Стиль
Впечатления Cosmoscow 2025: что показали и кого раскупили в первый же день ярмарки
Впечатления

Cosmoscow 2025: что показали и кого раскупили в первый же день ярмарки

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow 2025 в Тимирязев-центре

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow 2025 в Тимирязев-центре

В Тимирязев-центре 12–14 сентября проходит Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. О самых ярких участниках смотра рассказывает Александр Быковский

В Тимирязев-центре Cosmoscow проходит второй год подряд, впервые заняв два этажа. Такой размах точно пошел ярмарке на пользу — по нескольким причинам. Во-первых, высвободившееся пространство отдали под более широкие проходы между стендами, от чего выигрывают и галереи (их в этом году порядка 100), и посетители. Во-вторых, новый масштаб позволил организаторам филигранно распределить стенды с коллаборациями партнеров и художников (в прошлом году часть таких проектов явно выбивалась из общей планировки).

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

На контрасте с превосходно выверенным, вплоть до соседства конкретных галерей, на стыке которых возникают интересные рифмы, первым этажом второй получился чуть более тесным. Здесь сошлось слишком много разных проектов: секции тиражного искусства и дизайна, часть некоммерческих проектов, две дискуссионные зоны и фуд-корт. Среди такого изобилия легко потеряться, но можно и наткнуться на неожиданные открытия. В секцию «Тираж» в первую очередь стоит идти тем, кто ищет относительно недорогое по меркам Cosmoscow искусство. Например, на стенде ArtTube Editions в диапазоне от 10 тыс. до 100 тыс. руб. можно купить керамику и коврики с ироничными подписями от Дарьи Сурмило или графику с пушистиками от Тары Тарабцевой.

Готовых к более дорогим покупкам (вплоть до нескольких миллионов) ждут на первом этаже. Здесь в первой же галерейной линии на двух стендах подряд (галереи XL и PA) посетителей встречают произведения Ани Желудь, ведущей современной художницы последних трех десятилетий, умершей этим летом. Тема хрупкости прослеживается в этом году в большинстве работ, представленных на Cosmoscow. Как и на ярмарке-спутнике молодого искусства Blazar (в Музее Москвы до 14 сентября), ее обильно дополняют цветочно-растительные мотивы. Они присутствуют сразу в нескольких из 20 партнерских стендов: один из них, с видеоработой AES+F, мимикрирует под джунгли, а второй — под кафельную ванную комнату с плавающими в ней кувшинками.

Природа, фантазийные миры, дизайн и региональные истории: гид по Blazar 2025

Каждый год на Cosmoscow специальное жюри выбирает лучший стенд. На этот раз эта честь выпала нижегородской галерее Futuro, у которой с недавних пор есть еще и московская площадка на «Винзаводе». На Cosmoscow галерея показывает персональный проект SPAS Леонида Костина. Художник не первый год экспериментирует с пустыми досками, контуры которых напоминают иконы. Стенд поделен на две части: во внутреннем пространстве собраны ранние работы, окрашенные чуть ли не во все возможные цветовые градиенты, а с лицевой стороны представлены более новые, белоснежные доски.

Еще одним победителем, имя которого основательница Cosmoscow Маргарита Пушкина объявила на предпоказе ярмарки, стала основательница Музея AZ и Центра современного искусства AZ/ART Наталия Опалева. Она удостоилась звания «Коллекционер года». Эту премию Фонд Cosmoscow впервые учредил в этом году вместе с компанией BORK. В центральной зоне первого этажа показаны сливки собрания Наталии Опалевой: от самых первых работ Анатолия Зверева, купленных на «Арт-Манеже» в 2003 году, до недавних приобретений. Как заметила сама победительница, забирая приз: «Остановиться теперь невозможно».

Меценат Наталия Опалева — о нонконформистах, эмоциях и чувстве сопричастности

Бурятский художник Амгалан Ринчинэ, представленный на стенде Сообщества современных сибирских художников, получил на открытии специальный арт-приз в размере 100 тыс. руб. от компании Chupa Chups, которая выступает партнером детской зоны ярмарки. Благодаря этой новости стена с работами художника на стенде буквально в первые часы предпоказа оказалась усыпана красными точками, сигнализирующими о продажах.

Карнавал из «тюрликов» и пиксельная рябь: сольные стенды

Основательница галереи XL Елена Селина, неизменный член экспертного совета ярмарки, в этом году отмечает обилие моностендов. «Это очевидная тенденция к углубленному погружению в творчество каждого представленного на них автора, точнее, фокус на конкретного художника», — комментирует Селина. Галерея Ruarts показывает работы Виталия Тюрлика. Стенд стилизован наподобие площадного карнавального театра, в центре — подмост с персонажами художественной вселенной автора, которых он называет «тюрликами». Если раньше Виталий создавал их исключительно из ткани, то теперь решил поэкспериментировать с деревом. При этом он не изменяет своим принципам — это по-прежнему исключительно ручная работа с найденными материалами.

«ПиранезиLAB» собрала мини-персоналку Ольги Чернышевой (большая выставка художницы идет в Доме культуры «ГЭС-2» до 16 ноября). На ярмарочном стенде можно увидеть сразу всю палитру творческих возможностей печатной графики, с которой Чернышева работает давно и вдумчиво. Ее узнаваемые образы буквально перепрыгивают с листа на кальку и другие медиумы, создавая увлекательный хоровод. Один из двух стендов галереи Syntax полностью отведен под работы живого классика современного искусства Валерия Кошлякова с его как бы растворенными в туманной дымке призрачными городскими пейзажами.

Современное искусство в России за последние 20 лет: что изменилось

Artwin Gallery показывает проект Floaters Димы Ребуса — он пишет свои работы с использованием «природной» воды, которую собирает по всему миру. Jessica Space (новая ипостась петербургской Jessica Gallery) знакомит посетителей с творчеством Matiush First, но для этого знакомства нужно сначала преодолеть преграждающую путь изогнувшуюся дугой решетчатую ограду. А само искусство Matiush First как будто пошло пиксельной рябью и никак не позволяет на себе сфокусироваться. Цифровым влиянием также отмечена живопись и графика Виктории Кошелевой на стенде галереи Seréne. Сама художница характеризует свой стиль как киберэкспрессионизм.

Продажи как перформанс и гигантский подсвечник: акулы арт-бизнеса из Москвы и Петербурга

Стенды ведущих московских и петербургских участников Cosmoscow 2025 скорее тяготеют к монументальности. Галерея pop/off/art не в первый раз заводит разговор о разнообразии современной абстракции. В этот раз на примере художников двух разных поколений — Георгия Пузенкова (р. 1953) и Ольги Татаринцевой (р. 1967). Петербургская Marina Gisich Gallery отмечает в этом году свое 25-летие. Ее основной стенд на ярмарке — это срез современного искусства последней четверти века. Кроме того, как и в прошлые годы, активность галерейной команды на стенде — это настоящий перформанс с беспрестанной сменой экспозиции. На стенде a-s-t-r-a эффектнее всего смотрятся объекты Григория Орехова, включая работу Stripping Time в виде огромного подсвечника с зеркальным основанием, позолоченным шестом и крохотной свечой.

Петербургская Anna Nova Gallery предлагает сместить зрительскую оптику с человека на животных, растения и природные ландшафты. Здесь есть каменные планеты с бронзовыми кольцами Дениса Патракеева и бюсты загадочных существ от Ильи Федотова-Федорова. Большую часть стенда MYTH, еще одной галереи из Петербурга, заняла масштабная инсталляция Егора Федоричева. Художник покрыл две стены черной плиткой с абстрактными узорами. Два стенда Aina Pinsky Gallery эффектно сочетают работы современных художников старшего поколения вроде Игоря Шелковского с произведениями молодых авторов, включая Евгения Музалевского.

Дрейф проекционных миражей: выставка Евгения Музалевского в МАММ

Арт-мангалы и цитата из Мандельштама: тематические стенды и галереи из регионов

Отдельные галереи предпочитают участвовать в ярмарках с концептуальными проектами, выдержанными в одной теме. На стенде fābula предлагают посмотреть на живопись Саши Лемиша с переосмысленным кадром из Андрея Тарковского и бронзовую скульптуру Вильгения Мельникова в модном соцсетевом формате POV (Point of View, «точка зрения»). Jessica Gallery стилизует стенд под парижское кафе начала ХХ века с ремейком «Любительницы абсента» в узнаваемой технике «топорописи» Нестора Энгельке. Стенд культурного проекта СОЮЗ с работами Тамары Шипициной, Саши Нестеркиной и Дарьи Емельяновой полностью вдохновлен цитатой из Мандельштама: «Цветочная проснулась ваза / И выплеснула свой хрусталь».

Deep List завлекает посетителей подвешенным под потолком стеклянным скелетом археоптерикса Александры Пацаманюк. Галерея SISTEMA выстраивает экспозицию из работ, балансирующих на грани цифрового и физического. Shift сравнивает взгляды художников разных поколений на современные технологии. А петербургская Nikolay Evdokimov Gallery переосмысляет культуру отдыха с эффектными мангалами на песке от Дмитрия Сироткина.

Дебютировавшее на Cosmoscow Сообщество современных сибирских художников удивляет посетителей работами, в которых сочетаются разные аспекты сибирской готики: от мифологических образов, застывших в керамике, до городских легенд, отразившихся в живописи и графике. Стенд самарской галереи «Виктория» получился минималистичным и эффектным во многом за счет причудливых бетонных цветов Дмитрия Гилена с сердцевинами из автомобильных логотипов. А уфимская MIRAS собрала стенд из работ, обыгрывающих природные элементы (воздух, земля), — например, облака на картинах Расиха Ахметвалиева или каменные скульптуры Руслана Нигматуллина.

Цифровая теплица и нижегородская набережная: некоммерческие и партнерские проекты

В некоммерческой секции каждый год новые проекты представляет Фонд Cosmoscow, выбирающий победителей в трех номинациях. Арт-группа «Провмыза» («Художник года») показывает трехчастное фотополотно «Семена», для которого выстроили стенд, напоминающий тихую капеллу. Музейный центр «Площадь Мира» из Красноярска («Музей года») знакомит посетителей со своими художниками и приглашает всех на грядущую Красноярскую музейную биеннале. Центр творческих индустрий «Фабрика» («Институция года») создал своего рода опись памятных для себя работ самых разных художников.

Арт-группа «Провмыза»: «Важно, чтобы была острая взбудораженность»

Самым эффектным и посещаемым некоммерческим стендом на предпоказе стал проект фонда «Новые коллекционеры». Его название un[ПАК]ing обыгрывает фамилию четы коллекционеров Дениса и Милы Пак. Работы из их собрания расположились в импровизированной камере хранения со свободно открывающимися пронумерованными ящичками. Так знакомство с искусством превратилось в увлекательную и непредсказуемую игру. Среди немногочисленных иностранных авторов на Cosmoscow можно отметить дуэт итальянских диджитал-художников Маттео Манделли и Луки Бальдокки, создавших в коллаборации с KIT 4 KID настоящую «Цифровую теплицу».

Марина Лошак — о местах силы, сочувствии и «Новых коллекционерах»

Нижегородская область уже не первый год обласкана вниманием главных российских ярмарок. Но, что удивительно, ни один из проектов, созданных за последние годы, практически не повторяет другой. Нижнему Новгороду, который в 2024 году был выбран культурной столицей России, каждый раз удается удивлять, демонстрируя новую грань бурной культурной жизни. На Cosmoscow в этот раз можно ознакомиться с результатом трехлетней работы арт-резиденций Нижегородской области, через которые за это время прошло 75 художников. Работы примерно половины из них представлены на стенде, который к тому же демонстрирует поразительное разнообразие техник. Тут есть и почти не встречающийся на ярмарках саунд-арт от Ивана Шелоболина, и путеводитель по деревне Журавлиное, созданный Тамарой Шипициной, и металлическое коклюшечное кружево Артема Ляпина.

Проекту «РБК Визионеры» и одному из его героев, нижегородской студии «Тихая», которая в этом году отмечает свое десятилетие, посвящен некоммерческий стенд РБК. Он знакомит с историей студии за все время ее существования в формате своеобразного кабинета редкостей, где размываются границы между искусством и бытовыми вещами (стульями или аудиопроигрывателем). Таким образом посетителям предлагается задуматься о разнице между понятиями «смотреть» и «видеть». Это различие, ключевое для проекта «РБК Визионеры» (основатель «Тихой» Артем Филатов — один из его героев), можно и нужно держать в уме при осмотре всей ярмарки, закладывать на который рекомендуется не меньше двух часов. 

Авторы
Теги
Александр Быковский