Мимо сцены: какие постановки отменялись еще до премьеры
Балет «Нуреев»
«Вчера было удивительное. Я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было», — сказал на закрытии сезона «Гоголь-центра» его художественный руководитель Кирилл Серебренников. Под «спектаклем, которого не будет» режиссер имел в виду балет «Нуреев». Его премьера должна была состояться 11 июля на исторической сцене Большого театра, но за три дня до этой даты была отменена. По словам директора ГАБТа Владимира Урина, причиной стала «неготовность» спектакля к показу. На пресс-конференции, которая состоялась 10 июля, Урин сказал, что зрители увидят балет в мае 2018 года.
«Нуреев» — не первая работа Серебренникова в Большом театре. Летом 2015 года режиссер представил на сцене ГАБТа балет «Герой нашего времени», премьера которого прошла с большим успехом. А в 2011 году — оперу «Золотой петушок». Одной из главных линий балета «Нуреев» стала история отношений Рудольфа Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна. Кроме того, в интервью изданию «Коммерсантъ» хореограф Юрий Посохов уточнил, что постановка не станет пересказом биографии Нуреева, скорее это будет «попытка показать артиста "как живого"».
По словам Урина, ему не поступало звонков об отмене премьеры. Единственным, кто с ним связался, был министр культуры Владимир Мединский, уточнивший, как обстоит ситуация вокруг балета. При этом, по данным источника ТАСС, близкого к Министерству культуры, перенос премьеры связан с личным распоряжением Мединского и содержанием спектакля, который выглядит как пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. Напомним также, что отмена премьеры «Нуреева» также произошла на фоне уголовного дела, которое заведено против «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова по обвинению в растрате средств.
Спектакль «Доморощенные»
Летом 2015 года в Лондоне за две недели до премьеры был отменен спектакль «Доморощенные», сообщала The Guardian. Постановка режиссера Надии Латиф и драматурга Омара Эль-Хаири должна была рассказать о молодых британках, примкнувших к террористической организации ИГИЛ (запрещена на территории РФ — прим. ред.). Создатели спектакля признались, что отменить его пришлось из-за «внешнего давления».
Латиф и Эль-Хаири планировали, что в постановке примут участие 112 непрофессиональных актеров разных национальностей в возрасте от 15 до 25 лет. Играть спектакль должны были в школе на востоке Лондона, всего в миле от того места, где учились три девушки, в феврале 2015 года отправившиеся в Сирию в качестве невест джихада. «Это шоу должно было стать осмысленным разговором вокруг того вопроса, который вызывает истерию (речь шла о радикализации британской молодежи — прим. ред.). А вместо этого голоса замолкли, и все потому, что мы живем в окружении страха», — отметила Надиа Латиф.
После отмены «Доморощенных» в его поддержку выступили деятели культуры. В своем открытом письме в The Times они обвинили в запрете спектакля власти.
Спектакль «Суд над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре»
В апреле 2017 года в Киеве не состоялась премьера «Суда над Джоном Демьянюком. Холокост кабаре». Спектакль по одноименной пьесе канадского драматурга еврейского происхождения Джонатана Гарфинкеля отменили после возмущений главного раввина Украины Моше-Реувена Асмана и других граждан. На своей странице в Facebook Асман написал: «Пьесы с названием "Холокост Кабаре" в Киеве не будет. Просто потому, что есть слова, которые нельзя трогать бесчувственными руками и которые нельзя превращать в крикливый рекламный бренд. Холокост — одно из таких слов. Это слово-страдание, слово-боль, это память о шести миллионах замученных евреев Европы, из которых почти каждый четвертый был уничтожен на территории современной Украины».
В основу пьесы Джонатана Гарфинкеля легла реальная история жизни бывшего охранника нацистского концлагеря, который был обвинен в убийстве почти 30 тыс. заключенных. Отмененная в Киеве постановка все же была показана на сцене — 25 апреля 2017 года премьера «Холокост кабаре» состоялась в Санкт-Петербурге на сцене музея Эрарта.
Балет «Девушка и смерть»
Отмена балета «Нуреев» накануне премьеры — не единственная в истории Большого театра. В 1987 году за несколько недель до первого показа был снят балет Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть». «Я впервые увидела, чтобы Микаэл Леонович выбросил партитуру в мусорное ведро, — рассказывала супруга композитора Вера Таривердиева. — Эту историю он не пережил. Он пал жертвой борьбы определенной группы людей в Большом театре против Юрия Григоровича. В стране начиналась перестройка, и этот период был многими воспринят как возможность свести счеты друг с другом. Спектакль ставился еще при Григоровиче на Нину Ананиашвили и Андриса Лиепу, декорации и костюмы были готовы, даже билеты со штампом «Девушка и смерть» уже поступили в продажу». В худсовете, который принимал решение о выпуске спектакля, была балерина Галина Уланова. По поводу «Девушки и смерти» она сказала: «Сейчас по телевизору идет фильм "Семнадцать мгновений весны" — вот пусть Таривердиев этим и занимается, а что ему делать в Большом театре?».