Стиль
Впечатления Что посмотреть в выходные: фильмы Кирилла Серебренникова
Стиль
Впечатления Что посмотреть в выходные: фильмы Кирилла Серебренникова
Впечатления

Что посмотреть в выходные: фильмы Кирилла Серебренникова

Кадр из фильма «Ученик»
Кадр из фильма «Ученик»
26 июня сотни людей пришли к Мещанскому суду поддержать фигурантов дела «Седьмой студии» и Кирилла Серебренникова. Тем, кому не удалось присутствовать, предлагаем пересмотреть фильмы режиссера, не раз отправлявшиеся на международные фестивали.

«Рагин»

2004 год

Экранизация чеховской «Палаты № 6» может показаться излишне театральной: персонажи Алексея Гуськова, Дмитрия Муляра и Александра Галибина исполняют партии на пределе возможностей. Сеттинг удручающий: среди декораций из грязи, деревянных заборов и нестираного белья возникают то отвергнутые дети, то коты, то копошащиеся цыплята и кудахтающие куры. Вокруг Рагина хаос, поглощающий его светлый ум и рассудительность. Фраки провинциального света меняются на больничные халаты и пациентские робы с умопомрачительной скоростью, едва поспевай. Помимо утомительной морали, натужно компенсированной внесенным элементом любви, которого Чехову включить в свою повесть не удалось, фильм «Рагин» сослужил службу Галибину, исполнившему роль 33-летнего душевнобольного Громова: актер получил роль Мастера в экранизации «Мастера и Маргариты» 2005 года.

Алексей Гуськов в роли Рагина
Алексей Гуськов в роли Рагина

«Изображая жертву»

2006 год

«Русское кино — в жопе», — дважды повторяет улыбчивый Валя, глядя прямо в объектив любительской камеры. Вообще-то это следственный эксперимент и пускаться в рассуждения о судьбах отечественного кинематографа Валентину не то чтобы положено, ведь его дело — изображать жертву, а вернее, жертв преступлений, повторяя их действия и воссоздавая тем самым ход событий. За фильм, снятый Кириллом Серебренниковым по пьесе братьев Пресняковых (до того поставленной им в МХТ имени Чехова), мы увидим немало таких инсценировок, а заодно успеем убедиться, что Валя — тот еще циник. Пропитанные сарказмом реплики переплетаются с общей фарсовой формой повествования, а обаяния сюжету придает не только персонаж Юрия Чурсина, но и герои второго плана. Какого ни вспомни, каждый (хоть Лия Ахеджакова, играющая сотрудницу японского ресторана, хоть Марина Голуб в роли мамы Вали) прибавляет фильму с десяток, а то и с сотню дополнительных очков. Чего стоит только пламенная речь следователя о том, что новое поколение он совсем, скажем так, не понимает. Этот монолог, как и открывающая трагикомедию та самая фраза о русском кино, давно стал легендарным.

Кадр из фильма «Изображая жертву»
Кадр из фильма «Изображая жертву»

«Юрьев день»

2008 год

По сюжету, Любовь с сыном Андреем приезжают в забытый богом городок, на ее малую родину, чтобы попрощаться с Россией навсегда. И попадают в параллельную реальность, будто на 20 лет назад, в безвременье. Героиня Ксении Раппопорт за два дня превращается из Птицы Сирин в безмолвно скорбящую Банши — рядом с заброшенными и покинутыми посреди белоснежной пустыни людьми. Найти успокоение негде: церковники заняты хозяйственными делами, в которых людям отведено место на скамье в приемной, и чтобы ни звука; стражи порядка, воспарив над суетой, упиваются собственным цинизмом; музейные работницы не способны уследить ни за казенной собственностью, ни за своей судьбой. Любовь растворяется в мрачной версии «Унесенных призраками», теряя сперва имя, потом голос, а затем и себя.

Кадр из фильма «Юрьев день»
Кадр из фильма «Юрьев день»

«Измена»

2012 год

Сюжет не предусмотрел для своих героев имена: они случайные знакомые, которые узнают, что их супруги — любовники. Из этой нелегкой правды на белый свет выступает детективный триллер, где страсти вроде бы должны бурлить, будто кипяток, но вместо ожидаемого «в зобу дыханье сперло» — только оглушающие интриги и безразличная скука самой жизни. В этой картине Серебренников работал с европейскими артистами — немкой Франциской Петри, югославским актером Деяном Лиличем и латвийцем Артурсом Скрастыньшем. Безымянность героев и зарубежный состав артистов, а также дальнейшее переозвучание перемещают историю неверности в браке, показанную российским постановщиком, из строго «русского» мира в универсальное пространство.

Кадр из фильма «Измена»
Кадр из фильма «Измена»

«Ученик»

2016 год

Как и фильм «Изображая жертву», «Ученик» появился из спектакля. Историю мальчика Вениамина, решившего, что его не цель даже, а миссия — менять мир к лучшему, сначала проживали зрители «Гоголь-центра». Вениамин мучил своими речами и мать, и одноклассников, и учителей, таскал всюду за собой Библию и, разумеется, не хотел слышать никакой другой позиции, кроме собственной. Ставшую источником сюжета пьесу современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга Серебренников значительно (и весьма удачно) трансформировал под нашу общую действительность, а после премьеры отправился вместе с артистами в Калининград. Там из «(М) ученика» театрального рождался кинематографический «Ученик». Все артисты, занятые в постановке «Гоголь-центра», остались на своих местах, изменился внешне только сам мальчик Веня — Никиту Кукушкина на экране заменил «брусникинец» Петр Скворцов. Перед выходом в прокат фильм успел съездить в Канны, где был показан в программе «Особый взгляд». Кстати, из Франции команда увезла тогда приз Франсуа Шале.

Кадр из фильма «Ученик»
Кадр из фильма «Ученик»

«Лето»

2018 год

Зрители, собравшиеся в зале ленинградского рок-клуба, чтобы послушать Майка Науменко и его группу «Зоопарк», должны сидеть на своих местах тихонько. Раскачивать головой в такт нельзя, вскакивать с кресла нельзя, поднимать плакаты — ну вы что, какие плакаты? Зато в компании своих можно не сдерживаться. Пей, пой, танцуй и гуляй по берегу Финского залива. Именно здесь, у костерка на берегу, со звездой андеграунда и познакомится Витя Цой, чтобы в тот же вечер исполнить ему несколько своих песен. Композиции понравятся не только Майку, но и его жене Наташе, с которой Витя примется гулять по обшарпанному, но такому привлекательному Ленинграду. «Лето» оказалось не только, да, в общем-то, и не столько фильмом-биографией, но мюзиклом, воспевающим молодость и любовь. Музыкальные номера то в электричке, то в телефонной будке, прерывающие основное повествование, герой Скептик, время от времени всплывающий в кадре с ухмылкой и табличкой «Этого не было» — Кирилл Серебренников не стремился снять кальку с рок-жизни 80-х. «Лето» — обаятельная и нежная интерпретация, после просмотра которой непременно захочется побродить по улицам, бормоча строчки из хорошо известных всем композиций.

Кадр из фильма «Лето»
Кадр из фильма «Лето»

Бонус: будущие кинопроекты Кирилла Серебренникова

«Петровы в гриппе»: фильм совместного производства России, Франции и Швейцарии, снятый по роману Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». В нем появятся Семен Серзин, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Юрий Колокольников, Иван Дорн, Юрий Борисов, Александр Ильин младший, Юлия Ауг, Тимофей Трибунцев, Николай Коляда, Иван Дорн и другие. Съемки завершены, картина на постпродакшене.

Фильм по роману «Исчезновение Йозефа Менгеле»: картина будет снята в сотрудничестве с французским продюсером Шарлем Жилибером, который выпустил фильмы «Мустанг» и «Афера в Майами». Роман Оливье Геза рассказывает, как жил сбежавший в Южную Америку после капитуляции Германии нацистский врач Менгель, который в годы Второй мировой войны ставил медицинские опыты на узниках Освенцима. История погружается в нездоровую психику палача и смотрит на происходящее его глазами. Бестселлер «Исчезновение Йозефа Менгеля» удостоен премии «Ренодо» в 2017 году. Он вышел 30 странах мира.

Мини-сериал о жизни Андрея Тарковского: пока что об этом проекте известно немногое. Сценарием и постановкой Кирилл Серебренников будет заниматься в сотрудничестве со студией Hype Film и продюсером Ильей Стюартом. Когда начнется производство и в каком году сериал будет готов, не сообщается.

Страна монолога: о чем говорит условный приговор Кириллу Серебренникову.