Стиль
Впечатления Сжечь после создания: арт-объекты, сгоревшие ради искусства
Стиль
Впечатления Сжечь после создания: арт-объекты, сгоревшие ради искусства
Впечатления

Сжечь после создания: арт-объекты, сгоревшие ради искусства

Фото: коллаж: Валерия Сноз
Завершившиеся масленичные гулянья не обошлись без скандала. Сожжение в Никола-Ленивце 30-метрового сооружения из веток, внешне похожего на готический храм, вызвало возмущение РПЦ. «РБК Стиль» вспомнил, что художники создавали, чтобы потом сжечь.

Николай Полисский «Пламенеющая готика»

Традиция праздновать Масленицу в Никола-Ленивце зародилась несколько лет назад. И в этом году строить арт-объект, чтобы потом его сжечь, здесь начали за месяц до гуляний. В итоге художник Николай Полисский и местные жители сложили из веток 30-метровую скульптуру, внешне напоминающую готический собор. Объект назвали «Пламенеющая готика», а Полисский отметил, что давно вынашивал идею именно такой масленичной постройки. Правда, задумку художника оценили не все. РПЦ осудила масленичный перформанс. «Идея сожжения храма, как и любого культового сооружения, с которым ассоциируют себя представители традиционных религий, кажется нам сомнительной и, кроме недоумения и сожаления, ничего не вызывает. Нужно изучать мотивацию художника», — заявил зампредседателя синодального отдела Московского патриарха по взаимоотношениям с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

Обвинения в кощунстве Николай Полисский назвал «бредом средневековых фанатиков». «Никакого храма я не сжигал, я сжег кучу мусора, палки. Все храмы стоят на месте, можете пересчитать», — прокомментировал перформанс в Никола-Ленивце художник «Независимой газете».

 

 

Петр Павленский

Художник-акционист Петр Павленский не раз проводил «огненные» перформансы. В 2014 году на Мало-Конюшенном мосту в Санкт-Петербурге под бой в листы железа он поджог баррикаду, сложенную из полусотни автомобильных покрышек. Тогда акцией «Свобода» он выразил поддержку событиям, происходившим на Майдане в Киеве. Спустя полтора года Павленский вновь задействовал огонь в своей акции «Угроза». В ноябре 2015-го он поджег двери одного из подъездов здания органов госбезопасности на Лубянке. Сам художник тогда встал на фоне пламени и стал ждать своего задержания. Ждать пришлось недолго, а позже в отношении Павленского было возбуждено уголовное дело по статье «Вандализм». Последний на данный момент перформанс с огнем художник провел во Франции в октябре 2017 года. В рамках акции «Освещение» он поджег здание Банка Франции. В распространенной декларации Павленский объяснил, что Банк Франции занял место Бастилии, а банкиры — место монархии. А своей акцией он хотел вызвать «возрождение революционной Франции и пожар мировой революции».

 

 

Энтони Гормли «Мусорный человек»

Британский скульптор-монументалист Энтони Гормли в 2006 году создал «Мусорного человека». Работа над объектом шла шесть недель, а на его возведение обладателю премии Тернера понадобилось 30 тонн отходов. «Мусорного человека» скульптор «собрал» из выброшенных на свалку старых кроватей, шкафов, столов и стульев, музыкальных инструментов и даже сидений для унитаза. Правда, просуществовала скульптура недолго. Вскоре ее сожгли в рамках съемок фильма Пенни Вулкок «Exodus». Чтобы сгореть дотла, 25-метровому «Мусорному человеку» понадобилось 32 минуты.

Фото: Daniel Berehulak/Getty Images

 

 

Брюс Науман «Burning Small Fires»

В 1960-х годах американский художник Брюс Науман перешел от живописи и скульптуры к перформансу. И в 1969-м создал книгу «Burning Small Fires». Во время работы над ней без перформанса тоже не обошлось. Науман поджег книгу еще одного американского художника — яркого представителя поп-арта Эда Рушея. Процесс уничтожения огнем издания «Various Small Fires and Milk» Науман зафиксировал на пленку. После чего сделанные фотографии вошли в его собственную книгу.

 

 

Стивен Спазук

Канадский художник Стивен Спазук, напротив, использует огонь не для разрушения, а для созидания. Он работает в технике фюмаж, изобретенной сюрреалистом Вольфгангом Пааленом. Изображение на холст наносится копотью свечи или горелки. А затем при помощи кистей, щеток с металлическим ворсом и даже перьев Спазук придает саже очертания изображаемого объекта.