Стиль
Впечатления Собчак, Долецкая, Варнава — в фотопроекте о собаках и искусстве
Стиль
Впечатления Собчак, Долецкая, Варнава — в фотопроекте о собаках и искусстве
Впечатления

Собчак, Долецкая, Варнава — в фотопроекте о собаках и искусстве

Собчак, Долецкая, Варнава — в фотопроекте о собаках и искусстве
Издательство Слово/Slovo выпустило новинку, родившуюся из фейсбучной рубрики куратора Пушкинского музея

«На каждый случай жизни найдется своя собачка» — уверена Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов Пушкинского музея и автор новой книги «#Собачка воскресная», вышедшей в сентябре в издательстве Слово/Slovo. Как поясняет подзаголовок, это издание — собрание «записок куратора о людях, собаках и тайных страстях мира искусства».

Двадцать четыре главы повествуют о самых разных эпохах и персонажах — художниках, галеристах, коллекционерах, антикварах, финансистах, меценатах, а отправной точкой каждого рассказа служит картина с изображением собаки. Здесь есть и единственный пес, которому посчастливилось быть запечатленным Рембрандтом, и кубистическая собачка Пикассо, и охотничьи собаки иранского шахиншаха Бахрам Гура.

История искусства от Средневековья до наших дней представлена в виде дневниковых заметок, на страницах которых оживают Курбе и Мане, Гертруда Стайн и Ив Сен Лоран, Баския и Кит Харинг, Веронезе и Бартоло ди Фреди. Перед читателем приоткрывается — да что там, распахивается — дверь в увлекательный мир крупнейших музеев, галерей, арт-ярмарок и аукционных домов: мы узнаем как кураторы придумывают и воплощают в жизнь выставки, от чего зависит рыночная стоимость произведений, как разрешаются споры об авторстве.

Собчак, Долецкая, Варнава — в фотопроекте о собаках и искусстве

Фейсбучная рубрика #СобачкаВоскресная появилась на личной странице Сурии Садековой несколько лет назад, когда на одной из картин в Лувре она увидела существо, удивительно похожее на ее Дуньку, — маленького серого шнауцера, жившего в ее семье на протяжении 14 лет, — и опубликовала в социальной сети с небольшой подписью. В тот момент Сурия курировала монтаж выставки шедевров из коллекции Сергея Щукина в парижском Фонде Louis Vuitton и одновременно готовила выставку Хаима Сутина в Пушкинском музее. Эта первая собачка положила начало еженедельным постам, в которых куратор делилась заметками о своей текущей работе, о том, что привлекает ее внимание в музеях и на выставках.

Сурия Садекова и Александра Ерицян
Сурия Садекова и Александра Ерицян

Среди постоянных читателей этих кураторских заметок была и исполнительный директор издательства Слово/Slovo Александра Ерицян, которая предложила ей сделать книгу. Чему Сурия сначала сопротивлялась — не понимала, как посты в фейсбуке трансформировать в полноценное печатное издание. А потом решение пришло — написать дневник, рассказать о своих впечатлениях и размышлениях об истории искусства и ее героях. «Мне было очень интересно работать над книгой. Я возвращалась в прошлое, вспоминала прошедшие выставки, встречи, события, искала ассоциации, — говорит Сурия Садекова. — Моя книга прежде всего про людей, а собака — это повод рассказать о человеческой истории, о том мире, в котором я живу. По духу это работа именно XXI века: вначале было совсем не слово, все родилось из наполненной эмоциями картинки».

Чтобы сохранить эти эмоции и живые интонации, Сурия сначала наговаривала свои рассказы, а потом редактировала их, оформляя в полноценные тексты. Оригинальные фейсбучные посты были лишь короткими пояснениями, книжные главы она писала с нуля, отталкиваясь от картинок-воспоминаний.

Когда читаешь «#СобачкуВоскресную», действительно возникает ощущение личного разговора с автором — тонким, чутким, влюбленным в свое дело и искусство человеком. И эта наполненность любовью составляет главное очарование книги. Она читается на одном дыхании — потому что совершенно невозможно расстаться с собеседницей и со всеми ее с героями, которые моментально становятся близкими.

«В России очень мало людей, которые умеют писать о культуре так, чтобы это было интересно широкой аудитории и легко читалось. У нас личная эмоция и личный взгляд считаются недостойными высокого академического внимания, — рассказывает Александра Ерицян. — На Западе дела обстоят иначе, там роль индивидуума уважаема и важна. И Сурия, много лет прожившая во Франции, смотрит на мир и искусство глазами западного человека».

Если собачка может стать поводом для разговора об искусстве, то книга об искусстве имеет все шансы помочь бездомным питомцам найти любящих хозяев — рассудили в издательстве Слово/Slovo и к выходу новинки запустили совместную кампанию с маркетинговым агентством LEADERS by June July. Они сфотографировали 35 лидеров мнений с их собаками и животными из приютов и благотворительных фондов. Результаты этой съемки можно увидеть на страницах героев в социальных сетях. Среди инфлюэнсеров, принявших участие в проекте, — Ксения Собчак, Алена Долецкая, Виталий Козак, Наталья Максимова, Юлианна Караулова, Ляйсан Утяшева, Александра Бортич, Виктория Исакова и многие другие.

В нашем разговоре Сурия Садекова упомянула книгу своего французского университетского профессора, легендарного историка Ани Крижель, которая называется «Кажется, то, что я поняла». «Мои кураторские заметки тоже могли бы так называться, — улыбается Сурия, — #СобачкаВоскресная — это то, что я, кажется, понимаю в искусстве. Ведь мы никогда не можем быть уверены до конца».

Недосказанность, открывающая простор для воображения или исследования, во многом определяет личные взаимоотношения с книгой. В случае с «#Собачкой воскресной» это безусловная любовь. И ее совершенно не обязательно понимать — достаточно чувствовать.