В Москву привезли работы Хаима Сутина из музеев Парижа
«Этого художника я искал всю жизнь!» — однажды сказал американский коллекционер Альберт Барнс. Он купил 52 работы Хаима Сутина в 1923 году, и без того ставшем для художника переломным. В тот же год прошли его выставки во Франции и США, пришли признание и материальное благополучие, имя Сутина стали упоминать в одном ряду с Матиссом и Пикассо.
Работы Хаима Сутина в таком количестве в Россию привезли впервые. Их на выставке дополнили полотнами старых мастеров, повлиявших на художника, и современных авторов, почерпнувших что-то уже у самого Сутина. «В послевоенном Нью-Йорке Сутина чествовали как пророка нового экспрессивного абстракционизма. Художники и критики видели в нем прорицателя, пионера нового течения в живописи, предтечу де Кунинга и Поллока», — отметила Клэр Бернарди, куратор выставки со стороны Музея Орсэ.
Ретроспектива Хаима Сутина поделена на три раздела: «Портрет», «Натюрморт» и «Пейзаж». Именно с портретов началось творчество художника. Еще будучи подростком он пытался написать старого еврея из местечка Смиловичи, где родился, но был жестоко избит. Портреты Сутин писал на протяжении всей жизни, при этом его не интересовала обнаженная натура, красота или уродство человеческой плоти. Сутин стремился разглядеть личность изображаемого, а особый интерес у него вызывали люди в униформе, будь то пекарь или церковный служка.
Натюрморты, которые Сутин также писал на протяжении всей жизни, условно можно разделить на две группы. Первая — ранние работы только что приехавшего в Париж еврейского мальчика; он изображал простую кухонную утварь и еду бедняков. Вторая — натюрморты-метафоры, на которые Сутина вдохновляли Рембрандт и Жан-Батист Симеон Шарден.
Сутина влекла структура плоти — ей посвящена самая знаменитая и мощная серия, написанная в парижской мастерской. «Пласты мяса, которые он маниакально рисовал, художник подвешивал у потолка. Ждал, пока те не «дозреют», то есть не начнут гнить... и только после этого брался за перенесение их на холст», — вспоминал польский искусствовед Вальдемар Лысяк.
«Сутина можно назвать кем угодно, всеми искусствоведческими словами, и это будет совершенно справедливо. Но я его воспринимаю как явление природы: дождь, снег, ветер, — отметила директор Пушкинского музея Марина Лошак. — Это некий вихрь энергии, который был заложен в скромную физическую оболочку». И он наверняка захлестнет пришедших на ретроспективу Сутина зрителей.
Хаим Сутин. «Большая шляпа», 1923–1924
Хаим Сутин. «Маленькая городская площадь, Ванс», около 1929
Хаим Сутин. «Туша быка (Освежеванный бык / Освежеванная туша быка)». 1924
Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» продлится до 21 января 2018 года.