Искусство покоя: зачем ехать в Индию в Ananda in the Himalayas

Семь утра. За cтенами павильона с выписанным дивными узорами синим потолком начинается день. Коровы мычат, обезьяны прыгают по деревьям, спешат по своим важным делам, а в соседней деревне то и дело включается одна и та же навязчивая мелодия, будто кто-то не устает ронять монету в музыкальный автомат. Так выглядит обычное утро в Ananda in the Himalayas — месте, которое уже 25 лет учит каждого своего гостя чувствовать себя не кем-нибудь другим, но самим собой.
Павильон для медитаций и занятий йогой давно стал частью мира природы: он не спорит с ее правилами, он затерялся среди пышной зелени и сам делает «вдох — выдох», как и каждый занимающийся в нем. Главное правило здесь — быть в моменте. И надо признать, что в предгорье Гималаев, где велнес-курорт занял площадь около 40 га, быть в этом моменте — одно удовольствие, а вместе с тем и возможность провести время наедине с собой и заглянуть в собственную глубину, от которой в обычной жизни всегда готовы отвлечь рабочие дела, планы, пробки, иными словами, будни со всеми их «обязательно подумаю об этом когда-нибудь, а не сейчас».



Вечно спешащим и вечно к чему-то стремящимся людям хорошо знакомо состояние, называемое синдромом отложенной жизни. Все обязательно будет, начнется, состоится когда-нибудь, в условном «завтра», а сегодня нужно постараться, подсобраться, взять новую высоту. Таких гостей (к ним, увы, относится и автор этого текста) легко узнать: рука их сама тянется к телефону, чтобы проверить рабочую почту, в мыслях — все те же дела, удаленные уже пусть географически, но не мысленно. Успех совсем не равен счастью, уверены в Ananda in the Himalayas, а чувство внутренней гармонии — не цель, но путь. На этом пути важны единомышленники, которыми становятся все, кого здесь встречаешь. Доктора аюрведы, массажисты, физиотерапевты, шеф-повара, музыкант, каждый вечер провожающий солнце в закат игрой на волынке, и даже птицы, щебечущие на своем языке.
В предгорье Гималаев уже долгие годы стоял заброшенным дворец Махараджи Тихри-Гархвала, когда Ашок Кханна, увлеченный идеей открыть собственный велнес-курорт, исследовал родную Индию в поисках подходящего для него места. Место никак не находилось, но, добравшись до дворца, он сразу почувствовал: это оно. Чувственное в этом контексте действительно преобладает над рациональным. У подножия гор расположился Ришикеш, священный для индуизма город, здесь же в горной тишине берет свое начало река Ганг. За шторами номера в Ananda in the Himalayas скрываются действительно особенные виды, в каждое время дня и ночи — свои. В рассветный час Ришикеш покрыт легкой туманной дымкой, днем он окружен ярким солнцем, а в полуночный час мерцает огнями под присмотром луны.





Природа явно участвует во всех велнес-программах, поддерживая каждого гостя и эмоционально, и физически, ведь в местном климате тело чувствует себя более расслабленно. О том же заботится холистический, то есть целостный, подход, практикуемый в Ananda. Тело неотделимо от разума и души, поэтому свой путь они проходят вместе, а любая программа предполагает несколько основных элементов. Это аюрведа, внимание к пище, хатха-йога, духовное развитие и эмоциональное исцеление.
Перед тем как начать свой путь здесь, каждый гость заполняет подробную анкету и проходит предварительную консультацию, после чего, уже прибыв в Ananda, встречается на очной консультации с доктором аюрведы и получает расписание своих дней. Даже у тех, у кого совпадают названия программ, процедуры будут очень разными, как разные у каждого из нас характеры и беспокойства. Одна из самых популярных, как нетрудно догадаться, — «Управление стрессом». Впрочем, снижают уровень напряжения и любые другие: от «Панчакармы» (на нее нужно закладывать как минимум 21 день) до «Обновления», «Холистического детокса» или «Улучшения сна».





Для того чтобы гости еще больше концентрировали внимание на себе, а не на вопросах быта, например во что будет удобно или уместно облачиться, каждый день в номер приносят белоснежные хлопковые костюмы (Kurta Pyjama), свободные, не сковывающие движений. Что же касается еды, у каждой программы свое меню, составленное по типу доши гостя.




Свобода от привычных забот и гармоничность течения времени позволяют заметить больше, ведь вместо того, чтобы бежать из точки А в точку Б, спрятав глаза в кишащий делами телефон, как часто это бывает в городе, ты идешь медленным шагом и не просто смотришь, а по-настоящему видишь: как раскачиваются на ветках птицы, как падает с дерева лист, пока медленно садится за горы солнце. Просыпаться и засыпать, размышляя об этом, совсем не то же, что нервно вскакивать под звуки будильника, переживая, что ты уже что-то пропустил. Повседневность здесь поэтична, а каждый сезон подсвечивает свою собственную, особенную красоту. Если весной в предгорье Гималаев едва ли получится попасть под дождь, то летом, в сезон дождей, он, напротив, становится важной частью окружившей действительности. И пусть покидать эти просторы даже на короткое время по-настоящему жаль, открытия, которые можно совершить, того стоят.

Например, в Ришикеше каждый день года, без исключений, проходит церемония Ganga Aarti — совершаемый на закате ритуал поклонения богине Ганге. Затерявшись среди паломников со всего света, сидя на берегу реки, понимаешь, что мир гораздо шире, чем любые представления о нем. То же легко почувствовать и на рассвете, совершая восхождение к храму Кунджапури. Дорога долгая, и в основном в гору, так что в какой-то момент можно выбрать: продолжить ли пешком или поехать на машине. Ноги уже устали, так что соблазн велик, и выбор в итоге каждый делает свой. Если он делается в пользу пешего пути, то можно, например, узнать, что в горах есть начальная школа, где учат английский, есть и добрые люди, осторожные собаки, громкие коровы, яркие цветы с таким же ярким запахом. За время пути гид несколько раз повторяет: «У всего в этом мире есть хорошая сторона, а есть обратная». Вот горы, допустим. Они красивы, но работы здесь больше нет, поэтому фермы стоят заброшенными. Или дорога. Она устлана цветами и травами, но люди оставили после себя мусор.
Сам же храм — отдельное большое впечатление, как и легенда, связанная с его появлением. Для каждого, кто добрался сюда пешком, храм — возможность оглянуться на пройденный путь и обрадоваться ему, ведь, как и весь велнес, этот конкретный эпизод тоже не столько цель, сколько процесс, в котором важно помнить о себе, своем дыхании, чувствах и ощущениях.
Вернувшись в Ananda in the Himalayas, проживаешь его снова — и снова ищешь и находишь новые грани самого себя. Покинув это царство покоя и оказавшись опять среди городского пейзажа, носишь в себе этот опыт как талисман. Ведь пока все куда-то бегут, где-то в Гималаях практикуют искусство покоя и неспешности, течет Ганг, поют птицы, а по делам спешат только мартышки.











