Стиль
Впечатления Без Малевича: русский авангард после революции 1917 года
Впечатления

Без Малевича: русский авангард после революции 1917 года

Яков Паин. «Натюрморт», 1918
Любовь Попова. «Оранжевая живописная архитектоника», 1918
Валентин Юстицкий. «Молочница», 1923

Яков Паин. «Натюрморт», 1918
Любовь Попова. «Оранжевая живописная архитектоника», 1918
Валентин Юстицкий. «Молочница», 1923

Спустя год работы художников-авангардистов вновь вернулись в Еврейский музей и центр толерантности. Вторая часть проекта «До востребования. Коллекция русского авангарда» куратора Андрея Сарабьянова охватывает период с 1917 до начала 1930-х годов.

Короткий отрезок времени длиной в несколько лет русский авангард мог существовать официально. Это были первые годы после революции, когда власть больше всего занимали вопросы политики. «И вышло так, что левые, авангардно настроенные художники получили доступ к властным структурам. Они стали организовывать новые музеи, школы, новую систему образования», — рассказал «РБК Стиль» куратор проекта «До востребования. Коллекция русского авангарда из региональных музеев» Андрей Сарабьянов. Все закончилось в 1923 году, когда власть поняла, что авангард — не то искусство, которое нужно стране. А к началу 30-х он, по словам Сарабьянова, превратился в пустое место и запрещенную тему. «Вновь заговорить о Малевиче стало можно лишь к концу 70-х», — добавляет куратор.

Василий Кандинский. «Эскиз», 1920

Василий Кандинский. «Эскиз», 1920

Сам Андрей Сарабьянов в проекте «До востребования. Коллекция русского авангарда» решил заговорить не только о Малевиче, но о десятках художников-авангардистов, среди которых есть и совсем неизвестные публике герои. Их работы Сарабьянов отыскал в собраниях региональных музеев по всей России: от Архангельска до Краснодара и от Омска до Вятки.

Вторая часть проекта «До востребования. Коллекция русского авангарда» охватывает период с 1917 года до начала 1930-х. В это время продолжалась эволюция примитивизма, кубофутуризма и других стилей, которые возникли в первое десятилетие XX века, и одновременно формировались новые направления, такие как беспредметность и конструктивизм. Организаторы выставки целенаправленно показывают, как авангард, бывший европейским течением, раскрывался на советской почве. «Не нужно воспринимать русский авангард как нечто закрытое. Различные влияния проходили сквозь железный занавес», — отмечает Сарабьянов.

Валентин Юстицкий. «Станковая живописная конструкция», 1921

Валентин Юстицкий. «Станковая живописная конструкция», 1921

Александр Родченко. «Линии на зеленом, № 92». Из серии «Линиизм», 1919

Александр Родченко. «Линии на зеленом, № 92». Из серии «Линиизм», 1919

Всего на выставке представлены 110 работ 93 художников. Произведениями от пола до потолка увешаны три стены зала. Полотна собраны по направлениям. Так, с одной стороны зала — беспредметное искусство, с другой — художники и последователи группы «Бубновый валет». Работы Кандинского, Кончаловского, Родченко и других признанных мастеров соседствуют с произведениями совсем неизвестных художников. Так, об Иване Удоде авторы проекта даже не смогли отыскать биографических справок. А в случае с картиной Валентины Брумберг «Пейзаж с домом» зрители удивятся, поняв, что это полотно знаменитой создательницы многих советских мультфильмов.

Вторая часть выставки «До востребования. Коллекция русского авангарда из региональных музеев» открыта в Еврейском музее и центре толерантности с 30 марта до 28 мая.