Стиль
Впечатления Кино на «Стрелке»: гид по 10 дням фестиваля
Впечатления

Кино на «Стрелке»: гид по 10 дням фестиваля

Фото: strelka.com
19 июля институт «Стрелка» откроет второй летний кинофестиваль Otkritie x Strelka Film Festival. В течение десяти дней зрители увидят картины, при отборе которых упор сделали на популярное кино. «РБК Стиль» публикует гид по фестивалю.

«Аритмия»

Режиссер: Борис Хлебников
В ролях: Александр Яценко, Ирина Горбачева, Николай Шрайбер
Когда: 19 и 20 июля, 22:00

Новая драма Бориса Хлебникова — первый полный метр за последние четыре года. В перерыве между «Долгой счастливой жизнью» и «Аритмией» режиссер снял сериал «Озабоченные» об интимной жизни московской молодежи. Триумфатор недавнего «Кинотавра»«Аритмия» — история талантливого врача, стремящегося сделать мир лучше. При этом пока герой спасает других, его личная жизнь рушится. На главные роли в драме Борис Хлебников пригласил Александра Яценко и Ирину Горбачеву. А одной из главных тем картины стало размышление о том, достаточно ли каждый день принимать решение поступать правильно, чтобы быть счастливым.

 

 

«Кулинар»

Режиссер: Офир Рауль Грайзер
В ролях: Сара Адлер, Зохар Штраусс, Тим Калкхоф
Когда: 21 июля, 22:00

В программу Otkritie x Strelka Film Festival вошла лента израильского режиссера Офира Рауля Грайзера, которую куратор смотра Стас Тыркин окрестил «великолепным образцом современной мелодрамы». После смерти своего любовника пекарь Томас отправляется в Израиль, чтобы разыскать жену и сына покойного. Несмотря на предрассудки из-за его немецкого происхождения, он становится шеф-кондитером в местном кафе, которое принадлежит вдове его друга.

 

 

«Сувенир»

Режиссер: Баво Дефюрн
В ролях: Изабель Юппер, Кевин Азиз, Йохан Лейзен
Когда: 22 июля, 22:00

Звезда французского кино Изабель Юппер в мелодраме «Сувенир» играет певицу Лилиан. Когда-то она была звездой «Евровидения» и музыкальной индустрии, но это далеко в прошлом. Сегодня Лилиан работает на фабрике паштетов и ведет уединенную жизнь в квартире, наполненной реликвиями из прошлых дней ее славы. Однажды на комбинат приходит новый сотрудник — боксер Жан — и влюбляется в Лилиан. Молодой оптимист пытается напомнить разочарованной артистке, как далеко можно зайти в своих стремлениях и мечтах. В 2016 году мелодрама режиссера Баво Дефюрна участвовала в кинофестивале в Торонто в номинации «Special Presentations», наряду с картинами «Манчестер у моря» и «Патерсон».

Перед показом «Сувенира» зрители также увидят 13-минутный короткометражный фильм Руслана Братова «Лалай Балалай». Трагикомедия про пьяные похождения трех друзей получила главный приз конкурса «Короткий метр» на «​Кинотавре-2017».

Фото: strelka.com

 

 

«Святая гора»

Режиссер: Алехандро Ходоровски
В ролях: Алехандро Ходоровски, Орасио Салинас, Замира Саундерс
Когда: 23 июля, 22:00

«Святую гору» — сюрреалистическую фантастическую драму с элементами психоделики — Алехандро Ходоровски снял в 1973 году. Картина была создана на деньги Джона Леннона, который выделил на нее $750 тыс. Главный герой «Святой горы» сильно напоминает Христа. Однажды он просыпается на окраине незнакомого города, где собраны все пороки XX века. Герой отправляется исследовать город, а его спутником становится безрукий и безногий карлик. Во время работы над картиной Алехандро Ходоровски заставлял актеров спать всего по четыре часа в день и заниматься медитацией. Кроме того, они употребляли галлюциногены, чтобы достичь просветления.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Фрик-шоу»

Режиссер: Труди Стайлер
В ролях: Алекс Лоутер, Анна-София Робб, Эбигейл Бренлин
Когда: 24 июля, 22:00

Премьера «Фрик-шоу» Труди Стайлер состоялась на минувшем Берлинском кинофестивале, где картина присутствовала в одной из программ. Главной темой фильма стала групповая травля, а ее объектом — герой по имени Билли Блум. Он отличается от своих сверстников, носит экстравагантные наряды, парики и блестки. И однажды одноклассники жестоко избивают его. Но даже после этого Билли отказывается стать как все. Он решает бороться за титул королевы школьного бала.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Нашла коса на камень»

Режиссер: Аня Крайс
В ролях: Ксения Кутепова, Алексей Солончев, Екатерина Виноградова
Когда: 25 июля, 22:00

Еще один фильм российского режиссера в программе Otkritie x Strelka Film Festival — драма «Нашла коса на камень» Ани Крайс, для которой лента стала первым опытом в большом кино. События картины разворачиваются в Иваново в 2000 году. У семьи Миронович поминки: во время чеченской войны погиб младший сын Андрей. Антон, старший брат Андрея, исполняет его последнее желание: на рассвете он едет по городу на мотоцикле. Между тем влюбленная в Антона Вика становится жертвой насилия, а ее верующая мать совершает бессмысленное убийство. Крайс ставит перед зрителем вопрос, насколько в сегодняшнем мире высока ценность человеческой жизни, и показывает бессмысленность войны и насилия.

 

 

«Хорошее время»

Режиссер: Бен Сэфди, Джошуа Сэфди
В ролях: Роберт Паттинсон, Дженнифер Джейсон Ли, Баркхад Абди
Когда: 26 июля, 22:00

«Хорошее время» — криминальная драма режиссеров Бена и Джошуа Сэфди, вошедшая в основную конкурсную программу Каннского кинофестиваля 2017 года. В центре сюжета — грабитель банков Конни, который несмотря на свой образ жизни опекает младшего брата Ника с умственной отсталостью. Однажды Конни берет его с собой на дело. Но план проваливается, и Ник оказывается в тюрьме. Действие фильма разворачивается в течение одной ночи, за которую Конни нужно придумать, как вытащить брата из-за решетки. Главного героя в драме сыграл звезда «Сумерек» Роберт Паттинсон, и критики уже окрестили эту роль лучшей в его карьере.

 

 

«Кроткая»

Режиссер: Сергей Лозница
В ролях: Василина Маковцева, Валериу Андрюцэ, Сергей Колесов
Когда: 27 июля, 22:00

«Кроткая» режиссера Сергея Лозницы минувшей весной наделала немало шума на Каннском кинофестивале. Критики неоднозначно приняли ленту, вошедшую в основную конкурсную программу, а среди зрителей были и те, кто встретил ее свистом и недовольными криками. «Кроткую» родившийся в Белоруссии, но имеющий украинское гражданство Сергей Лозница снял на русском языке, а за основу взял одноименную повесть Федора Достоевского. У режиссера получилось яркое и цельное высказывание о маленьком человеке в большой репрессивной системе. Главная героиня картины — молодая женщина — едет навестить в тюрьме мужа, а по пути встречает различных героев своего времени: от полицейских и правозащитников до проституток и бродяг. Перипетиям нет конца, как, впрочем, и терпению Кроткой, которая отправляется в это сложное путешествие в поисках справедливости.

 

 

«Малыш на драйве»

Режиссер: Эдгар Райт
В ролях: Энсел Элгорт, Джон Бернтал, Джон Хэмм
Когда: 28 июля, 22:00

«Малыш на драйве» — первый проект британского режиссера Эдгара Райта, снятый в США. В центре сюжета — главный герой по прозвищу «Малыш», который любит скорость и адреналин, а на жизнь зарабатывает тем, что помогает бандитам скрываться с места преступления. Но однажды Малыш влюбляется и решает выйти из игры. Чтобы сделать это, ему нужно выполнить еще одно задание, которое рискует стать последним в его жизни.

 

Авторы
Анастасия Новикова
Стиль
Как молодые художники становятся частью коллекций: взгляд фонда MaxArt
РБК Визионеры. Новое поколение

Как молодые художники становятся частью коллекций: взгляд фонда MaxArt

Арт-резиденция в Перми
Арт-резиденция в Перми
Попасть в собрание серьезного коллекционера для молодого автора — большое событие в карьере. О том, как работы оказываются в коллекциях, рассказали меценат и основатель фонда современного искусства MaxArt Максим Агаджанов и главный куратор Мария Калинина

Фонд современного искусства MaxArt при формировании коллекции учитывает два аспекта: стратегический и эмоциональный. Обе составляющие играют роль при принятии решения о приобретении в собрание работ молодых авторов:

  • стратегический, профессионально-искусствоведческий и часто кураторский взгляд на формирование коллекции необходим для того, чтобы собрание имело художественную и финансовую ценность, отражало дух времени и в будущем могло быть передано в музеи и стать частью национального, а возможно, и мирового наследия: как это случилось с великими коллекциями начала XX века Сергея Щукина и Ивана Морозова;
  • эмоциональный, коллекционерский, пристрастный взгляд мецената, без которого собрание будет носить обезличенный характер. Именно спонтанные решения, основанные на внутреннем чутье и желании обладать конкретным произведением, позволяют сформировать собрание, отражающее личность коллекционера.

Работы многих молодых авторов попадают в коллекцию MaxArt после того, как художники становятся участниками арт-резиденции фонда в Перми. Часто это представители нового поколения. Их объединяет не только возраст, но и чувствительность к происходящему, способность преломлять в своих работах опыт, травмы и надежды эпохи. Именно через их творчество формируется «живая энциклопедия времени» — визуальный след постпандемийной реальности, с ее тревожной хрупкостью, цифровым переутомлением и попытками найти новые формы общения с миром.

Поэтика хрупкого сопротивления: Нурия Нургалиева

Нурия Нургалиева
Нурия Нургалиева

Одной из ярких участниц резиденции, работы которой попали в коллекцию фонда, стала Нурия Нургалиева — художница, чья практика началась в Казани. Именно там состоялась ее первая персональная выставка «Извини, извини». Нурия работает в особой поэтике, которую можно назвать «хрупким сопротивлением» — это напряженная внутренняя борьба, отраженная в телесных, тонких и болезненно красивых образах. «В этой теме содержится нерв времени, который в творчестве начинающего художника считывается уже как авторский стиль», — отмечает главный куратор фонда Мария Калинина.

В этой теме содержится нерв времени, который в творчестве начинающего художника считывается уже как авторский стиль.

Материалы, с которыми работает Нургалиева — пластик, оргстекло, акварель, ткань, — несут в себе визуальную и смысловую двойственность. Их холодная прозрачность и кажущаяся легкость скрывают под собой драму. Ее героини одновременно ранимы и опасны, как стеклянные лезвия: эстетика, отсылающая и к аниме, и к нуару, трансформируется в авторскую, узнаваемую визуальную речь.

Особое место в ее практике занимают темы, связанные с цифровой перегрузкой и психологическими эффектами жизни в постинтернет-пространстве. Но в отличие от большинства художников, работающих в этой сфере, Нургалиева отказывается от декларативной громкости. Ее работы — визуальные шифры, где беспокойство растворяется в светлом, почти сказочном мире. Это своего рода гриммовая современность — тихая, женственная, тревожная.

Как подчеркивает основатель фонда Максим Агаджанов, искусство Нургалиевой «невероятно нежное, тонкое, воздушное». Он отмечает редкую чувствительность и внимание к телесности как выражению глубокого эмоционального опыта. Включение одной из ее работ в коллекцию MaxArt стало естественным следствием уникальности ее художественного голоса.

Наследие современных художников: как оно формируется

Гербарий нелепостей: Андрей Каратаев (Мрачник)

Андрей Каратаев
Андрей Каратаев

Другим голосом нового поколения в коллекции стал Андрей Каратаев, работающий под псевдонимом Мрачник. Молодой художник из Воронежа начал свой путь уже после пандемии, и этот старт во многом определил его стиль. Близость к уличной культуре, внимание к визуальному мусору и ироническая дистанция — ключевые его черты.

Каратаев называет себя «садовником неприглядного». Его внимание направлено на повседневность: надписи на заборах, драки в подъездах, пиксельные глюки, выцветшие граффити — все это он фиксирует и перерабатывает в живописи, используя копирку, размытые контуры, намеренно «грязную» поверхность. Эстетика ошибки становится его методом и его идеологией.

В недавней работе, созданной в резиденции, Мрачник обратился к пермскому звериному стилю (древнее прикладное искусство финно-угорских народов), переосмыслив его не как фольклор, а как архетип визуального мышления. Его подход — не музейный, а уличный, почти панковский: он не восхищается древними образами, а разбирает их на части, ищет между ними ироничные переклички с современной культурой.

Эстетика ошибки становится его методом и его идеологией.

Максим Агаджанов, впервые увидев работы Каратаева на ярмарке молодого современного искусства blazar, сразу включил одну из них в свою коллекцию: «Его работы шокирующие, порой отталкивающие, но в то же время притягательные. Темы, которые Андрей поднимает, очень точно описывают человека, находящегося в бесконечном потоке информации».

По словам коллекционера, то, что Мрачник работает с медиасредой, цифровыми шумами, эстетикой 1990-х и 2000-х и делает это с особым чувством меры, показывает актуальность его творчества. «Его искусство — это визуальный дневник поколения, которое выросло в информационном хаосе, но не растеряло способности к самоиронии и аналитическому взгляду на окружающий мир», — добавляет Максим Агаджанов.

Художница Пана: «Cовременное искусство — это прикол»

Между личным и историческим: Зульфия Илькаева

Зульфия Илькаева
Зульфия Илькаева

Особое место в коллекции фонда MaxArt занимает работа Зульфии Илькаевой — художницы и куратора из Набережных Челнов, участницы первой пермской резиденции MaxArt. Ее путь в искусстве начался с архитектурного образования, а поворотным моментом стало участие в художественных резиденциях. Там она сформировала свою идентичность, нашла темы и язык, с которыми работает и сегодня.

Зульфия создает проекты, в которых личное тесно переплетено с историческим. Она работает с коллективной памятью, травматическим опытом, публичной историей. В серии «Инструкция» (2023) художница обращается к советскому наследию, к семейной памяти, к эстетике индустриального прошлого. Ее работы просты по форме, но глубоки по содержанию: они говорят о боли утрат, попытках сохранить, передать, объяснить.

Как отмечает Максим Агаджанов, Зульфия Илькаева умеет работать с культурным наследием, коллективной памятью и говорить о сложном — честно, сдержанно и точно. Его особенно впечатлили ее проекты, созданные в индустриальной среде, где она с поэтической строгостью исследует связи между личной биографией и историческим контекстом: «Когда я впервые поговорил с Зульфией, меня поразило, как глубоко она смотрит на наше наследие, как она опирается на собственную биографию и биографию своих родителей. Очень большое впечатление на меня произвела серия плакатов "Инструкция", которая посвящена историям людей в Татарстане, которые вынуждены менять свои имена на работе для культурной адаптации. Одна из работ в этой серии посвящена матери художницы Зухре, которую на работе называли Зоей. Приобрел я эти работы с большим уважением к видению Зульфии».

Включение ее работ в коллекцию стало актом признания не только художественной зрелости, но и важности поднятых Илькаевой тем. Серия плакатов также стала частью выставки «Следы труда» в Выксе, посвященной скрытой от посторонних глаз теме труда в современном искусстве.

Живая энциклопедия времени

Таким образом, коллекция — это не просто собрание произведений. Это живой организм, активный участник художественного процесса. Она не накапливает, а формирует, не архивирует, а высказывается. Каждый художник в собрании становится частью общего культурного поля, в котором рождаются новые смыслы, связи и диалоги.

Так, работы Нургалиевой, Каратаева и Илькаевой в собрании фонда MaxArt это три разных интонации, три разных стратегии осмысления мира. Но все они вплетаются в живую ткань времени, которую фонд старается сохранять, поддерживать и развивать. Именно в этом — подлинный смысл коллекционирования: в способности не просто сохранить прошлое, но и быть зеркалом настоящего, а иногда — даже предчувствием будущего.

Читайте больше о новом поколении

Авторы
Теги
Полина Кот