Как часовые пояса помогают и мешают нам жить и как быть с джетлагом
Weltzeituhr (мировые часы) на Александерплац, Берлин
В досмартфонные времена в ходу была загадка: на какой самый популярный в мире вопрос в разных странах отвечают по-разному? На вопрос, который час. Действительно, из-за того что наша планета круглая (примерно) и вращается вокруг своей оси, день и ночь в каждой ее точке наступают в разное время. Поскольку продолжительность дня и ночи в разных широтах тоже разная, классической точкой отсчета считается полдень: как мы помним из школьной программы, в это время Солнце находится в зените. Собственно, большую часть истории человечество именно по Солнцу и устанавливало время. Конец этой системе положил технический прогресс, а точнее — развитие железнодорожного транспорта. Чтобы составить нормальное расписание поездов и избежать накладок и аварий, стала необходима стандартизация часовых поясов. Казалось бы, что может быть проще и удобнее? Но миру потребовалось не одно десятилетие, чтобы окончательно об этом договориться.
Самыми передовыми оказались Британские железные дороги: в 1840 году они обратились к правительству с инициативой унифицировать все время по Лондону, то есть по Гринвичу, и через семь лет большинство поездов в Британии уже ходило по столичному времени. С появлением телеграфа в 1852 году в Королевской Гринвичской обсерватории была налажена автоматическая передача сигнала точного времени, однако изменить законодательство о местном солнечном времени и перевести всю страну на Гринвич власти решились лишь в 1880 году.
Часовая башня Вестминстерского дворца, Лондон
В 1859 году итальянский математик Квирико Филопанти выступил с идеей поделить весь мир по меридианам на 24 часовые зоны, каждая из которых должна была иметь собственное время с разницей ровно в час. Отсчет предлагалось вести от меридиана, на котором расположен Рим. Филопанти также выступил за создание универсального времени для телеграфного сообщения и астрономии. Но, как это нередко случается, передовые идеи вошли в противоречие с политикой: ученый был принципиальным антимонархистом, а в только что созданном Королевстве Италия подобные убеждения сильно вредили карьере.
В США и Канаде зачинщиками стандартизации времени тоже выступили железные дороги. В 1870 году школьный учитель из штата Нью-Йорк Чарльз Дауд предложил ввести на железных дорогах четыре часовых пояса с разницей в час. Через 13 лет все железнодорожные станции страны заработали по единому стандарту и выставили время одного из четырех часовых поясов: восточного, центрального, горного и тихоокеанского. Кроме того, «железнодорожным» временем было рекомендовано пользоваться и вне железной дороги, и в 1884 году 85% североамериканских городов приняли у себя эту систему. Дольше всех по старинке, то есть по солнечному времени, жил Детройт — половина его жителей противилась новым указам, и на стандартное время город перешел лишь в 1905 году. Законодательно в масштабах всей страны часовые пояса установил конгресс в 1918 году. Сегодняшние границы американских часовых поясов регулирует Департамент транспорта, и они заметно отличаются от первоначальных, поскольку города, расположенные на границах часовых зон, имеют право их менять для удобства предпринимательской деятельности.
Часы на фасаде Башни Трампа, Нью-Йорк
Стандартную систему часовых поясов предложил в 1879 году инженер канадской Тихоокеанской железной дороги Сэнфорд Флеминг. Историки до сих пор спорят, кто сыграл ключевую роль в установлении современной системы поясного времени — Дауд или Флеминг, но начиная с 1870-х годов проблемой озаботились уже в международном масштабе. Решающей стала Международная меридианная конференция 1884 года, на которой наконец-то было установлено единое стандартное время. Точку отсчета выбирали из пяти вариантов:
- меридиан Парижской обсерватории;
- меридиан Ферро, который впервые использовал еще Птолемей;
- меридиан в Беринговом проливе;
- меридиана на Азорских островах;
- меридиан Гринвича, к тому моменту уже активно использовавшегося на морских картах.
Подавляющее большинство делегатов проголосовали за Гринвич, а всемирные универсальные сутки начали отсчитывать с полночи в этом городе. Таким образом, нулевой часовой пояс стали называть Greenwich Mean Time («среднее время по Гринвичу»), или GMT.
«Шар времени» в Гринвичской королевской обсерватории
Процесс переключения мира на стандартное время занял почти четыре десятилетия — к 1922 году на него перешло подавляющее большинство стран. Либерия держалась до 1972 года, пока под влиянием мировой общественности наконец не установила у себя время GMT, переведя часы на 44 минуты и 30 секунд назад.
C 1972 года главным стандартом, устанавливающим мировое время, стало так называемое Всемирное координированное время, или UTC. Изменение было обусловлено неравномерностью вращения Земли и, соответственно, Гринвичского меридиана, а также появлением новой атомной шкалы времени, в которой оно определяется по электромагнитным излучениям атомов при переходе из одного энергетического состояния в другое. Всемирное координированное время каждую секунду синхронизируется с атомной шкалой, что позволяет достичь большей точности, чем ориентация на Гринвич. Однако на практике, если не принимать во внимание доли секунды, UTC совпадает с часовым поясом GMT. Любопытно, что аббревиатура UTC не имеет точной расшифровки — это нечто среднее между официальными английским и французским названиями Coordinated Universal Time и Temps Universel Coordonné.
Сегодня поверхность нашей планеты условно разделена на 24 часовых пояса, которые отличаются друг от друга на час и ограничиваются меридианами с шагом 15°. Однако границы поясов далеко не всегда совпадают с «пограничными» меридианами, поскольку не совпадают с ними и границы территорий, в пределах которых для удобства принят единый часовой пояс. Кроме того, в некоторых странах, например в Индии и Непале, местное время кратно стандартному не на час, а на 30 или 15 минут, а некоторые территории в Тихом океане используют дополнительные часовые пояса с разницей в 13 и 14 часов.
Нулевой меридиан на территории обсерватории в Гринвиче, Лондон
В России больше всего материковых часовых поясов — одиннадцать. Столько же в США, но уже с учетом островных штатов и территорий. Абсолютный же чемпион — Франция, которая вместе со своими заморскими департаментами насчитывает 12 часовых зон. Территории большинства стран, в том числе той же Франции без заморских владений, используют один часовой пояс. Самая большая страна одного часового пояса — Китай. До 1949 года это государство было поделено на пять поясов, однако потом Компартия Китая установила единое время по всей стране — считается, что такое решение было принято после гражданской войны из-за опасений сепаратизма.
Еще одна огромная страна с единой часовой зоной — это Индия (географически через нее проходят два часовых пояса). Любопытно, что индийское время кратно Всемирному на полчаса — оно составляет UTC+05:30.
Вокзал Чхатрапати-Шиваджи, бывший Victoria Terminus — исторический железнодорожный вокзал в Мумбае, Индия
Многие страны стараются придерживаться единого часового пояса в приграничных регионах, особенно если границы идут не по меридианам, а по параллелям. Например, мексиканские и американские приграничные штаты живут по одинаковому времени — это удобно для торговли, транспорта и бизнеса. Однако кое-где при переходе через границу можно потерять сразу несколько часов: например, при переезде из Афганистана в Китай время «убыстряется» на 3,5 часа (правда, проделывать этот трюк с целью туризма не рекомендовано из соображений безопасности, да и граница много лет на замке), а из Пакистана в Китай — на 3 часа.
Зато, перемещаясь между некоторыми островами Тихого океана, можно выиграть целый день. Линия перемены дат проходит в Тихом океане по 180-му меридиану. Так, в островном государстве Самоа используется время UTC +13, а в соседнем Американском Самоа — UTC-11. Таким образом, можно отметить любимый праздник дважды, совершив получасовой перелет из столицы Самоа Апиа на запад, в Тутуилу, или избежать нелюбимой даты, двигаясь в обратном направлении.
Апиа, Самоа
Шутки шутками, но разница часовых поясов доставляет путешественникам немало головной боли, причем порой в самом что ни на есть прямом смысле. Это один из симптомов джетлага — синдрома смены часового пояса, который также может сопровождаться усталостью, бессонницей, потерей аппетита, расстройствами ЖКТ, повышенной раздражительностью и прочими малоприятными расстройствами. Существует множество исследований, посвященных негативному влиянию нарушения так называемых внутренних биологических часов, а ученые из Университета Мэриленда доказали, что перемещения с востока на запад переносятся легче, чем наоборот. По их мнению, дело в том, что наши внутренние биологические часы изначально настроены на больший, чем 24 часа, интервал. Когда мы летим на запад, наш световой день увеличивается, и под такую перемену подстроиться легче. По наблюдениям ученых, при смене трех часовых поясов с запада на восток для полной адаптации путешественнику требуется четыре дня, в то время как в обратном направлении возврат к норме произойдет за три дня.
Чтобы свести к минимуму негативные последствия джетлага, врачи рекомендуют начать перестраивать распорядок за несколько дней до поездки. Если вы прилетаете в новую страну вечером, постарайтесь не слишком много спать накануне, иначе вас будет мучить бессонница; и наоборот, если ваш рейс прибудет утром, лучше предварительно выспаться. Состояние улучшит активный питьевой режим, ограничение спиртного и таблетка мелатонина (дозировка указана в инструкции) перед сном. Даже если вы летите в командировку, не слишком загружайте свой первый день на новом месте: часовых поясов много, а здоровье — одно.