Стиль
Впечатления Полина Бондарева — о Шанхае, выставке Марины Абрамович и ярмарке ART021 Shanghai
Стиль
Впечатления Полина Бондарева — о Шанхае, выставке Марины Абрамович и ярмарке ART021 Shanghai
Впечатления

Полина Бондарева — о Шанхае, выставке Марины Абрамович и ярмарке ART021 Shanghai

Эль Анацуи, After the Red Moon (Museum of Art Pudong). Инь Сючжэнь, Piercing the sky (Power Station of Art)

Эль Анацуи, After the Red Moon (Museum of Art Pudong). Инь Сючжэнь, Piercing the sky (Power Station of Art)

Основатель школы Masters и программный директор Левашовского хлебозавода Полина Бондарева — о своей поездке на ярмарку современного искусства в Шанхай

Ноябрьский Шанхай — это множество музеев с художниками первой величины, галереи мирового уровня, персональные выставки Аниша Капура и Марины Абрамович, а еще — две российские галереи в участниках ярмарки ART021 Shanghai. Иными словами, сомнений не было, из осенней Москвы команда школы Masters переместилась в интернациональный Шанхай, чтобы внимательно изучить все контексты и взаимосвязи.

ART021 Shanghai

Монументальное здание, в котором проходит ярмарка, по стилю неслучайно напоминает ВДНХ: оно построено в 1955 году группой архитекторов (Сергеем Андреевым, Чэнь Чжи, Ван Дин Чжаном и Цай Сяньюем) в качестве подарка СССР и в поддержку интернациональной дружбы с Китаем.

Зайдя на ярмарку, можно сразу увидеть главные стенды больших галерей: от David Zwirner Gallery до White Cube, а также молодые европейские и российские галереи. По краям — два огромных холла, посвященных игрокам китайского рынка. Например, там можно найти работы японской художницы Яёи Кусамы и других ярких и представительных во всех отношениях авторов. В главной анфиладе сразу встречают два скульптурных коллажа французской галереи Mennour (Galerie Kamel Mennour), вовлекая в процесс разгадывания и рассматривания сложносочиненных конструкций. Эта же галерея представляет художницу Алицию Кваде, известную своими инсталляциями с камнями, которая на этот раз продолжает экологический дискурс и представляет триптих «Дождь в Португалии/Мексике/Японии».

Буквально напротив, на стенде галереи Цвирнера (David Zwirner Gallery), выставлены фотографии, модифицированные с помощью компьютера. На этом же стенде — полотна Рут Асавы, которые мы еще встретим в музее Long, они уже в его коллекции. К слову, важное отличие ART021 Shanghai от других международных ярмарок в том, что здесь показывают не только искусство для коллекционера, но и для покупки работ в музейные собрания и фонды.

Главенствующие темы на ярмарке сегодня — искажение и пересобирание реальности под разными углами. Например, пикториализм в работах фотографа Вольфганга Тильманса (галерея David Zwirner) будто представляет исследование граней современного импрессионизма, а полотна Марлен Дюма (тоже галерея David Zwirner) приглашают в игру со временем и со зрением.

Лондонская галерея Carlos∕Ishikawa сделала ставку на модную Исси Вуд и не прогадала: глубоко личная, напоминающая запись в дневнике, работа художницы стала самой обсуждаемой среди критиков. Произведения художника-экспрессиониста Брэма Богарта в White Cube «на любой вкус»: красный, белый и сине-желтый. На стенде этой галереи выделяются и полотна Ли-джин-у (Lee Jin Woo) — громадные работы из шерсти, хорошо знакомые завсегдатаям ярмарок Art Basel и Frieze.

Напоследок среди звездных стендов хочется отметить Beijing Commune, где представлены объекты китайского художника Сун Дуна (Song Dong). По работе с цветом и светом они напоминают метод видеохудожника Анри Сала, но уже в архитектуре. На стенде той же галереи привлекает внимание двойной портрет гиперреалиста Чжана Сяогана и его же панно из дерева с выпуклыми деревянными формами, напоминающими женские очертания. Эти произведения логично соединяются с экспозицией в музее Long, где сейчас также можно увидеть творчество художника.

В этом году в рамках ярмарки Dior выступает с премией для женщин-художниц со всего мира, создавая с ними культовые сумки, под этот проект отведено отдельное крыло. Коллаборация Christian Louboutin и китайского художника Сюй Чжэнь (Xu Zhen) тоже заслуживает внимания: здесь получился своеобразный Парфенон, колонны которого «одеты» в красные лаковые туфли.

Отдельно хочется отметить и похвалить стенд российской PA Gallery с работами из металла Анны Желудь и фарфором Анны Казьминой (в прошлом году на этой ярмарке художницы получили звание «художник года»), очень органично вписывающимися в общий контекст. Так же не остался без внимания и стенд галереи «Палаты» с объектами сложного плетения из шамотной керамики — все солд аут.

Основатель Masters Полина Бондарева — о Левашовском хлебозаводе и двух столицах

Шанхай и его настроения

Если говорить о настроении Шанхая, в этот раз удалось посмотреть большое искусство и вне ярмарки: знаменитый Аниш Капур в Lisson Gallery представил семь работ, неожиданно на бумаге, каждая из которых требует погружения и внимательного рассматривания. Это первая персональная выставка художника в Китае.

Другая персональная выставка — художницы Инь Сючжэнь под названием Piercing the sky проходит на электростанции в параллель проекту Chanel в том же пространстве и словно связывает авторов прошлого и настоящего через своеобразный диалог между двумя экспозициями. И Коко Шанель, и Инь Сючжэнь работала и работает с тканями, но одна как дизайнер, другая как художник. В каком-то смысле в рамках выставок они будто меняются местами. В огромном холле представлены монументальные инсталляции Инь: огромный самолет, машина-корабль, название произведения «1060 дыханий Шанхая» будто отсылает к Дюшану и его воздуху Парижа.

Вообще, парафразы в работах современных художников стали более предметными и осязаемыми, повсюду читаются отсылки к великим даже в названиях, в контексте представленных на выставках в Шанхае имен это не вызывает никаких противоречий, а, наоборот, создает поле восприятия и диалога. На выставке мы, к примеру, видим футуристический объект, в котором прослеживается разговор о телесности: монохромные чулки цвета кожи, надетые на огромный летающий аппарат. Эта выставка точно запомнится надолго, здесь читаются и темы народности, и сакральности китайской культуры, священные мифы и их восприятие из сегодняшнего дня.

Выставка Инь Сючжэнь Piercing the sky
Выставка Инь Сючжэнь Piercing the sky

На следующем уровне в пространстве электростанции проходит ретроспектива Габриэль Шанель: здесь и редчайшие бирки, и первые сумки 2,55, записные книжки и не только. На выставке представлено все мифотворчество с площади Согласия, где находится бутик Chanel. Оно переносит нас в историю главной женщины-модельера ХХ века. Ни выставка Dior в Музее декоративного искусства в Париже, ни проект, посвященный Армани в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, на мой взгляд, не сравнятся масштабом с выверенным, минималистичным и тонким подходом кураторов экспозиции. Здесь Габриэль являет перед нами сдержанную, интеллектуальную и уверенную субличность, изменившую подход к мужскому костюму в женском прочтении. И, кстати, это единственный каталог выставки, который я везу из Шанхая.

А еще я впервые побывала в Художественном музее Пудуна (Museum of Art Pudong), где сейчас проходит выставка-посвящение Уильяму Тернеру, копродукция с британским Tate. Творчество живописца разбито на главы и представлено в контекстах авторов сегодняшнего дня: к примеру, гениального Олафура Элиассона, Питера Дойга и Ричарда Лонга, чьи произведения и инсталляции вторят пейзажам английского мастера.

Особым впечатлением для меня стала выставка Марины Абрамович в Музее современного искусства (MAM Shanghai). Глобальная ретроспектива, занявшая четыре этажа, где нашлось место личному: здесь и фотографии родителей Марины, снимки из детства, и награды отца, история про защиту докторской диссертации по философии брата и многое другое. Все это погружает в особую атмосферу экспозиции Transformation reality. Некогда начатая Мариной Абрамович тема энергии кристаллов воплощается в работах уже этого года, где можно увидеть стулья-кристаллы, скамьи-кровати с кристаллами и даже можно полежать на самих камнях, выточенных в размер человеческого тела.

Трехчастное действие заканчивается перформансом на последнем этаже, где нужно убрать все гаджеты в ячейки для хранения. После вас возьмет за руку «фасилитатор» в медицинском белом халате и проведет к предметам, благодаря новым энергиям которых вы сможете «войти в другое измерение». На этой выставке легко провести целый день, погружаясь в творчество Марины Абрамович с самых разных углов и действительно вовлекаясь в энергетическое поле художницы.

Все эти выставки и масштабные — и очень разные — повествования в одном городе в одно время становятся бесконечным калейдоскопом и позволяют охватить невероятное количество сюжетов и художественных практик. Шанхай — это особая эстетика, особая архитектура, где колониальная идея встречается с ультрасовременными концептами, в чайных, кафе, магазинах одежды, библиотеках и музеях. Культура как философия, проявленность в повседневности и смелость в экспериментах: таким для меня стал Шанхай 2024, вместе с его ярмаркой, музеями и галерейными пространствами.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»