Стиль
Впечатления Запретное искусство: как в России закрывают выставки
Стиль
Впечатления Запретное искусство: как в России закрывают выставки
Впечатления
Запретное искусство: как в России закрывают выставки

Джок Стерджес. Шинейд. Клифден, графство Голуэй, Ирландия, 1995

© пресс-материалы Центра фотографии им. братьев Люмьер
25 сентября Центр фотографии им. братьев Люмьер закрыл выставку Джока Стерджеса «Без смущения». Поводом стали обращения «возмущенных граждан», назвавших снимки порнографическими. «РБК Стиль» вспомнил, когда еще искусство в России оказывалось под запретом.

Выставка «Джок Стерджес. Без смущения»

Где: Центр фотографии им. братьев Люмьер
Когда: 2016 год

Выставка американского фотографа Джока Стерджеса открылась в Центре фотографии им. братьев Люмьер еще в начале сентября. Но лишь спустя две недели после этого член Совета Федерации Елена Мизулина объявила, что направила в прокуратуру запрос о проведении проверки экспозиции в связи с «публичной демонстрацией материалов с детской порнографией». Но ждать решения прокуратуры не пришлось. 25 сентября вход в Центр фотографии блокировали активисты организации «Офицеры России», а спустя несколько часов руководство галереи приняло решение досрочно закрыть экспозицию. Директор Центра Наталья Григорьева объяснила решение нежеланием того, чтобы «завтра у Центра фотографии начались какие-то неприятности» из-за «неадекватного поведения». «Вчера весь вечер, сегодня всю ночь я получала угрозы абсолютно неадекватных людей», — заявила Григорьева 25 сентября.


© пресс-материалы Центра фотографии им. братьев Люмьер

Выставка работ Джока Стерджеса проходила в России впервые. Американский фотограф известен сериями фотографий семей нудистов Франции, Северной Калифорнии и Ирландии. «Эти фото были опубликованы во всем мире. И галереи, и музеи не увидели в них порнографии. Там просто ее нет», — прокомментировал Стерджес закрытие своей выставки в Москве.

 

 

Опера «Тангейзер»

Где: Новосибирский театр оперы и балета
Когда: 2014 год

Премьера «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета состоялась 20 декабря 2014 года. Собственное прочтение произведения Рихарда Вагнера предложил режиссер Тимофей Кулябин. Он перенес действие оперы в наши дни, а главным героем стал не поэт, а кинорежиссер, снимающий картину о ранних годах жизни Христа. Постановка Кулябина была одобрительно принята публикой и критиками, но в начале 2015 года митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру с заявлением о том, что «Тангейзер» оскорбляет чувства верующих. Несмотря на то, что за постановку вступились Олег Табаков, Валерий Фокин, Галина Волчек и другие деятели культуры, против директора Новосибирского театра Бориса Мездрича и Тимофея Кулябина были возбуждены дела об административном правонарушении. Позднее суд закрыл их. Но Борис Мездрич все же был уволен с должности, а его место занял Владимир Кехман, который убрал постановку из репертуара театра.

 

© Кирилл Кухмарь/ТАСС

 

 

Выставка «Welcome! Sochi-2014»

Где: фестивальный городок «Белые ночи» в Перми
Когда: 2013 год

Выставка красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi-2014» должна была пройти в рамках пермского фестиваля «Белые ночи». Но она проработала всего два дня, после чего была закрыта по распоряжению пермских властей. Чиновники сочли экспозицию русофобской и порочащей сочинскую Олимпиаду. В пресс-релизе выставка описывалась как «смесь баснословной национальной удали и патриархальной агрессии, этакий нано-коктейль Молотова в духе новостей Первого канала». На полотнах Слонов изобразил Чебурашку в образе монстра, олимпийские кольца в виде виселиц и колючей проволоки, кровоточащие березы и бутылку водки с гранеными стаканами на пьедестале.

Зрители все же увидели выставку Слонова. Экспозиция повторно открылась в независимом культурном центре «Речник». «Мы собираемся доказать чиновникам, что запрещать не только не надо, но и нельзя», — заявил тогда организатор фестиваля Марат Гельман.

 

 

 

Выставка «Осторожно, религия!»

Где: Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова (с 2011 года — Сахаровский центр)
Когда: 2003 год

В январе 2003 года в Центре им. Андрея Сахарова  открылась выставка «Осторожно, религия!», на которой были представлены около 40 работ современных авторов. Среди экспонатов были одноименный коллаж Владислава Мамышева-Монро, постер Александра Косолапова «Coca-Cola/This is my blood», 2-метровая инсталляция Алисы Зражевской «Не сотвори себе кумира», имитирующая оклад православной иконы с прорезью на месте лика, и другие. В названии выставки организаторы хотели передать двойственность замысла: призыв к деликатному отношению к религии с одной стороны, и знак «Внимание, опасность!», когда дело касается религиозного фундаментализма с другой. Спустя четыре дня после открытия в музей ворвались шесть человек и залили краской стены и экспонаты. Часть работ была уничтожена, и руководство центра было вынуждено закрыть экспозицию.

 

© old.sakharov-center.ru

Летом 2003 года против тогдашнего директора Центра имени Сахарова Юрия Самодурова, сотрудницы Центра Людмилы Василовской и художницы Анны Михальчук завели уголовные дела по статье 282 УК РФ о возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды. А спустя два года был вынесен приговор. Юрий Самодуров и Людмила Василовская были признаны виновными и приговорены к уплате штрафа в 100 тыс. рублей. Художница Анна Михальчук была признана невиновной.