Стиль
Впечатления «ДАУ», «Борат», «Чебурашка»: каким фильмам не повезло с Минкультом и почему
Стиль
Впечатления «ДАУ», «Борат», «Чебурашка»: каким фильмам не повезло с Минкультом и почему
Впечатления

«ДАУ», «Борат», «Чебурашка»: каким фильмам не повезло с Минкультом и почему

«ДАУ», «Борат», «Чебурашка»: каким фильмам не повезло с Минкультом
11 июня Министерство культуры не выдало фильму режиссера Раду Жуде «Неудачный трах, или безумное порно» прокатный документ. Румынская лента взяла главный приз «Берлинале-2021», но проката в России не получит. Вспоминаем фильмы, которым тоже не повезло

Сатирическая картина с провокационным названием «Неудачный трах, или безумное порно» удостоилась «Золотого медведя» — высшей награды Берлинского кинофестиваля. Примечательно, что история школьной учительницы, карьера и репутация которой рушатся из-за слитого в интернет любительского порно, радикально и остроумно осуждает засилие порнографии в повседневной жизни. Картина принесла Раду Жуде вторую награду Берлинале: в 2015-м режиссеру вручили «Серебряного медведя» за фильм «Браво!».

Информация об отказе в прокате фильму-лауреату Берлинского кинофестиваля появилась в день, когда заслуженный российский режиссер Александр Сокуров в интервью ТАСС призвал Минкульт остановить практику выдачи прокатных удостоверений: «Я уговариваю, прошу, а теперь уже требую от Минкультуры изменить весь этот порядок выдачи разрешительных (прокатных) удостоверений, что, по сути, является цензурой. Прокатных удостоверений вообще не должно быть». Автор «Молоха» и «Русского ковчега» считает этот способ регуляции «формой персональной, индивидуальной субъективной оценки чиновника, который защищает самого себя от формы, от содержания фильма, от ответственности».

Режиссер выразил уверенность в том, что для регулирования российского кинопроката «вполне достаточно уголовного кодекса и Роскомнадзора, которые не допустят на экраны пропаганду наркотиков или, к примеру, педофилию». На призывы Сокурова в министерстве ответили, по традиции, отказом.

Предлагаем вспомнить, какие фильмы не смогли пройти фейс-контроль Минкультуры и не добрались до широкой аудитории, затерявшись в интернете.

«Доазув/Граница»

Январь 2021

Режиссер Марьяна Калмыкова — ученица мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии, откуда вышел Кантемир Балагов, прославившийся «Дылдой» и «Теснотой» на весь Лазурный берег. Обласканный в Каннах молодой режиссер сейчас трудится над экранизацией видеоигры Last of Us с Педро Паскалем в главной роли, а его коллеги снимают свои фильмы. Калмыкова сделала неигровую картину о протестах в Ингушетии, вызванных передачей ингушских земель Чеченской республике в 2018 году без законного референдума. Это был первый полнометражный фильм выпускницы школы Сокурова, и Минкультуры отказал ему в прокатном удостоверении по причине содержащихся в нем материалов, которые возбуждают вражду и межнациональную рознь. Из-за этого картину исключили из программы фестиваля «Артдокфест». Фильм «Доазув/Граница» можно отыскать на просторах Сети.

Кадр из фильма «Доазув/Граница»
Кадр из фильма «Доазув/Граница»

«ДАУ»

Ноябрь 2019

Прокатная история многосерийного проекта Ильи Хржановского тянется с 2019 года, когда Минкультуры впервые выставило кордоны. В сентябре 2020-го суд подтвердил решение министерства отказать четырем фильмам «ДАУ» — «Дау. Наташа», «Дау. Новый человек», «Дау. Нора Сын» и «Дау. Саша Валера». Кинокомпания «Феномен Филмз» подавала апелляцию дважды — безуспешно. Арбитражный суд отклонял иски и соглашался с Минкультуры: санкция законная. Фильмы не выйдут в прокат из-за «материалов, пропагандирующих порнографию».

13-серийный проект «ДАУ» Хржановского в России был заявлен в десяти эпизодах. Первым шести повезло — они получили заветные прокатные удостоверения.

Кадр из фильма «ДАУ»
Кадр из фильма «ДАУ»

Пять причин перестать ненавидеть проект «Дау» и его фильм «Наташа»

«Смерть Сталина»

Январь 2018

Скандальная сатира, памфлет на тоталитарный режим от Армандо Ианнуччи разворачивается на фоне последних часов жизни советского вождя. Пока Сталин умирает, агонизирующая элита скрежещет зубами, вымачивая амбиции в шампанском. Солируют известные на весь мир актеры: Стив Бушеми, Джейсон Айзекс, Майкл Пэйлин, Руперт Френд и Ольга Куриленко. Гомерически смешной абсурдистский проект Ианнуччи уже готовился маршировать по российским кинотеатрам, но Минкультуры изменило планы. Премьеру планировали 25 января, но разрешение отменили 17 января, услышав, наконец, призывы общественных активистов при министерстве и представителей партии КПРФ остановить «антироссийскую информационную войну» и дискредитацию фигуры Сталина. Специфическая британская сатира не понравилась и Азербайджану — власти не разрешили прокат.
Тем не менее 25 января в кинотеатре «Пионер» в Москве премьера «Смерти Сталина» состоялась: до 27 января успели провести четыре сеанса, после чего фильм благополучно отправился на полку.

Кадр из фильма «Смерть Сталина»
Кадр из фильма «Смерть Сталина»

«Любовь»

Сентябрь 2015

«Многочисленные сцены порнографического характера» в мелодраме французского режиссера Гаспара Ноэ посетителям российских кинотеатров увидеть так и не удалось. Минкультуры, заботясь о нравственном здоровье граждан, отказало фильму в прокате, который планировалось запустить с 3 сентября с возрастным ограничением 18+ и замыленными сценами половых актов. История о любовном треугольнике со сценами секса в 3D навела шуму в прессе во время показов на Каннском кинофестивале вне конкурса, в России фильм показали на Московском кинофестивале и собирались довести художественное произведение до широкого зрителя в «софт»-версии. Но фаервол Минкульта не допустил произвола. К слову, в Грузии фильм разошелся в интернете, из-за чего министерство внутренних дел завело уголовное дело по факту «изготовления и распространения порнографических материалов».

Кадр из фильма «Любовь»
Кадр из фильма «Любовь»

«Номер 44»

Апрель 2014

«Искажающий исторические факты» триллер шведского режиссера Даниэля Эспинозы, снятый по роману Тома Роба Смита, частично основанный на расследовании преступлений маньяка Чикатило, мог бы стать хитом проката. В ролях Гэри Олдман, Нуми Рапас, Том Харди, Венсан Кассель. Все играют советских товарищей, а также майоров и генералов. Но после закрытого показа судьба триллера была решена: прокатчик и Минкульт обнародовали совместное заявление о недопустимости показа «Номер 44» в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне, а также «искажения исторических фактов и своеобразных трактовок событий до, во время и после Великой Отечественной войны, а также образов и характеров советских граждан той исторической эпохи». Тогдашний министр культуры Владимир Мединский отдельно высказался о фильме, признавшись, что просмотр вызвал у него неприязнь, указал на исторические неточности и пообещал препятствовать распространению лжи. Режиссер Даниэль Эспиноза считает, что причина недопуска фильма в российские кинотеатры не в исторических искажениях, а в осуждении преследования гомосексуалов в СССР и современной России. Отмена проката принесла дистрибьютору, правообладателю и кинотеатрам потери в 50 млн руб.

Кадр из фильма «Номер 44»
Кадр из фильма «Номер 44»

«Клип»

Июнь 2012

Фильм-лауреат Роттердамского кинофестиваля, созданный дебютанткой из Сербии Майей Милош. «Клип» — это история о подростке по имени Ясна, которая живет в Белграде, где ей все не нравится, включая мать и больного отца. Однажды Ясна связывается с плохим парнем, который устраивает ей тотальную объективацию, и девушка бросается во все тяжкие, лишь бы не покидать столь захватывающих рассудок подростка абьюзивных отношений, построенных на невзаимной любви. У «Клипа» не было шансов дойти до российской аудитории в 2012 году — до появления в России сериалов HBO о тинейджерах вроде «Эйфории» и проектов стриминговых платформ вроде сериала о вебкамщицах «Хэппи-энд». Минкульт не выдал фестивальному лауреату разрешение на прокат, осудив его за «нецензурную брань, сцены употребления наркотиков и алкоголя, а также материалы порнографического характера» и за то, что герои драмы о подростках — подростки.

Кадр из фильма «Клип»
Кадр из фильма «Клип»

Другие отказы

«Борат»

Ноябрь 2006

Ранняя пташка в стае табуированных кинопроизведений, запрещенная к прокату даже не Минкультом, а Госкино — ведомством, которое управляло производством фильмов в СССР, регулировало прокат после СССР, но было упразднено в 2008-м. Полномочия Госкино отныне выполняет Минкульт с реестром прокатных удостоверений. «Бората», который в 2020 году вернулся на стриминг Amazon Prime Video, получил «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар», в России не допустили к кинопрокату за «материалы, которые некоторому количеству зрителей могут показаться унижающими в отношении некоторых национальностей или религий». Сатира Ларри Чарльза стала первой картиной, которую запретили не из-за порнографических сцен, якобы содержащихся в фильмах.

Кадр из фильма «Борат»
Кадр из фильма «Борат»

«Рерих. Зов космической эволюции»

Февраль 2017

Документальная лента о Николае Рерихе получила прокатное удостоверение в 2013 году и чуть не лишилась его в 2017-м. Фильм рассказывает о Центрально-Азиатской экспедиции и международном договоре, известном как пакт Рериха. В картине есть несколько кадров, где показаны фашисты и свастика, взятые из других документальных фильмов. Именно этот факт смутил Минкульт: прокатное удостоверение отозвали в 2017-м, поскольку «использовать свастику в целях пропаганды» недопустимо. На защиту документального фильма встали представители Центра Рериха, их поддержал Российский союз ветеранов (нельзя допустить, чтобы цензурирование кинематографа дошло до крайних мер и начало ретушировать, например, свастики в военных фильмах). В результате решение об отзыве прокатного удостоверения отменили за 15 минут.

Кадр из фильма «Рерих. Зов космической эволюции»
Кадр из фильма «Рерих. Зов космической эволюции»

«Чебурашка»

Июнь 2014

Министерство не разрешило японскому мультфильму выход на широкие экраны по требованию главы «Союзмультфильма» Андрея Добрунова, который пожаловался, что японский режиссер Макото Накамура нарушил имущественные права российской мультипликационной студии. Прокат отменили уже после того, как состоялась премьера, и мультфильм на протяжении нескольких недель собирал кассу. Еще через месяц удостоверение «Чебурашке» вернули — Минкульт провел повторную проверку и установил, что японский вариант советского мультипликационного наследия не связан с классическими работами «Союзмультфильма». Более того, права на экранизацию японцы получили от Эдуарда Успенского и Леонида Шварцмана. В ноябре 2014 года «Чебурашка» вернулся в кинотеатры.

Кадр из фильма «Чебурашка»
Кадр из фильма «Чебурашка»