Стиль
Впечатления Куда сходить: новая площадка Центра современного искусства AZ/ART
Стиль
Впечатления Куда сходить: новая площадка Центра современного искусства AZ/ART
Впечатления

Куда сходить: новая площадка Центра современного искусства AZ/ART

Фото: Василий Буланов
В историческом здании на Маросейке этим летом появился Центр современного искусства AZ/ART. «РБК Стиль» разобрался, как новая площадка планирует развивать культурную жизнь целого района благодаря проектам на стыке музыки и изобразительного искусства

Появление на Маросейке Центра AZ/ART — результат развития московского Музея AZ, открытого коллекционером и меценатом Наталией Опалевой и Полиной Лобачевской еще в 2015 году. Институция, посвященная творчеству знаменитого художника-нонконформиста Анатолия Зверева, очень быстро вышла за рамки формата мономузея, развиваясь в направлении современного искусства. Перед AZ изначально стояла задача актуализировать наследие Зверева и других художников-шестидесятников через сопоставление с актуальным искусством. Схожую задачу, но уже в несколько ином формате, преследует и новая площадка.

По словам Наталии Опалевой, критической точкой стал 2021 год, когда музей инициировал вручение Премии Анатолия Зверева (Zverev Art Prize) с призовым фондом в 5 млн руб., предназначавшимся современным российским авторам. «На тот момент основное ядро коллекции, посвященной нонконформизму, уже было сформировано, и я переключилась на актуальное искусство, купив сразу много работ с выставки номинантов премии, — вспоминает Опалева. — Это стало стартом формирования второй части собрания. В какой-то момент стало очевидно, что музейной площадки уже не хватает, к тому же хотелось разделить эти два направления. Тогда же я впервые увидела здание на Маросейке».

Первая экспериментальная площадка AZ/ART появилась на Маросейке в конце 2022 года. Тогда это было камерное пространство общей площадью порядка 100 квадратных метров с неприметным входом со стороны ближайшего переулка. Осваиваться начали с персональных выставок московских авторов Владимира Наседкина и Татьяны Баданиной, а также арт-дуэта Марины Беловой и Алексея Политова. Затем началось длительное сотрудничество с петербургским художником и куратором Александром Дашевским, который успел реализовать здесь выставочный проект-сериал «Системы мимикрии». После года работы у AZ/ART появилась возможность расшириться.

«Когда мы пришли, окна были заколочены, крыша проваливалась, перекрытия держались на честном слове, — вспоминала на открытии AZ/ART партнер занимавшегося реставрацией исторического здания бюро Office 1234 Александра Сорокина. — Нашей основной ценностью стал кирпич, цвет которого мы решили изменить. Красный дает совершенно другую эстетику, а покраска в несколько слоев белого придала всему пространству особенную глубину». Отдельные, специально сохраненные фрагменты красных стен можно увидеть в фойе. Такое решение было принято, чтобы подчеркнуть найденные белокаменные элементы. По словам Сорокиной, только начав работать над проектом, архитекторы и реставраторы мечтали о том, что в будущем здесь будет музей. Но этого могло и не случиться: к локации присматривались рестораторы и адвокатская контора. «Мы очень обрадовались, когда два года спустя окончательно поняли, что тут все же будет музей», — говорит Сорокина.

Когда мы пришли, окна были заколочены, крыша проваливалась, перекрытия держались на честном слове

Про большое пространство Наталия Опалева знала изначально, но не сразу решилась его занять: «С маленькой площадки было комфортнее начинать». Теперь все основные пространства AZ/ART логично выстроены в одном крыле с центральным входом с Маросейки. Помимо выставочных залов и магазина предусмотрены офисные помещения и кабинет, который в будущем планируют оборудовать под профильную библиотеку, посвященную отечественному искусству второй половины ХХ века.

Новая площадка AZ/ART открылась масштабным, продолжающимся до конца августа проектом «Неочевидные пересечения», подготовленным совместно с Фондом Николая Каретникова. Он дает посетителям возможность самостоятельно сравнить самые яркие образцы музыки и визуального искусства эпохи оттепели. Для этого выставочные пространства специально разделены на две части. В одной представлены произведения неофициальных художников, которые экспонируются в эффектных стеклянных витринах, позволяющих рассмотреть задники картин. Временные выставки во второй части, которая работает как музыкальный зал, еженедельно меняются. Каждую среду они открываются камерным концертом со специальной программой. Музыкальная программа представляет знаковые произведения композиторов авангардной музыки 1960–1970-х, которым соответствует один или несколько художников-шестидесятников из коллекции музея AZ. После живого концерта создается сокращенная звуковая дорожка, которую посетители слышат на протяжении оставшейся недели.

«Когда я увидела это пространство, оно меня потрясло. Захотелось, чтобы здесь звучала музыка, чтобы был дневной свет, чтобы оно было максимально открыто для публики, для посетителей», — говорит Наталия Опалева, подчеркивая, что главный герой этого проекта — музыка. Порой между рассматриваемыми в проекте художниками и композиторами существовали очень активные взаимодействия. Святослав Рихтер дружил с Дмитрием Краснопевцевым и устраивал выставки его работ у себя в квартире. В доме у Николая Каретникова долгие годы висели произведения работы Валентины Кропивницкой и Оскара Рабина. Но проект далеко не ограничивается такими поверхностными сопоставлениями.

...главный герой этого проекта — музыка

Как отмечает Антон Каретников, исполнительный директор Фонда Николая Каретникова и сокуратор проекта «Неочевидные пересечения», музыка в данном случае не рассматривается как иллюстрация к картинам, а те, в свою очередь, не служат визуализацией музыкальных произведений. «Это параллельно существующие медиа, которые мы предлагаем осмыслить и сопоставить, используя самые разные методы, — говорит Каретников. — При этом далеко не всегда фигуры сопоставляемых художников и композиторов были как-то связаны между собой. У одних схожи социальные траектории, у других — сверхзадачи их творчества, у третьих — художественный язык или сюжеты. Получается, что мы предлагаем посетителям результаты собственных исследований, которые помогают им самим погрузиться в эту атмосферу, изучить текст и возможную методологию сравнения, а сопоставления они проводят уже сами».

Отправной точкой исследований послужила работа музыковеда Сергея Терентьева, поданная им на соискание премии Zverev Art Prize этого года «Взгляд. Интерпретация. Позиция», в которой был предложен подход к сопоставлению живописи Евгения Михнова-Войтенко и музыки Николая Каретникова. В результате Терентьев наряду с Опалевой и Каретниковым стал сокуратором проекта «Неочевидные пересечения» и составителем музыкальной программы. По итогам проекта планируется издать альманах со всеми сопроводительными текстами и расширенными обоснованиями каждого сопоставления. Осенью разговор об искусстве и музыке продолжит куратор Александр Дашевский, но уже на материале XXI века.

Центр AZ/ART позиционируется создателями как своего рода точка культурного притяжения для целого района. «Маросейка сама по себе — удивительное место. Нам хотелось, чтобы помимо кафе, ресторанов и всего остального, что есть вокруг, здесь появилось место, куда человек может забежать и замереть на пару часов или хотя бы на 30 минут, выдохнуть и спокойно подумать о чем-то, — говорит Наталия Опалева. — Город нас постоянно грузит, нам всем очень не хватает мест силы, где можно побыть один на один с чем-то прекрасным или просто в тишине». Этой цели способствует комплексный подход AZ/ART к работе: к проекту «Неочевидные пересечения» подготовлена специальная кинопрограмма (куратор — киновед Максим Павлов), а вокруг центра запущен экскурсионный маршрут, рассказывающий о местах, связанных с историей русского авангарда и неофициального искусства 1960–1970-х. Для посетителей предусмотрены лекции, мастер-классы, творческие встречи и мероприятия для детей. В AZ/ART также работает книжный магазин, где в коллаборации с галереей Sample будут представлены объекты предметного дизайна и искусства, а также тиражная графика, отобранная лабораторией экспериментальной печати Пиранези LAB.