Прелести усадебной жизни: чем запомнился театральный фестиваль «Толстой»

Лев Толстой, как известно, любил ходить пешком. Так, граф трижды добирался от Москвы до Ясной Поляны: 200 км и пять дней пути его не останавливали. Для писателя такие прогулки были поводом не только лишний раз не пользоваться железной дорогой, которую он не любил, но и собраться с мыслями, отдохнуть от домашних и набрать фактуры для новых произведений.
Сегодня, когда так много говорят о магических 10 тыс. шагов, особенно важно устраивать дни, когда доступ в интернет ограничен, а шагомер показывает хотя бы треть от дневной нормы автора «Войны и мира». Именно так выходные 5–6 июля провели гости девятого театрального фестиваля «Толстой», спектакли-прогулки которого особенно располагали к изучению яснополянского заповедника.

Последние три года фестиваль строился вокруг одно из романов Льва Толстого: в прошлый раз это было «Воскресенье», еще раньше — «Анна Каренина» и «Война и мир». В этом году команда поставила во главу угла не книгу, но понятие, без которого, впрочем, вселенная Толстого непредставима, — счастье в самых разных его проявлениях (вспомнить хотя бы притчу во языцех советского толстоведения — зеленую палочку).
Традиционно показали спектакли, созданные режиссерами, гостившими в Ясной Поляне в качестве резидентов. На нескольких уличных площадках, в том числе на крыльце дома Толстого, случился спектакль-променад Анны Закусовой, который так и называется — «Счастье». Основанная на романе «Семейное счастье» и письмах писателя к жене постановка соединяет поиски заветного чувства: в личной жизни — с одной стороны и в социальной плоскости — с другой — в единое пластическое (Закусова известна прежде всего как хореограф) повествование. В духе Толстого разговоры о всеобщем равенстве здесь сопровождают сокровенные признания, данные влюбленными друг другу тет-а-тет.






Другую, кинематографическую версию счастья представила режиссер Стася Толстая — ученица Сергея Соловьева. Премьера ее фильма «Семейное счастье», в котором снялись Евгений Цыганов, Евгения Леонова и Юлия Снигирь, прошла в Яблоневом саду (здесь же все выходные проходили просветительская и кинопрограмма: актеры читали произведения Толстого, а киновед Евгений Майзель, например, выступил с лекцией о фильмах «другой реальности» — Португалии и Латинской Америки).



«Семейное счастье», версия-2025, — практически дословное переложение толстовского романа, но рассказанное принципиально иным языком, чем классические экранизации XX века. Блеск, с которым живет русское дворянство, здесь нечто среднее между вечеринками из «Великого Гэтсби» и сегодняшними Патриаршими прудами, с нарочито современным саундтреком, написанным Олегом Трояновским. Выходит, что картинные Сергей Михайлович и Маша, хотя и живут в XIX веке, походят и на типичную сегодняшнюю пару, переживающую кризис трех лет. Сквозь ревность, едва не состоявшийся адюльтер и даже смерть герои проделывают куда более длинный, чем полтора часа экранного времени, путь: от «чувства оленя» к любви «мужа к жене», как это формулировал сам Толстой.

Сквозная тема всех фестивалей «Толстой», продиктованная самим местом, — усадебная жизнь. Многим героям русской литературы она приносила покой, но самого графа, по крайней мере на склоне лет, тяготила. Об этом говорит знаменитый исход Толстого из Ясной Поляны за десять дней до смерти, которому режиссер Этель Иошпа и театр «Пух и прах» посвятили спектакль-шествие «Дом, который покинул Лев».
Происходит «бегство из рая» на кромке поля, за которой начинается лесистая часть яснополянских угодий (здесь сохранилась любимая графская скамейка). Зрители вместе с огромным бутафорским Толстым проходят линейный маршрут: от вступления в брак с Софьей Берс до побега. Все атрибуты его прошлой жизни, а точнее — их абсурдистские декорации-аватары, любовно выполненные художниками Максимом и Марией Проценко, тянут писателя назад, образуя в конце концов внушительную процессию. Здесь появляются домашние писателя, яснополянские животные, знаменитые пчелы, которых Толстой разводил, Наполеон и Ганди. Трогательные музыкальные рефрены сопровождают зрителя все время постановки, эмоционально подготавливая к неизбежному исходу, когда бутафорский Толстой все-таки скрывается за живописным косогором.




Одним из безусловно любимых писателем проявлений усадебной жизни была школа, где граф учил крестьянских детей. Но учил не столько формулам (хотя и им тоже), сколько, как сказали бы сегодня, «мягким навыкам»: умению слушать и слышать других людей, созерцать природу и находить в ней ответы на любые вопросы. Эту часть яснополянского быта отразила арт-группа Angrod в перформансе «А, Б, В, Г, Д…», участникам которого предложили примерить роль толстовских учеников. За каждой буквой закрепили то или иное «упражнение»: послушать землю, увидеть небо, понаблюдать за водой.
В конце маршрута гости оставляли в почтовом ящике послания (давняя традиция семьи Толстых), которые каждый вечер фестиваля потомки писателя читали вслух, — таким образом все желающие могли включиться в историю Ясной Поляны.



Традиционно важная часть фестиваля, по-разному раскрывающего грани яснополянского быта, — музыка. За современный трек отвечала сюита «Хрупкость», которую композитор Глеб Андрианов и его камерный оркестр Cinematica представили на Главной сцене. Произведения, которые сам Толстой слушал при жизни, исполнили артисты Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В первый день фестиваля звучали арии из русских и итальянских опер, а в последний — романсы, которые часто пели в усадьбе. Особенно публике запали в душу знаменитые «Очи черные», «Соловей» и «Скажите, девушки». Последний Лилия Гайсина, Чингис Аюшеев и Станислав Ли, которых зрители не хотели отпускать после поклонов, исполнили на бис.



Делать театральный фестиваль на природе, тем более такой масштабный, — значит в известной степени рисковать: даже банальный ливень может нарушить самые грандиозные планы. И тем не менее природа куда больше дает, чем забирает. На «Толстом» 2025 года это ясно продемонстрировал спектакль «Как Лев Толстой за мужика луг косил…» Саши Никитиной (результат инклюзивной драматургической лаборатории «Толстой вдоль и поперек»). В спектакль был вписан фрагмент из рассказа «Алеша Горшок» — история о неудавшейся женитьбе и смерти юродивого. Когда сюжет вышел на минорный лад, а рассказчик, сидевший под старым пышным деревом на фоне поля, выдержал драматическую паузу, по всему месту действия прошла волна ветра, посрывавшая листья и удвоившая, утроившая впечатление от услышанного. (Нечто подобное было у Тарковского в «Зеркале», когда оглянувшемуся герою Солоницына завторили ветра, но это был «рукотворный» эффект, созданный специально пригнанным вертолетом.)
Яснополянская природа выступает соавтором местных постановок, собирая для каждого гостя оригинальную комбинацию из срежиссированного и спонтанного путешествия, и уже хотя бы потому (магию и историю места, безусловно, важные, оставляем за скобками) этот опыт становится таким ценным, а «Толстой» из года в год превращает Ясную Поляну из туристического кластера, где время застыло, в важную площадку современного и вневременного искусства.

Команда фестиваля «Толстой» — герои проекта «РБК Визионеры». Визионеры — это люди, чьи идеи и проекты меняют наш образ мыслей и стиль жизни.