — ответил я».
Проект Humaniq должен был стать «криптовалютой и банком для бедных» с аудиторией 2 млрд человек и особым акцентом на Индии. Компаньоны клонировали для Форка аккаунт LinkedIn, и робот по определенному алгоритму начал стучаться в друзья к различным людям, вступал с ними в переговоры и в том числе спрашивал: «А вы знаете о таком проекте, как Humaniq?» Если человек слышал о проекте, робот выдавал ему определенный блок информации. Если не слышал, то другой. Робот показал хорошие результаты, помог привлечь инвестиции.
«И тогда мы подумали, что если наша технология так отлично работает, то почему бы нам ею не воспользоваться для собственных проектов, — комментирует Александр Неймарк. — Мы легко привлекли $300 тыс. инвестиций. Понимаете, социальные сети — это "голубой океан" в маркетинговом смысле. Если соединить все социальные сети — WeChat, Facebook, Linkedln и так далее, — то совокупно получится порядка 7 млрд аккаунтов. Это практически все человечество. То есть это огромное количество потенциальных клиентов, к которым мало кто обращается, потому что они в закрытой базе данных социальных сетей. Она закрыта для тех, у кого нет возможностей и технических средств ее получить. У нас такие компетенции есть. Это как если бы человек сам ходил по аккаунтам и со всеми знакомился. Так и робот вступает в переписку, знакомится, может просто подружиться и обменяться парой фраз, но в нужный момент он активируется и делает то, что нам нужно».
Для того чтобы научить роботов правильному общению с людьми, партнеры создали Caty («Кэти»). С одной стороны, это глобальный искусственный интеллект. А с другой, некий агрегатор общих фраз. Дело в том, что сейлз-боты способны говорить только о продажах. И если человек делает шаг в сторону от прописанного сценария, то робот этого не понимает и продолжает «бубнить» по скрипту. У системы Futurology AI в этот момент включается «Кэти» — сервер с общими фразами типа «Есть ли у тебя кошка?», «А что, если сегодня плохая погода?». «Кэти» способна в режиме реального времени выдавать ответы на ту или иную тему на английском и русском языках.
«Несмотря на то что русский язык сильно сложнее, — поясняет Дмитрий Кочин, — а английский более структурирован, у нас есть клиенты в России, которые покупают эту услугу на русском языке, поэтому мы сделали адаптацию, и наши системы уже сейчас работают на двух языках. Исследования продолжаются, на очереди испанский и китайский языки, а это даст нам охват 90% населения земли».
С отцами-основателями Futurology AI поговорил корреспондент «РБК Стиль» Александр Пигарев.
— Как я понимаю, в основе вашего бизнеса лежат системы искусственного интеллекта и технология создания «цифровых двойников» человека, использующая в том числе данные его аккаунтов в социальных сетях?
— Дмитрий Кочин: Да, это наша основная концепция. Сейчас мы ее используем преимущественно для продаж через социальные сети. Если объяснять на самом базовом уровне, то это некоторые роботы, заменяющие собой человека в плане продаж. Робот осуществляет первичное знакомство с потенциальным покупателем, немного общается, а потом уже делает предложение. Соответственно, искусственный интеллект должен облагородить этих роботов, чтобы общение с ними походило на общение с человеком.
— Александр Неймарк: У нас есть несколько основных направлений работы в России. Первое направление — b2b-продажи, когда используются «цифровые двойники». Для этого у нас есть Caty AI. Это похоже на то, что мы делали для проекта Humaniq. Создается «цифровой двойник», то есть серверу отдается в управление анкета человека. При этом сотрудник может вмешаться в любую минуту. Робот обращается к человеку, используя его аккаунт в социальной сети, начинает переписку и позже делает ненавязчивое предложение. Если человеку этот оффер предварительно интересен, то его аккуратно соединяют с живым человеком-сейлзом. Мы говорим клиенту: тебе не нужен большой штат продажников, ты можешь оставить двух человек, которые будут работать с «горячими» лидами. Клиент платит нам небольшой инсталляционный платеж за настройку, и начинаем работать. Если мы приводим определенное количество денег в продажи, то берем с них небольшой процент (от 3 до 5% в зависимости от бизнеса).
— С этим направлением деятельности понятно. Но цифровые двойники помимо продаж позволяют снять с человека большую часть ручной работы?
— Александр Неймарк: Правильно. Другие наши направления деятельности — это b2c. Например, это поиск работы и знакомства с использованием цифровых двойников. Все просто. Человек обращается в нашу компанию, регистрируется в системе и общается с «Кэти», отвечая на вопросы: "Кто ты?", "Что умеешь?", "В каком городе и какую работу хочешь найти?" Он привязывает к системе свой аккаунт в социальной сети. «Кэти» формирует ему правильное резюме, выстраивает таргетинг (определенные компании и должностные позиции), начинает вступать в переписку с сотнями и тысячами потенциальных работодателей и говорит: «Смотрите, я классный молодой специалист, могу работать за адекватные деньги, я очень инициативный, вот вам мое резюме. Давайте встретимся и пообщаемся?» И когда система получает согласие, то пишет клиенту: «Парень, я нашла тебе работу и записала на собеседование. Оно состоится в четверг в 12:00 по такому-то адресу. И не забудь красиво одеться!»
Большой плюс этой схемы в том, что, пока мы не найдем клиенту подходящих работодателей, мы не остановимся. Обычный человек после шести–восьми неудачных переговоров и собеседований начинает уже сомневаться в своих компетенциях, а роботу все равно, и он продолжает выполнять программу.
По схожей схеме может работать и поиск подходящего кандидата для отношений при помощи Tinder и других соцсетей: молодой человек создает своего цифрового двойника, описывает таргетинг, регион, язык общения, предпочтения, и искусственный интеллект сам от его имени начинает знакомиться с девушками. AI последовательно обходит всех потенциальных кандидаток в социальных сетях, обращает внимание на содержание их анкет (одежду, места для путешествий, род деятельности). AI делает правильные комплименты и предлагает общаться, дружить, может назначить свидание. Если девушке становится интересно и она готова продолжить общение, AI уведомляет об этом молодого человека и он продолжает общение уже лично.
— Судя по проекту Humaniq, вы хорошо работаете и с агрегацией финансовых данных?
— Александр Неймарк: Да, этим бизнесом мы занимаемся с 2011 года. Это новый тип платформы, где покупателям будет предложено контролировать все свои финансы прямо в «умном» маркетплейсе. Допустим, клиент МФО хочет получить займ, заполняет анкету, МФО ему предлагает авторизоваться в интернет-банке Сбербанка или МТС. Клиент вводит логин и пароль в специальную форму, принимает нашу оферту, и специальный робот быстро достает данные личного кабинета Сбербанка, включая траты, счета, движения денег, задолженности, кредиты, депозиты, конвертирует для МФО в специальный формат и пересылает в зашифрованном виде в скоринговую программу МФО. Агрегация финансовых данных позволит узнать всю финансовую картину по всем клиентам, а также членам их семей: кто, что, где покупает и сколько денег на это тратит. А клиент, имеющий хорошую кредитную историю, быстро получает необходимый кредит.
— Дмитрий Кочин: Еще одно направление связано с «умными» маркетплейсами. Существует огромный рынок e-commerce (Ozon, Avito, Wildberries) — это крупные компании, которые контролируют 60% рынка. И есть 40% независимых продавцов. Их проблема в том, что «крупняки» им говорят: «Вот вам интерфейс, сами настраивайтесь, обновляйте, заливайте каталоги товаров и так далее». А если я девочка, которая шьет платья, то разве я буду интегрироваться с Ozon? Нет, конечно. Я завела страницу в Instagram, а мой молодой человек в лучшем случае запилил мне продающий лендинг. Все! И тут на помощь приходит наш AI, который сам собирает все каталоги, доставая информацию с сайтов.
Например, мы начали с рынка цветов. Это миллиардный рынок, но его главная проблема в том, что существует огромное количество сайтов, которые конкурируют друг с другом, предлагая один и тот же товар по разным ценам. Мы написали специального робота, который заходит на все сайты, забирает оттуда каталоги цветов, «склеивает» их в одну экосистему и в режиме реального времени мониторит все цены. Соответственно, все эти данные выкатываются в единый маркетплейс. Мы его назвали CatyMall. Сейчас там есть только цветы, но уже в этом году появятся одежда, обувь, детские товары, косметика и парфюмерия, сфера услуг. Приходим к продавцу и говорим: «Все твои данные уже у нас на сайте, ничего никуда загружать не нужно, ты только договор подпиши. Если мы приведем к тебе покупателей, ты нам заплатишь комиссию. Если не приведем — то ничего не заплатишь». «Кэти» и здесь может быть нам полезна. Она займется увеличением продаж «умного» маркетплейса — отсюда такое название.
Кроме того, мы выстроили огромную федеральную сеть агентов, которые готовы нам помогать распространять информацию об «умном» маркетплейсе. У нашего партнера по бизнесу Дмитрия Радковича многолетний опыт управления большими партнерскими сетями, он сейчас активно подключает регионы России: Урал, Татарстан, Санкт-Петербург, Краснодарский край, есть договоры о работе в Казахстане, Белоруссии, Европе. Также он предложил, на наш взгляд, гениальную идею: если менеджер по продажам работает хорошо и выполняет недельный (месячный) план продаж, он в подарок от нас получает своего цифрового двойника, который начинает работать на него, а весь доход с продаж получает владелец робота (т.е. компания, которая заключила договор и получила роботов в пользование. — «РБК Стиль») за вычетом небольшой комиссии компании. Таким образом, мы видим стопроцентную совместимость разных направлений нашего бизнеса: люди помогают «умным» роботам, а роботы делают жизнь людей проще и помогают зарабатывать деньги.
Обычный человек после шести–восьми неудачных переговоров и собеседований начинает уже сомневаться в своих компетенциях, а роботу все равно, и он продолжает выполнять программу.
— Мне кажется, что, имея возможность в режиме реального времени мониторить все цены рынка, вы можете предложить продавцам гораздо больше.
— Александр Неймарк: Разумеется. Второй шаг: мы даем оборотный интерфейс, который позволяет человеку заниматься арбитражем. Например, продавец видит, что его конкуренты демпингуют по каким-то позициям и может соответственно отреагировать изменением своих цен. Он может делать все это вручную, но проще за небольшие деньги купить у нас подписку, и наши роботы будут сами корректировать цены, подстраиваясь под меняющиеся условия рынка (но, разумеется, в оговоренных с заказчиком пределах), с тем чтобы продать по максимуму. Или продавец может сказать, что в этом месяце ему нужно продать товары на 100 тыс. руб., чтобы оплатить, например, обучение. Такой вот KPI. Конечно, нельзя гарантировать стопроцентно, что все получится именно так, но при правильной настройке вероятность успешных продаж выше на порядок. Главная идея в том, чтобы с человека снять 80% ручной работы и оставить ему возможность для творчества, что пойдет только на пользу бизнесу.
— Как подключаются к вашей системе?
— Дмитрий Кочин: У нас есть небольшой инсталляционный платеж, а дальше мы пока работаем по принципу success fee. То есть если мы выполнили некую продажу, то получаем за нее процент. Но мы честно предупреждаем, что если поймаем клиента на обмане, то последуют штрафные санкции, вплоть до того, что мы можем настроить роботов так, чтобы они всем писали: «Ребята нас обманули, и не стоит им доверять...» (Смеется.) Мы так делать не будем, потому что это некрасиво, но в принципе такая возможность существует.
— Александр Неймарк: Есть еще одно достаточно глобальное направление — децентрализованная база данных OasisDDB. В современном мире высоких технологий и тотального контроля мы слишком часто сталкиваемся с фейками и ограничением доступа к информации. Сайты постоянно блокируют, власти стремятся получить доступ к нашей частной переписке в мессенджерах. OasisDDB образует децентрализованную сеть компьютеров-фармеров, предоставляющих свои ресурсы (память и вычислительные мощности). Пользователи базы данных (компании, юридические лица, сайты) используют эти ресурсы за скромную плату в ODDB-токенах. Данные, загружаемые пользователями в базу, дублируются и разделяются на пакеты, чтобы гарантировать их безопасность, неизменность и высокую скорость доступа к ним. В отличие от многих популярных блокчейнов, ноды (узлы компьютерной сети. — «РБК Стиль») OasisDDB не являются копиями один другого, и каждый из них хранит часть загруженного пакета данных.
— Я читал, что искусственный интеллект сейчас активно используется как средство защиты как информации, так и людей. Наверняка и ваш AI способен помочь человечеству?
— Александр Неймарк: Все верно, и четвертое направление нашей деятельности — это swarm defense («защита роем»). Рынок кибербуллинга (интернет-травли) огромен, и, согласно статистике, не менее 63% американских подростков хотя бы раз в жизни подвергались травле. Как мы знаем, существует огромное количество Telegram-каналов, которые занимаются распространением компромата на людей. И если ты жертва травли, то оказываешься один против системы и практически ничего не способен сделать. А уже если ты школьник или студент, то вообще никаких вариантов защиты... Сейчас человек может зайти на наш сайт swarmdefense.com, зарегистрироваться, указать адрес сообщества и контекст. После этого создается армия ботов, которая начинает нападать на это сообщество и массово жаловаться администрации той соцсети, в которой находится сообщество, на этот пост, требуя его удалить. Базовая ставка у нас $100. Идея в том, что жертвы кибербуллинга объединяются в некую виртуальную группу, скидываются по $100, и если таких человек тысяча, то суммарный бюджет проекта получается порядка $100 тыс. Себестоимость производства не больше 30% от бюджета (ведь в это уже инвестировано огромное количество денег), все остальное за вычетом налогов — чистая прибыль.
— Защита людей от интернет-травли благородное и, как оказалось, очень выгодное дело. Но мне кажется, что подобную армию роботов можно использовать и в других целях...
— Дмитрий Кочин: Да, например, для защиты авторских прав. В США рынок видеопиратства порядка $30 млрд в год (такие суммы теряют видеопроизводители из-за недополученной прибыли. — «РБК Стиль»). Динамика прироста просмотра контента — сотни миллиардов просмотров в год, а рост динамики оплаты за этот контент на порядки меньше. Правообладатели обращаются в Google и просят удалить пиратские ссылки, и Google их удаляет. Но они удаляют их медленнее, чем пираты создают зеркала своих сайтов. Что делаем мы? Мы выпускаем рой ботов, которые создают тысячи зеркал и спамят ими весь эфир. Причем все ссылки ведут на платный контент. И простой человек, потратив минут 10-15 на поиски халявы, плюнет и купит фильм. Соответственно, если мы спасем от пиратства хотя бы 10% рынка, то это будет примерно $3 млрд. С нашей комиссией в 15% получаются сотни миллионов долларов в год чистого дохода. Это очень интересный кейс, и мы сейчас серьезно занимаемся переговорами с кинопроизводителями.
— С крупным бизнесом ситуация понятна, а что ваши технологии могут дать начинающим предпринимателям и малому бизнесу?
— Александр Неймарк: Недавно к нам обратились ребята, которые хотят сделать конкурента «Бизнес Молодости». Они классно проводят тренинги, а мы классно приводим клиентов. Идея проста. Мы берем молодого человека и говорим: «Ты инвестируешь 30 тыс. руб. (цена условная). Мы с тобой вместе придумываем бизнес, исходя из твоих интересов и возможностей. Помогаем с юридической точки зрения: регистрация юрлица, запуск простого интернет-магазина или лендинга. И еще мы тебе на сайт бесплатно нагоним аудиторию при помощи "умных" роботов, пока не компенсируем стоимость обучения, те самые 30 тыс. руб.». Это наше ключевое конкурентное преимущество. Большинство тренингов — это разводка человека на деньги — он платит, но ему никто ничего не гарантирует. А ведь ему нужен не тренинг, ему нужны клиенты и продажи. Это фактически позволяет нам вскрыть новый рынок. Огромное количество молодежи хочет попробовать себя в бизнесе, но у них нет денег, нет знаний, они боятся. Мы не гарантируем, что бизнес сразу полетит, ведь бизнес-риски никто не отменял. И если человек продает треш, что-то некачественное или есть проблемы с сервисом, то тут уж извините. Сейчас у нас в России уже запущены такие пилотные проекты, и мы продолжаем двигаться дальше.