Стиль
Впечатления «Оскар-2021» — исторический. Кто бы на нем ни победил
Стиль
Впечатления «Оскар-2021» — исторический. Кто бы на нем ни победил
Впечатления

«Оскар-2021» — исторический. Кто бы на нем ни победил

Фото: Shutterstock
Церемония вручения наград Американской киноакадемии состоится в ночь на понедельник, 26 апреля. Кинокритик Егор Москвитин объясняет, почему это событие можно назвать историческим

Трансляцию церемонии «Оскар-2021» смотрите в Okko в 1:30 в ночь с 25 на 26 апреля

Киноакадемия США ни разу за всю свою историю не отменяла «оскаровскую» церемонию — но несколько раз переносила ее на считанные дни. В 1968-м году «Оскар» отложили на два дня, чтобы почтить память убитого накануне Мартина Лютера Кинга. В 1981-м году за несколько часов до церемонии состоялось покушение на президента Рейгана — и премии раздали днем позже, когда стало ясно, что бывший актер не сыграл в ящик и скоро пойдет на поправку. По иронии судьбы «Оскар» тогда начался с показа его заранее записанной речи, в которой он сказал, что вместе с Нэнси Рейган собирается наслаждаться шоу из дома. В 2003-м году церемония совпала с началом войны в Ираке, но единственной уступкой Академии критикам стала отмена красной ковровой дорожки. А в 1941-м году на «Оскаре» отказались от праздничного дресс-кода. Актер Джимми Стюарт, который впоследствии станет героем войны, и вовсе пришел на церемонию в форме.

Двухмесячный перенос «Оскара» в 2021-м году в этом смысле — самая радикальная мера за всю историю премии. Но и здесь Киноакадемия не упустила шанс превратить неурядицу в символ своей стойкости. В отличие от «Золотого глобуса», «Эмми» и всех остальных наград минувшего года, «Оскар» пройдет не в Zoom. Это будет настоящая живая церемония с двумя студиями в Лос-Анджелесе — всем знакомом кинотеатром Dolby Theater и вокзалом Union Station. Первая из локаций — дань традиции и знак солидарности с кинотеатральными сетями. Вторая — напоминание о том, что все пути ведут в Голливуд. В фильмографии легендарного вокзала — полторы сотни кинокартин и сериалов. А организовать такую сложную церемонию — значит доказать, что кинематограф продолжает жить, несмотря на новые условия съемок. Забавно, что продюсер нынешнего «Оскара» — Стивен Содерберг, автор пресловутого «Заражения», которому в этом году стукнет десять лет. Вот уж кто главный в Голливуде эксперт по пандемиям.

Фото: Shutterstock

О колоссальных переменах в киноиндустрии говорит и список номинантов. Четыре из восьми претендентов на главный «Оскар» — фильмы, показанные на фестивале «Санденс». В свое время он был создан как площадка для премьер действительно независимого кино — то есть картин, произведенных за периметром крупных голливудских киностудий. Киноакадемия в отместку ни разу не отдала главный приз выпускникам «Санденса». Некоторые из них — «Отрочество», «Манчестер у моря», «Назови меня своим именем» и «Прочь» — попадали в число номинантов, но неизбежно проигрывали в финале. Скорее всего, «Отец», «Девушка, подающая надежды», «Минари» и «Иуда и черный мессия» в этом году тоже проиграют «Земле кочевников» от голливудской студии Searchlight — бывшего подразделения Fox, которое перешло к Disney. Но позиции американского независимого кино в 2020-м году окрепли как никогда — и это дает надежду, что «оскаровская» мозаика и впредь будет становиться сложнее и богаче.

Кадр из фильма «Земля кочевников»
Кадр из фильма «Земля кочевников»

Еще один индустриальный сдвиг — 35 номинаций проектов Netflix, два из которых («Манк» и «Суд над чикагской семеркой») будут бороться за главный приз. Больше номинаций у одной киностудии было лишь в 1941-м году, когда за 45 статуэток боролись фильмы компании United Artist. Безумные инвестиции стримингов в контент несут в себе и возможности, и угрозы. Главная из возможностей — поддержка независимого кино: к примеру, на «Санденсе-2020» стриминг Hulu купил комедию «Зависнуть в Палм-Спрингс» за рекордные 17,5 миллионов долларов. Главная угроза — вероятное возвращение к студийной системе 30-х и 40-х, когда актеры, сценаристы и режиссеры становились творческими крепостными конкретных кинокомпаний.

Кадр из фильма «Суд над чикагской семеркой»
Кадр из фильма «Суд над чикагской семеркой»

Другие рекордсмены этого «Оскара» — 70 женщин, представленные в 76 номинациях. Такого не было еще никогда. Фрэнсис Макдорманд может победить и как актриса, и как продюсер. В режиссерской номинации впервые встретились две женщины — китаянка Хлоя Чжао и Эмиральд Феннел. Победит, скорее всего, первая — и станет второй в истории женщиной с «Оскаром» после Кэтрин Бигелоу. Еще один повод для гордости азиатской диаспоры — режиссерская номинация американца корейского происхождения Ли Айзека Чуна. Его фильм «Минари» кажется вторым после «Земли кочевников» претендентом на главный «Оскар».

Хлоя Чжао
Хлоя Чжао

В номинации «Лучший актер» сразятся Стивен Йен из «Минари» и Риз Ахмед из «Звуков металла». Йен — первый кореец, номинированный на эту награду. Британец пакистанского происхождения Ахмед — первый мусульманин. До этого два «Оскара» получил мусульманин Махершала Али — но оба достались ему за роли второго плана. Еще один участник актерской гонки — 83-летний Энтони Хопкинс, самый пожилой претендент в истории Академии. На премии BAFTA он опередил Чедвика Боузмена — седьмого за всю историю актера, номинированного на «Оскар» посмертно. На американской земле Хопкинс, скорее всего, проиграет Боузмену — но и это станет историей. До Боузмена посмертный «Оскар» получали лишь два актера — Питер Финч (за главную роль в «Телесети») и Хит Леджер (за роль второго плана в «Темном рыцаре»). Ни один из них, как вы понимаете, не был чернокожим.

Чедвик Боузман в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»
Чедвик Боузман в фильме «Ма Рейни: Мать блюза»

Но настоящую историю в это воскресенье могут написать победители. Судя по большинству прогнозов, победы в актерских номинациях одержат Чедвик Боузмен и Виола Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза»), Дэниел Калуя («Иуда и черный мессия») и Юн Ё-джон («Минари»). Если эти предсказания сбудутся, впервые в истории премии всеми четырьмя актерами-победителями окажутся представители расовых меньшинств.

Юн Ё-джон в фильме «Минари»
Юн Ё-джон в фильме «Минари»

Но главная радость от этого «Оскара» — в том, что его «политкорректный» пасьянс разложился абсолютно стихийно. Пандемия поставила на паузу бизнес (в 2020-м году внутренний кинопрокат в США составил ничтожные 2 миллиарда долларов) и позволила проявить себя искусству. И все истории вдруг оказались равны. Драма про теряющего рассудок старика не менее важна, чем триллер про девушку, подающую надежды. Глянцевая — хоть и черно-белая — сага про золотой век Голливуда (вычурный «Манк») состязается с «Землей кочевников» — фильмом, который воплощает все ценности современного кино с его фокусом на живописной операторской работе, псевдодокументальной интонацией и одами «маленькому человеку». История семьи фермеров из «Минари» борется со «Звуками металла» — трагедией амбициозного музыканта-одиночки. А «Суд над чикагской семеркой» и «Иуда и черный мессия» спорят о том, какой гражданский протест продуктивнее — цивилизованный или радикальный.

Кадр из фильма «Манк»
Кадр из фильма «Манк»

В свое время появление звукового кино в 1926-м году и «Оскара» в 1929-м году превратило кинематограф из молодого искусства в серьезный бизнес. Первыми жертвами этих перемен стали женщины, которые вплоть до середины двадцатых годов осваивали новое медиа наравне с мужчинами. В 1915-м году в журнале Motion Picture Supplement вышла восторженная статья под заголовком Women’s conquest in filmdom. А в 1916-м году возникла кинокомпания American Women Film Company. Интересы женщин не ущемлялись, пока это не стало выгодным. Но когда кинематограф начал приносить деньги, в борьбе за ограниченные ресурсы победили мужчины. В 1927-м году актриса, продюсер и постановщица Лоис Вебер на вопрос, как женщине построить карьеру в режиссуре, с горечью ответила: «Даже не думайте, вам этого не позволят». И действительно, после запуска «Оскара» первая женщина-режиссер на студии Universal появится лишь в 1982-м году. Ей станет Эми Хекерлинг, постановщица «Быстрых перемен в школе Риджмонт-Хай».

«Оскар» 1929-го превратил кинематограф в бизнес, секрет успеха в котором строился на доминировании одних над другими. «Оскар» 2021-го года делает ставку на сотрудничество всех со всеми — и это вселяет надежду.

Какие фильмы могут получить «Оскар» в 2021 году