Стиль
Впечатления Ностальгия и онлайн: как киноиндустрия реагирует на санкции
Стиль
Впечатления Ностальгия и онлайн: как киноиндустрия реагирует на санкции
Впечатления

Ностальгия и онлайн: как киноиндустрия реагирует на санкции

Кадр из фильма «Сто дней после детства»
Кадр из фильма «Сто дней после детства»
Едва начав выбираться из пандемийного кризиса, российские кинотеатры оказались в сложном положении из-за ситуации на Украине

Из-за военной операции на Украине четыре из пяти крупнейших кинокомпаний Голливуда — Disney, Sony, Universal и Warner Bros. — прервали свое сотрудничество с российским рынком. Не состоялась премьера долгожданного «Бэтмена», за день до начала проката релиз был отменен. Европейские фестивальные площадки отказались принимать делегации из России. Каннский кинофестиваль объявил об этом первым, Венецианский тоже запретил россиянам участвовать в смотре. Сорвался международный форум «Российский кинобизнес», организаторы телевизионного рынка MIPTV отказались в этом году принимать участников из России. Мировое киносообщество, невзирая на финансовые и культурные потери, решило таким образом выразить несогласие с геополитическими решениями российского правительства. Тяжелее всего на это реагирует офлайновая часть киноиндустрии — кинотеатры, получающие доход от кассовых сборов. Онлайн-кинотеатры и стриминги пока пребывают в спокойствии.

Что ждет офлайн-прокат

«В марте убытки кинотеатров составят 5–6 млрд руб., — сказал "РБК Стиль" главный редактор издания "Бюллетень кинопрокатчика" Александр Нечаев. — Кинотеатры и так работают на пороге рентабельности, потому что кинопрокат после пандемии в полной мере не восстановился. В марте они будут работать ниже порога рентабельности, и если Голливуд не вернется через месяц и ситуация к началу сезона блокбастеров в начале мая не нормализуется, то мы столкнемся с массовым закрытием кинотеатров. Это будет полноценный коллапс кинопроката. Те зарубежные фильмы, которые будут идти в оставшихся кинотеатрах, не привлекут большой аудитории, потому что у них изначально крайне ограниченный кассовый потенциал. Недосчитаются прибылей и российские продюсеры — они рассчитывали совершенно на другое состояние рынка, закладывая бюджеты на свои проекты. Все это по цепочке скажется на производстве фильмов, которое также понесет урон».

В марте убытки кинотеатров составят 5–6 млрд руб.

В сетке кинопроката образовались дыры. Чем заменить потенциальные кассовые блокбастеры: «Фантастических тварей», «Затерянный город», «Морбиуса» или «Соник-2»? Очевидный ответ — менять график релизов. Прокатная компания «Централ Партнершип» выпустила комедию «Хочу замуж» с Милошем Биковичем и Кристиной Асмус 3 марта вместо 5 марта, а также повторно покажет прокатные хиты «Холоп» и «Движение вверх». Компания «Наше кино» тоже пришла на помощь кинотеатрам с фильмами «Брат» и «Брат 2» (будут показывать с 24 марта), а также «Салют-7» (повторный выход с 7 апреля). Зрителям предложат пересмотреть «Жмурки», «Морфий», «Про уродов и людей», «Я тоже хочу». Мультфильмы отечественного производства о богатырях тоже брошены на выручку: студия «Мельница» снова покажет хиты про Алешу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца.

В комментарии «РБК Стиль» сеть кинотеатров «КАРО» заявила, что будет продолжать работу и ориентироваться на обстоятельства. В афише на сайте кинотеатра нет особенных изменений, за исключением отсутствия фильмов, которые в России теперь не выйдут. На сайте московского кинотеатра «Художественный» в расписании появились «Дюна» и «Господин Никто». Кинотеатры сети «Синема стар» повторяют релизы коллег из «КАРО». Объединяет всех краткосрочная афиша с расписанием сеансов только до 9 марта.

Кадр из фильма «Господин Никто»
Кадр из фильма «Господин Никто»

На момент написания материала еще одна прокатная компания — «Ракета Релизинг» — пообещала с 10 марта пустить в кинотеатрах аниме «Вайолет Эвергарден. Вечность и призрак пера», картину «Ван Гог. С любовью, Винсент» и фильм «Человек божий». Capella Film анонсировала повторный прокат драмы «Еще по одной» с Мадсом Миккельсеном.

Песня из фильма «Еще по одной» стала гимном пьянства в Дании

Пока есть шанс, что ностальгические и фестивальные поводы помогут кинотеатрам привлечь зрителей. Если эти меры рассчитаны на месяц-два, то, возможно, государство поддержит кинотеатры?

«Общие сборы всех фильмов, вышедших в российский прокат в 2021 году, составили 40 млрд руб. Это относительно немного — на прокат продолжала влиять пандемия, не все ожидавшиеся крупные фильмы вышли в 2021-м, переехав на более поздний срок. Но восстановление было заметно невооруженным взглядом, были все шансы, что в 2022 году мы выйдем на допандемийный уровень сборов 50–55 млрд руб. в год, — объясняет Нечаев. — Кинотеатры забрали бы половину этих денег, то есть 27,5 млрд руб. В этом году, если ситуация не нормализуется, общая выручка российского проката в лучшем случае достигнет 20 млрд руб. Кинотеатрам останется 10 млрд руб. То есть если мы говорим о возможном объеме государственной поддержки, то при таком раскладе из бюджета кинотеатрам необходимо выделить 17,5 млрд руб. Напомню, что на производство фильмов Фонд кино и министерство культуры в этом году планируют выделить 11,5 млрд руб.».

В этом году, если ситуация не нормализуется, общая выручка российского проката в лучшем случае достигнет 20 млрд руб.

Владельцы кинотеатров высказались в совместном обращении: «Мы выражаем озабоченность высокой вероятностью ликвидации всей отрасли кинопоказа в стране в условиях введения масштабных и беспрецедентных санкций ряда государств в отношении Российской Федерации, в том числе и напрямую касающихся кинотеатров». Ассоциация владельцев кинотеатров опасается потерять до 80% выручки, а также лишиться технического и технологического обеспечения кинопоказов уже к середине 2022 года.

«Есть угроза полного исчезновения российского проката в том виде, в котором он существовал и формировался, начиная с 2004 года, — объясняет главный редактор "Бюллетеня кинопрокатчика" Александр Нечаев. — Тот год был стартом новейшей истории российского проката, на больших экранах в стране систематически стали появляться блокбастеры, возникли локальные кинопрокатные хиты вроде "Ночного дозора". Позднее к России стали проявлять интерес студии-мейджоры, которые начали открывать в стране свои представительства. Пока они не закрываются. Но это дело времени — если ситуация не улучшится, ничего нельзя исключить. В долгосрочной перспективе есть риск превратиться в Иран с точки зрения кинопроката».

Смотри у меня: как рынок стриминга борется с пиратством

Как реагируют онлайн-кинотеатры

Компания Netflix объявила, что приостанавливает производство совместных с российскими кинематографистами проектов. Это сериал «Анна К» со Светланой Ходченковой в главной роли (производства 1-2-3 Production и «Друг Друга»); сериал с Александром Петровым (производства компании «Водород» и «Манки Стайл»); сериал «Ничего особенного» с Юрой Борисовым студии 1-2-3 Production; криминальный триллер «Зато» Дарьи Жук (продюсеры — Ирина Смирнова и Александр Кушаев). Все эти проекты должны были выйти на стриминговой платформе под маркой Netflix Originals. Кроме заморозки производства, американская компания отказалась транслировать эфир российских телеканалов, что была обязана делать по закону. Сервис продолжает работать на территории России, пользователи все еще могут оплачивать подписку.

Кадр со съемок сериала «Ничего особенного»
Кадр со съемок сериала «Ничего особенного»

В российском онлайн-кинотеатре «Амедиатека» в ответ на просьбу «РБК Стиль» прокомментировать нынешнюю ситуацию отозвались, что сервис продолжает работать в обычном режиме, а контент доступен подписчикам в полном объеме. В марте на платформе можно, среди прочего, посмотреть сериал «На взводе: Битва за Uber» по книге журналиста Майка Айзека о становлении компании для поиска такси или частных водителей.

Онлайн-кинотеатр Premier сообщил о премьерах марта. Среди них голливудский американский боевик «Код 355» Саймона Кинберга, премьера которого прошла в январе. Стриминг Apple TV+ тоже продолжает функционировать по подписке. «РБК Стиль» обратился к сервису за комментариями.

Онлайн-кинотеатр Megogo прекратил работу в России.

Отмены и переносы: как музыкальный рынок работает в условиях санкций.