Полина Бондарева — о Шанхае, выставке Марины Абрамович и ярмарке ART021 Shanghai
Эль Анацуи, After the Red Moon (Museum of Art Pudong). Инь Сючжэнь, Piercing the sky (Power Station of Art)
Ноябрьский Шанхай — это множество музеев с художниками первой величины, галереи мирового уровня, персональные выставки Аниша Капура и Марины Абрамович, а еще — две российские галереи в участниках ярмарки ART021 Shanghai. Иными словами, сомнений не было, из осенней Москвы команда школы Masters переместилась в интернациональный Шанхай, чтобы внимательно изучить все контексты и взаимосвязи.
ART021 Shanghai
Монументальное здание, в котором проходит ярмарка, по стилю неслучайно напоминает ВДНХ: оно построено в 1955 году группой архитекторов (Сергеем Андреевым, Чэнь Чжи, Ван Дин Чжаном и Цай Сяньюем) в качестве подарка СССР и в поддержку интернациональной дружбы с Китаем.
Зайдя на ярмарку, можно сразу увидеть главные стенды больших галерей: от David Zwirner Gallery до White Cube, а также молодые европейские и российские галереи. По краям — два огромных холла, посвященных игрокам китайского рынка. Например, там можно найти работы японской художницы Яёи Кусамы и других ярких и представительных во всех отношениях авторов. В главной анфиладе сразу встречают два скульптурных коллажа французской галереи Mennour (Galerie Kamel Mennour), вовлекая в процесс разгадывания и рассматривания сложносочиненных конструкций. Эта же галерея представляет художницу Алицию Кваде, известную своими инсталляциями с камнями, которая на этот раз продолжает экологический дискурс и представляет триптих «Дождь в Португалии/Мексике/Японии».
Буквально напротив, на стенде галереи Цвирнера (David Zwirner Gallery), выставлены фотографии, модифицированные с помощью компьютера. На этом же стенде — полотна Рут Асавы, которые мы еще встретим в музее Long, они уже в его коллекции. К слову, важное отличие ART021 Shanghai от других международных ярмарок в том, что здесь показывают не только искусство для коллекционера, но и для покупки работ в музейные собрания и фонды.
Главенствующие темы на ярмарке сегодня — искажение и пересобирание реальности под разными углами. Например, пикториализм в работах фотографа Вольфганга Тильманса (галерея David Zwirner) будто представляет исследование граней современного импрессионизма, а полотна Марлен Дюма (тоже галерея David Zwirner) приглашают в игру со временем и со зрением.
Лондонская галерея Carlos∕Ishikawa сделала ставку на модную Исси Вуд и не прогадала: глубоко личная, напоминающая запись в дневнике, работа художницы стала самой обсуждаемой среди критиков. Произведения художника-экспрессиониста Брэма Богарта в White Cube «на любой вкус»: красный, белый и сине-желтый. На стенде этой галереи выделяются и полотна Ли-джин-у (Lee Jin Woo) — громадные работы из шерсти, хорошо знакомые завсегдатаям ярмарок Art Basel и Frieze.
Напоследок среди звездных стендов хочется отметить Beijing Commune, где представлены объекты китайского художника Сун Дуна (Song Dong). По работе с цветом и светом они напоминают метод видеохудожника Анри Сала, но уже в архитектуре. На стенде той же галереи привлекает внимание двойной портрет гиперреалиста Чжана Сяогана и его же панно из дерева с выпуклыми деревянными формами, напоминающими женские очертания. Эти произведения логично соединяются с экспозицией в музее Long, где сейчас также можно увидеть творчество художника.
В этом году в рамках ярмарки Dior выступает с премией для женщин-художниц со всего мира, создавая с ними культовые сумки, под этот проект отведено отдельное крыло. Коллаборация Christian Louboutin и китайского художника Сюй Чжэнь (Xu Zhen) тоже заслуживает внимания: здесь получился своеобразный Парфенон, колонны которого «одеты» в красные лаковые туфли.
Отдельно хочется отметить и похвалить стенд российской PA Gallery с работами из металла Анны Желудь и фарфором Анны Казьминой (в прошлом году на этой ярмарке художницы получили звание «художник года»), очень органично вписывающимися в общий контекст. Так же не остался без внимания и стенд галереи «Палаты» с объектами сложного плетения из шамотной керамики — все солд аут.
Шанхай и его настроения
Если говорить о настроении Шанхая, в этот раз удалось посмотреть большое искусство и вне ярмарки: знаменитый Аниш Капур в Lisson Gallery представил семь работ, неожиданно на бумаге, каждая из которых требует погружения и внимательного рассматривания. Это первая персональная выставка художника в Китае.
Другая персональная выставка — художницы Инь Сючжэнь под названием Piercing the sky проходит на электростанции в параллель проекту Chanel в том же пространстве и словно связывает авторов прошлого и настоящего через своеобразный диалог между двумя экспозициями. И Коко Шанель, и Инь Сючжэнь работала и работает с тканями, но одна как дизайнер, другая как художник. В каком-то смысле в рамках выставок они будто меняются местами. В огромном холле представлены монументальные инсталляции Инь: огромный самолет, машина-корабль, название произведения «1060 дыханий Шанхая» будто отсылает к Дюшану и его воздуху Парижа.
Вообще, парафразы в работах современных художников стали более предметными и осязаемыми, повсюду читаются отсылки к великим даже в названиях, в контексте представленных на выставках в Шанхае имен это не вызывает никаких противоречий, а, наоборот, создает поле восприятия и диалога. На выставке мы, к примеру, видим футуристический объект, в котором прослеживается разговор о телесности: монохромные чулки цвета кожи, надетые на огромный летающий аппарат. Эта выставка точно запомнится надолго, здесь читаются и темы народности, и сакральности китайской культуры, священные мифы и их восприятие из сегодняшнего дня.
На следующем уровне в пространстве электростанции проходит ретроспектива Габриэль Шанель: здесь и редчайшие бирки, и первые сумки 2,55, записные книжки и не только. На выставке представлено все мифотворчество с площади Согласия, где находится бутик Chanel. Оно переносит нас в историю главной женщины-модельера ХХ века. Ни выставка Dior в Музее декоративного искусства в Париже, ни проект, посвященный Армани в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, на мой взгляд, не сравнятся масштабом с выверенным, минималистичным и тонким подходом кураторов экспозиции. Здесь Габриэль являет перед нами сдержанную, интеллектуальную и уверенную субличность, изменившую подход к мужскому костюму в женском прочтении. И, кстати, это единственный каталог выставки, который я везу из Шанхая.
А еще я впервые побывала в Художественном музее Пудуна (Museum of Art Pudong), где сейчас проходит выставка-посвящение Уильяму Тернеру, копродукция с британским Tate. Творчество живописца разбито на главы и представлено в контекстах авторов сегодняшнего дня: к примеру, гениального Олафура Элиассона, Питера Дойга и Ричарда Лонга, чьи произведения и инсталляции вторят пейзажам английского мастера.
Особым впечатлением для меня стала выставка Марины Абрамович в Музее современного искусства (MAM Shanghai). Глобальная ретроспектива, занявшая четыре этажа, где нашлось место личному: здесь и фотографии родителей Марины, снимки из детства, и награды отца, история про защиту докторской диссертации по философии брата и многое другое. Все это погружает в особую атмосферу экспозиции Transformation reality. Некогда начатая Мариной Абрамович тема энергии кристаллов воплощается в работах уже этого года, где можно увидеть стулья-кристаллы, скамьи-кровати с кристаллами и даже можно полежать на самих камнях, выточенных в размер человеческого тела.
Трехчастное действие заканчивается перформансом на последнем этаже, где нужно убрать все гаджеты в ячейки для хранения. После вас возьмет за руку «фасилитатор» в медицинском белом халате и проведет к предметам, благодаря новым энергиям которых вы сможете «войти в другое измерение». На этой выставке легко провести целый день, погружаясь в творчество Марины Абрамович с самых разных углов и действительно вовлекаясь в энергетическое поле художницы.
Все эти выставки и масштабные — и очень разные — повествования в одном городе в одно время становятся бесконечным калейдоскопом и позволяют охватить невероятное количество сюжетов и художественных практик. Шанхай — это особая эстетика, особая архитектура, где колониальная идея встречается с ультрасовременными концептами, в чайных, кафе, магазинах одежды, библиотеках и музеях. Культура как философия, проявленность в повседневности и смелость в экспериментах: таким для меня стал Шанхай 2024, вместе с его ярмаркой, музеями и галерейными пространствами.